Роскошный гол Родригеса положил начало четвёртой победе команды-открытия ЧМ-2014. Но следующая задача "кофейщиков" будет мегасложной. Бразилия.
На подходе к воротам "Мараканы" (чьи кресла раскрашены словно специально для этого матча – в жёлтое колумбийское и голубое уругвайское) стояла группа пёстро-жёлтых колумбийцев и под прицелом телекамер. Реагируя на вопрос корреспондента о счёте, она прыгала и распевала: "4:0! 4:0!" Вся Бразилия в эти минуты сходила с ума от напряжения – завершалось основное время игры с Чили, – а эти бравые колумбийские парни и девахи были абсолютно безоблачно беспечны.
Предскажи кто такую беспечность всего-то навсего в феврале нынешнего года, когда в обычнейшем матче Кубка Франции с любительской командой порвал "кресты" Радамель Фалькао… Но тем и потрясающе новое колумбийское поколение, что оно сумело не заметить потери не просто бойца, а своей суперзвезды. У нас травма куда менее сиятельного в общемировом масштабе Романа Широкова стала невосполнимой потерей, а эти попереживали и поехали дальше.
Да, в больницу к Фалькао приходил президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос Кальдерон, да, врачи обещали чудо, но слёзы Радамеля, когда стало ясно, что на ЧМ-2014 его не будет, обошли весь мир. Но разве теперь вы исключаете другие его слёзы – счастья, если в четвертьфинале колумбийцы грохнут далеко пока не фантастическую Бразилию?
Суперзвезду потерял и Уругвай, но тут вышла совсем другая история. Колумбия без Фалькао – это всё равно Колумбия, а вот Уругвай без Луиса Суареса… Он уже такой был – в матче с Коста-Рикой. Чем это закончилось, никто ещё не забыл. И не бывать нынешней команде Оскара Табареса, явно постаревшей и потяжелевшей по сравнению с триумфальным Copa America 2011 года или четвёртым местом на ЧМ-2010, в нынешнем плей-офф, если бы не Суарес. Если бы не его блистательный дубль в ворота Англии, досрочно отправивший страну, в которой он играет, домой.
Право, словно перст судьбы, свёл в одном телеэфире за пару дней до матча Уругвай – Италия Суареса и Диего Марадону. Их соединили при помощи телефонного звонка, и Диего Армандо наговорил уругвайцу из "Ливерпуля" кучу комплиментов. Таких, каких давно уже никто от Марадоны в свой адрес не слышал.
А вскоре Суарес исполнил классическую для того же Марадоны мизансцену на тему "Гений и злодейство". Его укусу Кьеллини, сколько бы событий далее в Бразилии ни произошло, суждено стать одним из символов этого чемпионата мира. Так же, как это было у Зидана с Маттерацци на ЧМ-2006, – только на куда более ранней стадии.
После жесточайшего наказания Суареса дисциплинарным комитетом ФИФА (Уругваем уже оспоренного) на родине форварда встречал лично президент страны Хосе Мухика. Он не упустил возможности для громкой риторики: "В ФИФА считают, что могут угнетать нас, потому что мы – маленькая страна". Страна действительно маленькая – всего 3 миллиона человек. Достижения в футболе, которых она при этом добилась, поистине уникальные.
Но едва ли девятиматчевая дисквалификация Суареса на официальные игры сборной и четырёхмесячная отлучка от футбола вообще (даже на стадионе ему нельзя появляться, что уже полный абсурд!) связана с размерами Уругвая. Просто в ФИФА решили провести образцово-показательный процесс, и чем громче в таких случаях имя, тем лучше.
Непонятно, почему укус, даже "рецидивистский", наказывается столь жестоко, тогда как переломы ног, врезание шипами в колени, подленькие удары, разрывающие ахиллы – то есть вещи, напрямую угрожающие здоровью людей – и близко таким образом не наказываются. Трёх, ну ладно, с учётом рецидива, пяти матчей дисквалификации Суареса на игры сборной за глаза бы хватило. А "Ливерпуль", который на всё это время останется без лучшего игрока АПЛ прошлого сезона по всем версиям, тут и вовсе ни при чём.
Так или иначе, Уругвай оказался без Суареса, хотя в раздевалке сборной Табарес и его футболисты демонстративно оставили на месте небесно-голубую футболку с 9-м номером и его фамилией на спине. Вот помочь она могла партнёрам только духовно.
На поле же Суареса заменил 35-летний Форлан, который, конечно, уже не тот, что четыре года назад. Также вместо Лодейро появился Макси Перейра. Тогда как у Колумбии вышел почти такой же состав, как во втором туре с Кот-д"Ивуаром – только автор дубля в ворота Японии Мартинес сменил Ибарбо. А вот по сравнению со встречей против японцев (выигранной на всякий случай с крупным счётом) произошло сразу семь перестановок. Легче сказать, кто остался – Оспина, Армеро, Куадрадо и Мартинес.
Учитывая блестящую игру команды Хосе Пекермана в групповом турнире и то, как сыграл Уругвай с Коста-Рикой без Суареса, полуфиналистам прошлого мирового первенства большинство специалистов шансов не оставляло. А что думали колумбийские болельщики – читайте в первом абзаце.
