Летние каникулы для каждого ребенка – радость. Но также это время повышенной опасности. Ведь именно летом ребятишки больше времени проводят без родительского и учительского надзора – дни напролет бегают во дворе, играют с товарищами. Какие только соблазны не ждут их за дверями дома! Какие только неприятности не подстерегают! Журналист VSE42.Ru пообщался с экспертом по детской безопасности Дарьей Зыряновой и выяснил, как научить ребенка действовать в нестандартных ситуациях и провести летние каникулы без лишних неприятностей. Подробности в нашем материале.
Как бы родители ни заботились о своих чадах, как бы ни оберегали от неприятностей в течение учебного года, неминуемо наступают летние каникулы. И тут уж, конечно, ребенка не запрешь в четырех стенах, не посадишь за уроки. Большинство секций и кружков на лето тоже уходят в отпуск. И дети, хоть и не оказываются совсем без присмотра, но все же становятся более самостоятельными, хотят того мама с папой или нет. Поэтому им остается, отправляясь на работу, волноваться и беспрерывно созваниваться с ребенком – или изучить вместе с ним несложные правила, которые помогут избежать как небольших, так и очень серьезных проблем.
Как считает кемеровский эксперт по детской безопасности Дарья Зырянова, дети вполне способны самостоятельно защитить себя и выйти из многих сложных ситуаций, случающихся с ними на улице, если обладают необходимыми знаниями.
Первое, что, по мнению Дарьи Зыряновой, должен усвоить ребенок, – несложный алгоритм общения со знакомыми, малознакомыми и совсем незнакомыми людьми.
– Очень важно, чтобы ребенок понимал, с кем ему можно общаться на улице, а с кем нельзя. Родители часто сами учат детей быть вежливыми, помогать старшим. Но на самом деле с точки зрения безопасности такие установки для детей не очень хороши. Поэтому основа безопасности – это так называемые круги доверия: незнакомые люди, знакомые и самые близкие – семья, – объясняет Дарья.
Но даже со знакомыми людьми, по словам специалиста, есть правила общения.
– Часто дети, особенно маленькие, видя человека во второй раз в жизни, уже считают его знакомым и думают, что ему можно доверять, – говорит Дарья.
Другое распространенное детское заблуждение связано с тем, что можно доверять бабушкам и дедушкам.
– Обычно ребятишки думают, что пожилые люди не могут причинить им вред. Например, когда я спрашиваю детей: "Кто поможет бабушке донести тяжелые пакеты?", все тянут руку. Всех хотят помочь, все стремятся быть хорошими, воспитанными детьми. На самом деле очень важно, чтобы ребенок понимал – для помощи взрослому есть другие взрослые. И ребенок не должен помогать даже знакомым взрослым, не говоря о тех, кого он видит впервые. К сожалению, по статистике 80% разного рода преступлений в отношении детей совершают люди из круга знакомых. Поэтому здесь важно, чтобы ребенок понимал: если к нему обращается пусть и знакомый человек, куда-то зовет, что-то предлагает, прежде чем согласиться, ему нужно обязательно спросить разрешения у родителей, поставить маму или папу в известность о происходящем. А вот с незнакомым человеком ребенок имеет полное право вообще не разговаривать – прервать разговор и идти дальше по своим делам, – рассказывает Дарья Зырянова.
Как поясняет наш эксперт, взрослые сами должны придерживаться правила – не обращаться за помощью к ребенку.
– Воспитанный взрослый человек не должен подходить к чужому ребенку. Конечно, детей не надо запугивать, чтобы они боялись и думали, что мир – это сплошное зло. Но их надо информировать. Например, объяснять, что взрослый человек может быть безобидным, но, не зная правила, обратиться за помощью. На такую просьбу ребенок может смело сказать: "Я вас не знаю и не буду с вами разговаривать" и уйти. Здесь очень важно не продолжать диалог. Потому что, чем больше ты с человеком разговариваешь, тем сложнее прервать общение. Это даже взрослые могут заметить. А детям поступить так еще сложнее, они больше подвержены влиянию старших. Поэтому для ребятишек будет лучше сразу прервать диалог с незнакомцем и уйти, – делится Дарья.
Но есть еще одна категория людей, в общении с которыми детей невозможно ограничить. Это их сверстники. А если ваш ребенок к тому же подросток, то влиять на него родителям бывает крайне сложно.
