2022 год для Кемеровской области, оказался, мягко говоря, далеко не самым удачным годом. Для экономики региона в целом и для большинства кузбассовцев – тоже. Причины, как видится, для многих вполне понятны. Так что говорить о них, видимо, особого смысла нет. А вот о том, в каких направлениях наметился наиболее наглядный спад, хотя бы частично разобраться стоит. Подробности читайте в статье корреспондента VSE42.Ru.
На фоне падения объемов экспортных поставок из Кемеровской области, разумеется, в первую очередь интересует происходящее с углем. Именно здесь ситуация наиболее тяжелая – как по темпам снижения экспорта, так и по степени значимости работы угледобывающих компаний в целом для региона. В том смысле, что любое снижение показателей у угольщиков "больно" отзывается на многих жителях региона, задействованных в отрасли напрямую или опосредованно, а также в целом на пополнении бюджетов всех уровней за счет "угольных" налогов.
По прошлому году показатели деятельности угольщиков снизились практически по всем показателям. И по основному – добыче – разумеется, тоже. По сравнению с 2021 годом добыча угля сократилась в 2022 году на 19,5 миллиона тонн или 8,02 процента (с 243,1 миллиона тонн до 223,6 миллиона тонн).
При этом объемы переработки угля в Кемеровской области снизились еще больше – на 0,19 процента по сравнению с показателями добычи. То есть в удельном весе в соотношении добыча/переработка соотношение тоже изменилось. В цифрах это выглядит следующим образом. Если в 2021 году на обогатительных производствах и дробильно-сортировочных установках было переработано 137,5 миллиона тонн угля, то в 2022 году – всего 126,2 миллиона тонн. В результате снижение составило 8,21 процента (повторюсь, при снижении добычи на 8,01 процента) или на 11,3 миллиона тонн.
Что касается отгрузки угля железнодорожным транспортом, то здесь ситуация еще менее радостная. Год к году сокращение составило почти 10 процентов (9,76%) или минус 21,7 миллиона тонн. Было в 2021 году отгружено – 222,2 миллиона тонн. В 2022 стало – 200,5 миллиона тонн.
Столь существенное сокращение отгрузки произошло, что логично, в первую очередь, за счет западного направления. При общем 10-процентном минусе "западное" падение составило 13,8 процента.
И если подобного в нынешних реалиях стоило ожидать, то падения внутренних перевозок – видимо, нет. Однако и с перевозками внутри России кузбасский уголь тоже постиг "минус". Было отгружено в 2021 году 51 миллион тонн, в 2022 – 48,3 (минус 5,29 процента или 2,7 миллиона тонн).
Но самое, возможно, неприятное – то, что и на восточном направлении, которое было объявлено альтернативой западным поставкам угля – здесь тоже снижение отгрузки, а вовсе не рост. Итого, если в 2021 году отгрузка угля на восток составила 56,1 миллиона тонн, то годом позднее – 53 миллиона тонн (минус 5,52 процента или 3,1 миллиона тонн).
Можно, конечно, кивнуть не только в сторону общеэкономической и политической ситуации в стране и в мире, а также угольщиков как игроков, работающих в новых реалиях, но и в сторону железной дороги, от которой в плане транспортировки угля зависит очень многое. Но железнодорожники, кстати, сработали даже лучше, чем ожидали от них, например, власти Кемеровской области.
Так, кузбасский губернатор Сергей Цивилев сообщал на своем традиционном бюджетном послании в конце прошлого года, что ожидает в лучшем случае вывоза железной дорогой в восточном направлении 48,5 миллиона тонн угля. По факту получилось более чем на 10 процентов больше ожиданий региональной власти – 53 миллиона тонн.
Одновременно с падением экспорта угля из Кемеровской области наметился еще один, возможно, более знаковый тренд на выезд жителей региона за пределы России. В том смысле, что количество авиапассажиров в 2022 году по статистике общего количества выезжающих в другие страны сократилось сразу в пять раз. Не на какие-то проценты, как это произошло с углем, а в разы.
Причем важно отметить, что в реальности динамика иностранных авиаперевозок сократилась, судя по всему, значительно сильнее, если исходить из данных после февраля 2022 года. По информации, которую озвучил начальник Кемеровской таможни Олег Журавлев, за весь прошлый год количество авиапассажиров, вылетающих из Кузбасса за пределы страны, составило порядка 17 тысяч человек. При этом, как отдельно подчеркнул Олег Журавлев, большинство из общего числа улетавших в другие страны – это пассажиры, улетевшие до февраля. Соответственно, легко догадаться, что темпы падения в остальную часть года превысили тот самый показатель падения в пять раз, который он назвал в целом по всему году.
