Разрез "Кузнецкий Южный" учел экологические требования и полученный опыт работы с населением. В сентябре 2022 заработал пилотный проект беспылевой доставки и погрузки угля.
Беспылевая погрузка – это новый экологический тренд в угольной логистике, который может стать стандартом.
Уголь "Кузнецкого Южного" прямо на территории разреза упаковывается в биг-бэги – полностью закрытые мягкие контейнеры, которые исключают пыление и просыпь. 1 биг-бэг вмещает 950 кг угля. Упакованный уголь перевозится на грузовых автомобилях на погрузочный комплекс, расположенный в нежилой, промышленной зоне в пригороде Новокузнецка. Там разрез приобрел старую угольную погрузку, полностью очистил от грязи и превратил в чистый склад. Теперь вместо гор угля – ровные ряды белых биг-бэгов.
– Раньше там была погрузка навалом, очень грязная и пыльная. Новый владелец разрез "Кузнецкий Южный" решил использовать современный подход. Станцию полностью переделали, поставили забор, проложили новые железнодорожные пути. Теперь вместо привычных куч угля – ровные ряды белых биг-бэгов. В них топливо грузят прямо на разрезе, оттуда доставляют на углепогрузку, где перегружают в вагоны. Ни пыли, ни грязи, ни шума, – отметил Андрей Панов, заместитель губернатора Кузбасса по промышленности, транспорту и экологии.
Каждый грузовик вмещает 22-24 биг-бэга, в зависимости от нормы грузоподъемности, и проходит строгий весовой контроль на выезде с технологического комплекса разреза. Каждый водитель под роспись инструктирован на строжайшее соблюдение скоростного режима, правил дорожного движения и следование знакам. Контроль движения каждого автомобиля ведётся через современную систему GPS. Дополнительно на линии работает машина контроля, которая отслеживает порядок движения и соблюдение скоростного режима.
Во время движения исключено пыление и просыпь угля – биг-бэги полностью изолированы. Уголь в биг-бэгах перевозится по автомобильным дорогам необщего и общего пользования. Длина участка перевозки составляет 43 км: 22 км по дороге необщего пользования и 21 км по дорогам общего пользования от границы Осинников до Притомского шоссе Новокузнецка.
После доставки биг-бэгов на чистый склад они грузятся в полувагоны, из которых формируются составы. Железнодорожные пути погрузочного комплекса примыкают к станции "Абагур-Лесной" ОАО "РЖД". После выдачи состава на станцию "Абагур-Лесной" он продолжает движение по путям общего пользования к потребителю. Благодаря биг-бэгам в пути нет пыления и просыпи.
Даже в условиях нестабильного рынка угля "Кузнецкий Южный" тратит значительные средства на технологическое развитие и сохранение экологии.