– Конечно, ребята в подростковом возрасте очень самонадеянны, думают, что видят всех насквозь, понимают, что происходит, и сами могут решить все проблемы. Но на самом деле и в общении со сверстниками им лучше пользоваться всеми вышеперечисленными правилами. Ребенок должен анализировать ситуацию, понимать, к чему приведут те или иные его действия и какими будут последствия, – говорит эксперт.
По словам Дарьи, все жертвы преступлений, как правило, совершают одну из трех ошибок: идут в гости к ненадежным людям, садятся не в ту машину, съедают или выпивают что-то у незнакомого человека.
– Как раз в подростковом возрасте ребята начинают посещать вечеринки. И ребенок должен понимать, что даже в общении со сверстниками нужно быть осторожным. Взрослым необходимо об этом говорить, объяснять, чтобы ребенок понимал, что к нему могут, например, применяться манипуляции. Его могут пытаться "взять на слабо". Нужно обязательно объяснять ребенку, что это манипуляция и поддаваться на нее нельзя. Тогда он сможет противостоять чужому опасному влиянию, – делится Дарья.
А если ребенок все-таки оказался вдалеке от дома с людьми, которые не вызывают у него доверия, он должен понимать, что главные его защитники – это родители.
– Если ребенок чувствует опасность, то должен обязательно сообщить об этом родителям, не боясь их реакции. Да, может быть, они будут недовольны и даже потом поругают, но они обязательно окажут помощь. Серьезные проблемы часто возникают из-за того, что ребенок уже понял, что попал в беду, но боится рассказать маме и папе, – поясняет Дарья Зырянова.
Для тинейджеров у Дарьи есть еще один совет:
– Подросткам я всегда говорю: "У вас могут быть не очень хорошие отношения с родителями. Это довольно частая история. Но у вас должен быть хотя бы один человек, которому вы доверяете – подруга, друг, родственник, кто угодно. С ним вы должны придумать слово или фразу, которой вы сможете подать сигнал об опасности. Например, ты можешь позвонить подруге и сказать: "Я на вечеринке, но у меня болит голова". Это должна быть нейтральная фраза, на которую окружающие не обратят внимания, но доверенный человек сразу поймет – вы в опасности, происходит что-то не то. Он сообщит о беде старшим: своим родителям, а те уже вашим. И они придут на помощь, – дополняет эксперт.
Если случилось так, что ребенок не может связаться с родителями или с кем-то из близких, то ему нужно постараться оказаться в безопасном месте.
Распространенная детская ошибка, по словам Дарьи, связана с тем, что многие ребятишки считают безопасным местом подъезд.
– Если за ребенком идет компания, они смеются, цепляют какими-то фразами, то, чтобы отделаться от навязчивого внимания, многие дети решают зайти в подъезд. Это неправильно. Подъезд – тоже опасное место. Оно скрыто от посторонних глаз, и здесь злоумышленнику легче причинить вред ребенку. И детям нужно это объяснять: не заходить в подъезд с посторонними, не садиться с чужими людьми в лифт. При виде постороннего лучше выйти из подъезда, позвонить родителям, дождаться соседей, – говорит Дарья Зырянова.
При этом она призывает детей ни в коем случае не стесняться выглядеть как-то не так, смешно, нелепо, глупо. Когда речь касается безопасности, все стеснение нужно отбросить и сосредоточиться на выживании.
– Постарайтесь оказаться среди людей. Есть правило, согласно которому взрослый не должен обращаться за помощью к ребенку. Но ребенок может попросить о помощи даже у незнакомого человека. Например, подойти к маме с ребенком, к кассиру в магазине. И самое простое – позвонить родителям. На тот случай, если телефонного аппарата по какой-то причине с собой нет, нужно обязательно знать наизусть номер телефона мамы или папы. По своему опыту могу сказать – в классе его знают в лучшем случает пара человек из 20. Обычно все кричат: "А у меня в телефоне. А у меня часы с GPS". Это хорошо, но недостаточно. Ситуации могут быть разные. Техника может подвести. И родители должны обязательно уделять внимание тому, чтобы дети знали их телефонные номера наизусть, – говорит Дарья.
С ее точки зрения, самый лучший родительский контроль – доверительные отношения в семье.