Уругвайские поклонники по понятным причинам были настроены куда мрачнее и агрессивнее. В районе 25-й минуты одного из них в соседнем с ложей прессы секторе полиция вывела с трибуны за попытку драки и, по одной из версий, краткосрочную демонстрацию баннера с далеко не лестными характеристиками ФИФА. В ответ забушевал и запел весь сектор – в первую очередь, конечно, уругвайцы, но и колумбийцы, которых на "Маракане" было несравнимо больше, их поддержали. Успокоилась толпа только минут через пять.
А тут и гол приспел. Да какой – не конфетка даже, а самый настоящий праздничный торт. Агилар отдал верховую продольную передачу на суперзвезду группового турнира Хамеса Родригеса. И одноклубник Фалькао по "Монако", приняв мяч на грудь и не дав ему опуститься на землю, вкуснейшим ударом с левой вонзил мяч в сетку. Метров с 20, с полуоборота, транзитом через пальцы Муслеры и перекладину! То, что этот гол под одним из первых номеров войдёт во все хит-парады ЧМ-2014, не подлежит никакому сомнению.
Трудно даже сказать, шло к тому или нет. "Кофейщики" с первых же минут бросились в атаку, заставили уругвайцев несколько раз брутально сфолить. Правый фланг жгли напалмом то Куадрадо, то подключавшийся на каких-то запредельных скоростях из обороны Суньига. Последний даже бил с 30 метров – и от Муслеры мяч на пару метров отскакивал, прежде чем голкипер со второй попытки его фиксировал.
Но голевых моментов не было. Более того, с какого-то момента начали поднимать голову уругвайцы. Взять хотя бы мяч, закрученный Кавани с опасного штрафного немного над правой от Оспины девяткой. Дело выглядело так, что если такая конфигурация сохранится до конца первого тайма, то Уругвай закусит удила, Колумбии после перерыва будет всё сложнее. Но Родригес все эти инсинуации своим шедевром вмиг прекратил.
После гола у них уж точно не было иного выхода, как идти вперёд, хотя без Суареса делать это на систематической основе в их планы точно не входило. Нельзя сказать, что после мяча супергола они раскисли. Совсем даже нет – Кавани опаснейше простреливал на К. Родригеса, и лишь в последнее мгновение тому не давал пробить Санчес. Сапата в подкате еле выбивал мяч после тонкого заброса Форлана на Кавани. А самый опасный момент у Уругвая возник на 39-й минуте, но Оспина образцово-показательно отразил мяч после плотного удара Гонсалеса. Каким бы острым ни был угол – отбить-то запросто можно было на набегавших соперников…
"Эх, Суареса бы сейчас", – сколько миллионов человек в перерыве думали одно и то же. Несбыточное. С ним бы, как с Англией, игра могла зазвучать совсем иначе – этот человек способен вытаскивать матчи в одиночку. И разница между Колумбией без Фалькао и сегодняшним Уругваем без Суареса в том и состоит, что первые – полноценная команда без безоглядной ставки на суперзвезду, а вторая – король и его свита.
Впрочем, Уругваю страшно хотелось доказать обратное. И, когда у тебя есть такие люди, как Кавани или пусть даже старый Форлан, исключать этого никогда нельзя. Пекерман, надо думать, вполне доступно донёс это своей команде. Потому что уже на 50-й минуте она сотворила второй гол. Его автором стал тот же Родригес, но если мяч №1 был индивидуальным росчерком большого мастера, то гол №2 – плодом командного гения.
В три передачи мяч был доставлен с правого фланга на левый Армеро. Игрок "Вест Хэма", где в соответствии с прозвищем "молотобойщики" принято играть просто как правда, поступил совсем иначе – хоть и навесил, но мягко, нежно, даже ласково. И мяч, к которому отнеслись с таким пиететом, прилетел ровно туда, куда и должен был – на дальнюю штангу, на вихрастую голову Куадрадо. Тот сделал каллиграфическую скидку на линию вратарской, где Родригес в одно касание без помех отправил его в сетку.
Уругвай ещё трепыхался – особенно активничал Кристиан Родригес, который в своём "Атлетико" у Диего Симеоне не привык сдаваться до последнего патрона. А Макси Перейра и вовсе выскакивал один на один с Оспиной, точно так же не в силах его переиграть, как Самедов – М"Боли. Кавани крутил мяч в левый нижний угол – но браво, голкипер!
Чему быть, того не миновать. Родригеса в концовке седовласый Пекерман заменил – явно с целью исступлённо-счастливого рёва "Мараканы", который не заставил себя ждать, после чего жёлтые трибуны (где были колумбийцы, а где бразильцы – не различишь) уже пели до финального свистка, не останавливаясь ни на секунду.
Колумбийцы не просто играют в прекрасный футбол. Они благодарные люди – после игры с Кот-д"Ивуаром чествовали, например, Марио Йепеса, проводившего 100-й матч за сборную. Их тренер способен на поступок большой души – выпустить на исходе матча с Японией Фарида Мондрагона, подарив ему шанс сыграть на "мире" спустя 20 лет после дебюта на мундиалях, а миру – единственного 43-летнего игрока в истории финальных турниров чемпионатов планеты.
Колумбия победила и теперь выходит на Бразилию. Ох, какой это будет матч. "Кофейщики" пока ярче, вдохновеннее и эстетичнее, но "селесао", прошедшую по краю пропасти в матче с Чили, будет питать энергетика родных стен.
Тех самых, что на подходах к "Маракане" напряжённо смотрели прямо на улицах в расставленные в каждой кафешке телеэкраны. Точно так же 4 июля они будут с замиранием своих бразильских сердец смотреть трансляцию из Форталезы.