Участники общественных слушаний Общественной палаты Кемеровской области сформировали пакет рекомендаций по совершенствованию методов ценового регулирования в сфере теплоснабжения и привлечению инвестиций в теплосетевой сектор Кузбасса.
Ключевыми в рекомендациях стали предложения по внедрению нового метода ценового регулирования теплоснабжения с переходом от государственного регулирования тарифов к установлению предельного уровня цены на тепловую энергию для конечного потребителя по принципу "альтернативной котельной", а также по поэтапному "уходу" от компенсации выпадающих доходов (КВД) ресурсоснабжающим организациям из бюджетных средств. От повсеместной компенсации предлагается перейти к адресной поддержке граждан. Участники слушаний в своей резолюции предложили рассмотреть возможность применения новой модели рынка тепла на примере Новокузнецка.
Как отмечают участники общественных слушаний Общественной палаты региона в преамбуле к сформированным рекомендациям, "для Кемеровской области новый механизм регулирования в сфере теплоснабжения может стать реальным инструментом для решения накопившихся проблем в теплоснабжении, особенно в таких городах, как Кемерово, Новокузнецк, Прокопьевск, Белово, Ленинск-Кузнецкий, Юрга, поскольку позволит привлечь крупные компании, готовые инвестировать значительные средства в теплоснабжение на долгосрочный период".
Вместе с тем эксперты также отметили, что "…реализация государственной политики в сфере реформирования теплоснабжения в Кемеровской области невозможна без изменения действующей системы оплаты населением коммунальных услуг. Введённая в 90-ых годах мера социальной поддержки кузбассовцев в виде компенсации бюджетом разницы между обоснованными тарифами и установленной для физических лиц платой за потреблённые коммунальные ресурсы, так называемая система компенсации выпадающих доходов, сегодня является существенной расходной частью регионального бюджета, приводит к формированию хронической задолженности бюджета перед ресурсоснабжающими организациями. Подобные принципы социальный поддержки нуждаются в изменениях в сторону усиления адресной поддержки граждан".
Согласно закона № 279-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "О теплоснабжении" и отдельные законодательные акты РФ по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения", в России в 2018 году изменяется система тарифообразования с переходом от государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения к установлению предельного уровня цены на тепловую энергию для конечного потребителя по принципу "альтернативной котельной": свободного ценообразования на тепло в пределах уровня минимальной окупаемости строительства замещающих источников теплоснабжения.
Расчёт цены предполагается производить исходя из того, во сколько потребителям обойдётся тепловая энергия в случае строительства собственной котельной. При этом законодательство позволяет в каждом отдельно взятом муниципальном образовании устанавливать цену на тепло ниже уровня, рассчитанного по методу альтернативной котельной. По мысли законодателей, новая модель рынка тепла позволит решить проблему изношенности теплосетевой инфраструктуры городов, создав финансовый ресурс для привлечения инвестиций в их модернизацию. Кроме того, регионам даётся право оставаться в существующей парадигме тарифообразования или переходить на новую модель в конкретных городах по согласованию с Правительством РФ.
На основании этого участники общественных слушаний Общественной палаты Кемеровской области разработали рекомендации.
Так, администрации Кемеровской области совместно с Региональной энергетической комиссией рекомендовано "Признать необходимым внедрение новых методов ценового регулирования теплоснабжения, предложенных федеральным законодательством, которые предоставляют возможность гарантировать инвестиции в теплоэнергетику и делают понятной систему тарифообразования в долгосрочной перспективе", а также "Разработать "дорожную карту" поэтапного "ухода" от компенсации выпадающих доходов (КВД) за поставленные энергоресурсы из бюджетных средств ресурсоснабжающим организациям".
Кроме того, предполагается, что региональная власть должна рассмотреть возможность применения новой модели рынка тепла на примере одного из муниципальных образований региона, например города Новокузнецка, как пилотной площадки по модернизации инфраструктуры теплоснабжения.
Департаменту социальной защиты населения Кемеровской области совместно с департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области рекомендовано создать рабочую группу по разработке механизма предоставления дотаций реально нуждающимся категориям потребителей тепла при справедливом уровне тарифа.
Кроме того, общественным советам при региональных органах власти рекомендовано обсудить вопрос внедрения новых методов ценового регулирования теплоснабжения с точки зрения защиты прав потребителя, а комиссии по местному самоуправлению и жилищно-коммунальному хозяйству провести в 2018 году конкурс успешных практик по привлечению инвесторов в теплоснабжение среди муниципальных образований Кемеровской области.