– Все гаджеты – это удобно, полезно, особенно для малышей. Но мы не можем везде подстелить соломку в виде технических средств слежения за местом нахождения сына или дочери. Мы должны воспитывать в них внимательность, критическое мышление, осторожность и объяснять элементарные правила безопасности, которыми они смогут воспользоваться в критической ситуации. Часы садятся, телефоны теряются, а конкретные знания всегда будут с ребенком, – считает эксперт.
Примечательно, что, работая с детскими коллективами, Дарья обратила внимание на то, что представление детей о внешнем виде преступника в большинстве своем очень стереотипно. Особенно у учащихся младшей школы.
– Когда я спрашиваю у ребят, как выглядит преступник, они все начинают описывать дядьку в черном костюме, с маской на лице, пистолетом и мешком в руках. То есть дети думают, что бандит в жизни выглядит так же, как в мультиках. И они уверены, что смогут отличить его от обычного человека. Но когда я задаю вопрос: "Что случится, если все преступники будут выглядеть так, как вы описываете, одинаково?", дети начинают думать, рассуждать, и до них доходит, что, если бы злоумышленники были такими, как в мультфильмах, их бы всех арестовали. Дальше я спрашиваю: "А как же нужно выглядеть преступнику, чтобы его никто не узнал?" И тут ребята осознают, что он должен быть похожим на обычного человека, – рассказывает Дарья.
Интересно, что, по словам нашего эксперта, в ее практике встречаются довольно взрослые дети, имеющие стереотипное представление о преступниках. Например, у нее был случай, когда ученик седьмого класса начал описывать бандита как мужчину в черной маске с пистолетом.
– Поэтому очень важно объяснять детям, что преступник может выглядеть как угодно. И это может быть не только мужчина, но и женщина, и бабушка, и дедушка, и подросток – абсолютно любой человек, – говорит эксперт.
Какая еще опасность может грозить ребенку на летних каникулах чаще, чем в другое время? Он может потеряться.
– Здесь есть несколько вариантов развития событий. Например, если ребенок шел с родителями, скажем, по зоопарку и отстал, потерялся, то здесь действует правило: ребенок стоит на месте, родители ищут. Об этом надо договариваться заранее, если вы отправляетесь в людное незнакомое место. Это правило также очень хорошо работает, если вы поехали отдыхать за границу. Когда ребенок заблудился в сквере возле дома, это не очень страшно. А в совершенно незнакомой локации, где с большой долей вероятности окружающие не говорят по-русски, лучше сразу договориться: сын или дочь стоит на месте, взрослые отправляются на поиски, – объясняет Дарья.
Если же ребенок потерялся в родном городе, то самый простой алгоритм действий – позвонить родителям.
– Почему я всегда настаиваю на том, что лучше всего постараться сразу связаться с родителями? Потому что даже если посторонний взрослый предлагает помощь, она может быть оказана по-разному. Кто-то может позвать ребенка в кафе или еще куда-то, что может быть небезопасным. Здесь мы опять возвращаемся к тому, что очень полезно знать наизусть номера телефонов родителей. Тогда ребенок может попросить набрать маму или папу и рассказать, где он находится: уехал не на том автобусе, не туда повернул или что-то еще. И тогда родители предпримут какие-то меры. Объективно ребенок может сориентироваться в любой ситуации и разрешить ее. Оптимально, если он максимально быстро свяжется с родителями, – считает эксперт.
Если все-таки возникла необходимость обратиться за помощью к посторонним взрослым, то лучше, по словам Дарьи, идти к официальным представителям служб, организаций: кондуктору, водителю автобуса, сотруднику магазина, охраннику торгового центра и т. п.
– Ребенок подходит, объясняет, что случилось, и уже этот взрослый сообщает о произошедшем в полицию. Сам ребенок вряд ли способен найти полицейский участок, если, конечно, не увидит патрульных МВД или ГАИ где-то рядом, – говорит Дарья.
Еще одна проблема, с которой она очень часто сталкивается в работе, связана с тем, что дети в случае опасности в массе своей собираются звонить в службу спасения 911. А родители не акцентируют на этом внимания, думают, что ребенок и сам знает такие элементарные вещи. Но это далеко не так.
– Многие дети не знают, что нужно звонить 112. А ведь ребенок может легко набрать эти три цифры, рассказать о своей проблеме, и там уже сориентируются, как ему помочь и какую службу направить по адресу, – уверена Дарья.
Большинство детей, по словам Дарьи Зыряновой, оказавшись в опасности, совершенно не умеют привлекать внимание. Она считает, что родители сами их к этому приучают, беспрестанно повторяя: "Не кричи. Тише. Ну чего ты орешь? Все смотрят на тебя".
