Крупное энергетическое предприятие, гарантирующий поставщик электрической энергии ПАО "Кузбассэнергосбыт" в 2024 году отмечает юбилей. За 90 лет своей истории компания прошла через суровое военное лихолетье, восстановление экономики и рост электропотребления в послевоенный период, справилась с экономическими и политическими кризисами 90-х и 2000-х годов, пережила реформу энергетической отрасли, на протяжении всего этого пути сохранила неизменной свою главную задачу – бесперебойно обеспечивать электроэнергией кузбасских потребителей. О самых ярких вехах развития предприятия расскажем подробнее.
Сегодня "Кузбассэнергосбыт" – это 4 межрайонных отделения, 35 офисов и более 1 тыс. сотрудников, которые обслуживают более 1 млн физических и более 25 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории более 80 тыс. км2. Только в 2023 году объём отпущенной потребителям электроэнергии составил 8,2 млрд кВт*ч – это порядка 30% всей электроэнергии, отпущенной потребителям Кузбасса.
Начиналось всё в конце 1920-х годов с реализации эпохального Государственного плана электрификации России (ГОЭЛРО). Развитие промышленного производства молодой советской страны было связано с увеличением добычи угля, богатейшие залежи которого, как и других полезных ископаемых, находились в Кузбассе. Масштабная угледобыча в регионе требовала электрической энергии, которой и должно было обеспечить строительство первых крупных электростанций. В 1932 году начала работу ТЭЦ Кузнецкого металлургического комбината, а в 1934 году – Кемеровская ГРЭС. Вместе с появлением генерации и крупных потребителей электроэнергии возникла необходимость реализации электрической и тепловой энергии, потребовался контроль их расходования. С того момента и началась история кузбасского "Энергосбыта" – он был образован 20 июня 1934 года при Районном энергетическом управлении "Запсибэнерго".
Первые годы 10–12 сотрудников небольшого предприятия обслуживали всего 15–20 потребителей, общий полезный отпуск электроэнергии которым составлял не более 200 млн кВт*ч. В обязанности компании входили также ввод ограничений и отключение потребителей. Интересно, что на тот момент это было связано с нехваткой электроэнергии, а не с задолженностями клиентов, как сейчас.
Важной задачей были также организация и осуществление контроля распределения и расходования электроэнергии. Именно сотрудники "Энергосбыта" формировали новую культуру осознанного потребления электроэнергии. Соблюдение режимов освещения, технологии и норм загрузки оборудования контролировались инспекторами "Энергосбыта", которые не только приучали потребителей следить за порядком потребления электроэнергии, но и имели рычаги воздействия на злостных нарушителей: предприятия могли оштрафовать на 10 тыс. рублей, а должностным лицам выписать штраф до 50 рублей.
Учёт электроэнергии также был на "Энергосбыте". В военном 1942 году в компании появилась первая лаборатория, которая проводила ремонт, поверку электро– и расчётных счётчиков и щитовых приборов, а также их замену и проверку на местах установки. Если говорить об объёмах, то в 1954 году "Энергосбыт" обслуживал порядка 400 приборов учёта на предприятиях и 1 200–1 300 счётчиков потребителей.
Новый этап в истории компании начался в 1964 году, когда "Энергосбыт" начал работать в сельской местности. Реализация электрической энергии потребителям на селе увеличила объёмы и масштабы работы по надзору. В городах Анжеро-Судженске, Белово и Новокузнецке возникли 3 новых отделения компании.
Предприятие продолжало расти и к 1980 году обслуживало уже более 90 тыс. приборов учёта электрической энергии. Полезный отпуск электроэнергии достиг 28 млрд кВт*ч. После получения статуса предприятия Государственного энергетического надзора и сбыта энергии "Энергонадзор" усилилась масштабная работа по контролю за рациональным использованием электрической и тепловой энергии, строгим соблюдением режимов электропотребления, появились задачи по расширению использования вторичных энергоресурсов. Активная разъяснительная работа компании среди потребителей, рационализаторские предложения сотрудников имели результаты. В 1982 году высокие показатели коллектива во Всесоюзном социалистическом соревновании были отмечены вручением "Энергонадзору" переходящего Красного Знамени ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.
Конец 80-х и начало 90-х годов были ознаменованы началом внедрения новых систем учёта электроэнергии.
А в 1991 году прекратила существование Единая энергосистема СССР, после чего в 1992 году "Энергонадзор", находившийся тогда в структуре ОАО "Кузбассэнерго", вошёл в состав холдинговой компании РАО "ЕЭС России".
В сложные для страны годы, несмотря на трудности с расчётами за электроэнергию и задержками зарплаты, сотрудники компании не сдавались и по-прежнему грамотно выполняли свою работу.