Не спас ситуацию с пассажиропотоком и авиатуризм, который вскоре после отмеченной даты был налажен турфирмами, например, через соседний Казахстан. Для понимания отмечу, что абсолютное большинство туристов, выезжающих из Кузбасса на отдых в тот же Таиланд, теперь делает это не напрямую, а через крупные казахские аэропорты-хабы, например, в Алма-Ате.
Однако у такого способа попадания на тайские пляжи есть один существенный недостаток. Учитывая более высокую стоимость составных авиаперелетов по сравнению с прямыми рейсами, количество кузбассовцев, желающих отдохнуть за пределами родной страны, уменьшилось существенно. И, скорее всего, именно по финансовым причинам. Так, для наглядности, максимально бюджетный отдых в трехзвездочном отеле в течение девяти ночей, по данным одного из сайтов туркомпании, обойдется пляжному туристу в 82 тысячи рублей. И это при условии двухместного размещения. То есть, чтобы получить такое "выгодное" предложение, надо отправляться с кем-то в компании. Таким образом, семейный отдых в "трех звездах", где наверняка об "излишествах" мечтать просто не приходится – разве что завтрак и общедоступный коллективный wi-fi в лобби отеля – обойдется скромной кузбасской семье в 164 тысячи рублей.
Понятно, что такие расходы на полуторанедельный "отпуск у моря" найти могут далеко не все. Точнее, единицы. Тем не менее, как заверяют представители туристических агентств, желающие все-таки находятся. Несмотря на то, что дорога на отдых из-за крюка в виде залета в Казахстан стала гораздо длиннее. И важно: указанная цена, как пояснили в одной из турфирм в Кемерове, не включает все логистические издержки. Так что в реальности стоимость отдыха в Таиланде сейчас для жителей Кемеровской области значительно выше. Как уточнил собеседник сайта, в каждом конкретном случае надо рассматривать конкретное предложение и оценивать расходы тоже конкретно.
Помимо того, что цены на отдых с учетом "туда-обратно" выросли, многие кузбассовцы, по словам турагентов, не готовы раскошеливаться на пару сотен трудовых рублей, поскольку не уверены, что смогут сохранить свой семейный доход в какой-либо обозримой перспективе.
Несмотря на сокращение экспортной активности, стоит отметить небезынтересный факт. Кемеровская таможня, в зону ответственности которой входят Кемеровская и Томская области, в минувшем году увеличила количество возбужденных уголовных дел. Причем сразу в два раза – в сравнении с 2021 годом. 14 против семи.
С одной стороны, логично предположить, что таможенники стали работать лучше и активнее искать "лесных" контрабандистов. С другой, нельзя не отметить, что количество контрабандного леса, обнаруженного таможенниками, вызывает больше вопросов, нежели "чувство глубокого удовлетворения".
Так, в прошлом году через Кемеровскую таможню ушло на экспорт около 600 тысяч кубических метров леса. При этом в рамках возбужденных уголовных дел было выявлено 1,5 тысячи кубов контрабандного леса. То есть получается, что доля незаконно перемещаемых "деревяшек" составила всего 0,25 процента от общего экспортного потока. Таким образом, легко подсчитать, что последние составляют всего 0,25 процента от легального экспорта. Или нелегально, если верить таможенникам, через границы России предприниматели пытались переместить только каждый четырехсотый куб леса.
Насколько реальна такая ситуация, понять сложно. Но если такая ситуация имеет хоть какое-то отношение к действительности, то вывод напрашивается только один: кузбасские и томские "лесники" чрезвычайно честные люди и пытаются обмануть родное государство только в одном случае из 400.
Ну и наконец, нельзя не отметить, что сотрудники Кемеровской таможни в прошлом году изъяли 2 тысячи бутылок контрабандного алкоголя. Правда, понять, много это или мало, нельзя. Поскольку, как сообщил сайту Олег Журавлев, прежде контрафактные бутылки таможенники не изымали вовсе.
С одной стороны, 2 тысячи бутылок – это два, три, четыре дня работы очень небольшого алкомаркета. С другой – сам факт подобного изъятия, видимо, заслуживает внимания. В том смысле, что, как утверждают специалисты, изъятый алкоголь мог направляться в Кузбасс из все того же соседнего Казахстана. Основной причиной спроса на "казахское горячительное" могло стать то, что в местных магазинах пропали напитки известных иностранных производителей. Ну, или стали непомерно дорогими. Видимо, такая ситуация и стимулировала появление в нашем регионе контрафактной алкогольной продукции.
Кстати, если говорить о вредных для здоровья "развлечениях", то и нелегальный импорт табачной продукции тоже отметился ростом. Причем сразу почти в 5 раз. В 2021 году было изъято 4,5 тысячи контрабандных пачек, годом позднее – уже 17 тысяч.