– Когда ребенку грозит опасность, очень важно, чтобы он умел обратить на себя внимание окружающих. Причем делал это эффективно. И тут есть одна очень важная фраза, которую ребенок должен знать и не бояться использовать: "Помогите, я не знаю этого человека!"
Почему именно эта фраза? Дело в том, что, если ребенок кричит: "Не хочу! Не пойду! Отстань!", то прохожие, скорее всего, подумают, что он капризничает. Даже если увидят, что его куда-то пытаются увести, посадить в машину, они решат, что это семейное дело. В такую историю никто не станет вмешиваться. А если ребенок закричит: "Помогите, я не знаю этого человека!" – закричит громко, не стесняясь, то тогда это может спасти ему жизнь. Еще лучше, если он одновременно упадет на пол и продолжит кричать. Если ребенок стеснительный, нужно с этим работать. Как вариант – отдать его в театральную школу. Детей необходимо раскрепощать, чтобы в случае необходимости они могли отстоять свои границы и позвать на помощь, – уверена Дарья Зырянова.
Летняя свобода – это плюс ко всему свобода передвижения по городу. Дети как с разрешения родителей, так и без их ведома во время каникул стремятся исследовать населенный пункт, в котором живут. И тут на их пути встает проезжая часть. К встрече с дорожным движением, как считают сотрудники Госавтоинспекции, ребятишек должны готовить родители. Объяснять, например, что внимание к транспорту нужно проявлять, уже выходя из подъезда.
Когда ребенок идет в школу, провожая его, родители каждый раз должны указывать ему опасные участки пути и объяснять, как правильно их преодолевать. Это может быть нерегулируемый пешеходный переход или оживленный регулируемый перекресток, место разгрузки товара у магазина, автомобильная парковка и т. п. Тогда летом ребенок уже будет знать, как правильно вести себя на дороге среди машин.
Родители должны рассказывать и показывать ребенку, как пользоваться общественным транспортом, пока он не запомнит всех нюансов: например, не обходить стоящий автобус или троллейбус. Сначала дождаться, пока он уедет, а после этого переходить дорогу обязательно по пешеходному переходу – зебре на зеленый свет светофора.
Если приходится пересекать проезжую часть в том месте, где нет зебры, необходимо удостовериться в ее безопасности: остановившись у края, посмотреть налево, потом направо и, если транспорта нет, дойти до середины дороги. Здесь еще раз посмотреть налево и направо и, если машин нет, дойти до тротуара. Дорогу переходить под прямым углом там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
Идя по тротуару, нужно придерживаться правой стороны, чтобы не мешать встречным прохожим. Если тротуара нет, идти навстречу движению по обочине или по краю дороги. Тогда водители будет видеть ребенка, а он – едущий навстречу транспорт.
Важно объяснять детям, что машина представляет собой источник серьезной опасности. Например, находясь в движении, она не может мгновенно затормозить, даже если водитель нажал педаль тормоза. Так что на дороге важно уметь предвидеть опасность. Как только загорелся зеленый свет, не бежать с тротуара на дорогу. Переходить ее спокойно, убедившись, что автомобили остановились.
Велосипед, мопед, скутер, самокат – о них мечтают многие ребята. Но, прежде чем покупать ребенку одно из этих транспортных средств, родителям следует заранее подумать, где он будет на нем кататься. Есть ли поблизости стадион? Имеются ли в районе велосипедные дорожки?
Велосипед, самокат, мопед, скутер – это самые незащищенные средства передвижения. И даже незначительные столкновения, падения на них, не говоря уже о ДТП, могут повлечь за собой серьезные последствия для здоровья ребенка. Все это необходимо учитывать, исполняя желание своего чада.
Получая собственное транспортное средство, ребенок может в любой момент покинуть свой район, поехать к другу или просто отправиться исследовать город. А выехав на проезжую часть, в потоке транспорта он может растеряться, запаниковать и спровоцировать ДТП.
Поэтому родителям нужно выстраивать с ребенком настолько доверительные отношения, чтобы он не боялся сообщать вам о своих планах передвижения. И обязательно использовал дополнительные средства защиты – шлем, налокотники, наколенники, перчатки.
Чтобы ребенок соблюдал правила безопасности на воде, он должен видеть перед собой положительный пример взрослых. Поэтому спасатели прежде всего призывают родителей не купаться в тех местах, где это запрещено, не заплывать за буйки, не прыгать в воду со скал.