Конец непростых 90-х предприятие встретило уже в новом качестве: в 1997 году "Энергонадзор" был освобождён от функций государственного энергетического надзора и переименован в "Энергосбыт" ОАО "Кузбассэнерго" – филиал Кузбасского открытого акционерного общества энергетики и электрификации. Отделения в Новокузнецке, Белове и Анжеро-Судженске стали Южным, Центральным и Восточным межрайонными отделениями соответственно, а Кемеровский производственный участок стал Северным межрайонным отделением.
Современная история "Энергосбыта" началась в 2006 году. Начавшаяся в то время реформа РАО "ЕЭС России" выделила три вида деятельности холдинга: генерацию, сетевые компании и сбыт. И 1 июля 2006 года из состава ОАО "Кузбассэнерго" было выделено предприятие ОАО "Кузбассэнергосбыт", которое начало свою самостоятельную деятельность в качестве энергосбытовой организации, получившей на территории Кемеровской области статусы субъекта оптового рынка и гарантирующего поставщика.
Помимо этого, "Кузбассэнергосбыт" принял на баланс автоматизированную систему коммерческого учёта электрической энергии и тем самым стал одним из немногих в стране гарантирующих поставщиков, сохранивших за собой функцию учёта электроэнергии.
В 2007 году основным акционером ОАО "Кузбассэнергосбыт" стала компания "Мечел-Энерго", входящая в состав гиганта отечественной промышленности – горнодобывающего и металлургического холдинга "Мечел".
Для внедрения единых стандартов работы с клиентами в период с 2008 по 2013 годы "Кузбассэнергосбыт" отказался от услуг компаний-агентов и перевёл своих потребителей на прямое обслуживание. Общее количество потребителей-граждан достигло 1 млн.
Приоритетной задачей на ближайшую перспективу для ПАО "Кузбассэнергосбыт" остаётся клиентоориентированность. Удобство и комфорт своих клиентов кузбасская энергосбытовая компания связывает прежде всего с развитием цифровых технологий и дистанционных сервисов обслуживания.
Для удобства клиентов в компании работает Единый контактный центр, активно развиваются страницы в социальных сетях. В августе 2020 года для граждан было запущено мобильное приложение "Платосфера", а с осени 2023 года на онлайн-оплату через мобильное приложение перешли юридические лица и индивидуальные предприниматели. Активно внедряется электронный документооборот для потребителей.
В мире цифровых технологий, где искусственный интеллект уже стал частью повседневной жизни, а каждый день приносит новые достижения, нельзя стоять на месте, считает руководство ПАО "Кузбассэнергосбыт". Компания продолжает работать над совершенствованием систем учёта электроэнергии, новым личным онлайн-кабинетом для потребителей и другими цифровыми проектами.
Совместно с Системным оператором ЕЭС "Кузбассэнергосбыт" первым в России успешно провёл в 2017 году так называемый натурный эксперимент по регулируемому снижению объёмов электропотребления в пиковые часы, что позволяет снижать конечную цену электроэнергии. Эксперимент кузбассовцев дал начало механизму управления спросом на розничных рынках электроэнергии.
В 2022 году "Кузбассэнергосбыт" наряду с другими гарантирующими поставщиками в стране приступил к установке интеллектуальных приборов учёта, самостоятельно передающих показания и имеющих возможность дистанционно вводить ограничение электропотребления. Этот проект рассчитан на десятилетия и позволит изменить отечественную электроэнергетику.
Однако на протяжении всей истории "Кузбассэнергосбыта" неизменной ценностью для компании остаются люди. Предприятие всегда славилось своими специалистами. И это закономерно, ведь и позиция руководства, и традиции коллектива, и богатый профессиональный опыт, который передаётся из поколения в поколение, – всё здесь направлено на развитие и благополучие сотрудников.
– Мы ценим вклад каждого в общее дело, поэтому для нас важно продолжать обеспечивать нашим сотрудникам высокий уровень условий труда и достойную заработную плату, а также на постоянной основе оказывать поддержку нашим ветеранам, – такова позиция генерального директора ПАО "Кузбассэнергосбыт" Леонида Петрова.
90-летний юбилей – отличная возможность поблагодарить всех сразу, поэтому 2024 год в "Кузбассэнергосбыте" будет отмечен целым рядом новых интересных мероприятий, которые позволят каждому сотруднику компании почувствовать свою причастность к многочисленному и дружному коллективу ПАО "Кузбассэнергосбыт" и его большой истории.
Впереди у компании новые вызовы и победы, но, когда Кузбасс – это не просто часть названия организации, а по-настоящему родной край, а за спиной такой многолетний опыт и профессионализм дружного коллектива, можно смело смотреть в будущее и двигаться к юбилею вековому, который уже не за горами. Пусть и этот путь будет направлен на благо кузбасского региона и его жителей и пусть станет он для "Кузбассэнергосбыта" лёгким и плодотворным!