Находясь возле воды, родители должны всегда держать ребенка в поле своего зрения, причем неважно, какого он возраста. Пока ребенку не исполнилось 18 лет, взрослые несут за него ответственность.
Если ребенок хочет купаться, но плавает неуверенно, родители должны обеспечить его специальными надувными жилетом и нарукавниками. При этом взрослые должны находиться рядом, чтобы контролировать его состояние: переохлаждение, перегрев на солнце, судороги.
Необходимо объяснять ребенку, что опасной может быть не только глубина, но и сильное течение, волны, водовороты.
Еще одна серьезная опасность, которая подстерегает детей в период летних каникул, особенно если они проводят их в загородных санаториях, лагерях, на дачах, в деревнях, – укусы клещей.
Эти членистоногие обычно обитают во влажных, густых, заросших высокой травой смешанных лесах. Они не переносят прямого солнечного света и сухого воздуха. Кстати, на обжитых территориях, возле садоводств, дорог, тропинок клещей обычно больше, чем на участках, не тронутых людьми.
Распространено ошибочное мнение, что клещи падают на людей с деревьев. Это не так. Обычно они живут в траве или на низком кустарнике, растущем вдоль троп, и цепляются за одежду проходящих мимо людей. Дальше клещ перебирается на свободные от одежды участки тела, где кожа наиболее нежная (шею, спину, голову, в подмышечные и паховые области).
Хорошей защитой от клещей является одежда. Отправляясь в лес, надевайте кофту с длинными рукавами, штаны заправляйте в носки, голову покрывайте панамой, косынкой или капюшоном. Используйте репелленты – специальные средства для отпугивания насекомых.
Осматривать ребенка и себя лучше прямо в лесу каждые 10–15 минут, что позволит обнаружить клещей и сразу стряхнуть их с одежды. Это снижает опасность принести их в квартиру. По возвращении домой необходимо провести осмотр еще раз очень тщательно.
Если вы обнаружили присосавшегося клеща, не паникуйте. Немедленно обратитесь в медицинское учреждение. Там клеща удалят и сделают профилактическую прививку. Однако она не дает 100% гарантию защиты. Более эффективным средством борьбы с клещевым энцефалитом является своевременная вакцинопрофилактика. Прививки, при отсутствии противопоказаний, детям ставят начиная с годовалого возраста.
Лето – долгожданная пора, богатая прекрасными цветущими растениями. Но, к сожалению, некоторые из них могут быть опасны, особенно для детей, которые, познавая мир, как говорится, "все тянут в рот". Каких же цветов стоит опасаться и беречь от них ребятишек?
Ландыши – прекрасные цветы, о которых слагают песни и стихи. Но при всей своей красоте они содержат вещества, влияющие на сердечный ритм человека. Отведав ландыш, ребенок может серьезно отравиться. Наиболее опасны не цветы, а плоды ландыша – ярко-красные ягодки.
Наперстянка – частенько встречается на клумбах. Ее цветки – нежные вытянутые колокольчики с крапинками внутри, обильно покрывающие стебель. Могут быть самых разных цветов, от красного до белого и голубого. Из наперстянки делают лекарство для людей с больным сердцем. Но у ребенка это растение может вызвать паралич сердечной мышцы.
Белена – кустистое растение, достигающее в высоту полуметра, с желтоватыми цветками с фиолетовым пятном посередине. Попробовав ее, ребенок становится возбужденным, ощущает сухость во рту. Белена может вызвать галлюцинации и спутанность речи. Приводит к тяжелым отравлениям и смерти.
Цикута – напоминает цветущую петрушку. Отравление сопровождается потерей сознания и судорогами.
Борщевик – его "зонтики" похожи на огромный укроп. Чрезвычайно опасен. На стеблях и листьях борщевика находятся крошечные щетинки, которые, касаясь кожи, вызывают сильный ожог.
При подозрении на отравление ребенка растениями необходимо обратиться в больницу или вызвать скорую помощь.
Будет полезно научить его распознавать ядовитые цветы и травы. Это убережет ребенка от серьезных неприятностей. Ведь многие из них встречаются в городах.
Редакция VSE42.Ru желает юным кузбассовцам отличных летних каникул. Надеемся, что этот материал поможет родителям предостеречь детей от многих опасностей.