Качественные автозапчасти – это важный вопрос для любого, кто когда-либо сталкивался всерьез с необходимостью отремонтировать или обслуживать свой автомобиль. В последнее время – особенно. Поэтому в том числе российские автовладельцы начинают активно использовать возможности онлайн-платформ, где в новых условиях можно оперативно найти, заказать и получить нужную деталь в срок. Там и выбор больше: и в количестве производителей, и в качестве.
Cейчас в онлайн-торговле сложилась интересная ситуация. По крайней мере, это касается рынка автозапчастей. Спрос на запчасти вырос, покупатели стремятся в онлайн. Эта тенденция находит подтверждение в статистике Авито, одной из крупнейших в России платформ для коммерции.
По данным экспертов Авито, в целом по стране рост спроса на автомобильные запчасти и автотовары за первое полугодие составил от 23 до 54%. На первом месте по востребованности идут именно запчасти. В частности, запчасти для тормозной системы – тормозные диски, колодки. Повышенный интерес к этой категории объясняется тем, что люди не готовы жертвовать своей безопасностью, поэтому в первую очередь приобретают запчасти для поддержания авто в исправном состоянии.
Основная причина столь резкого роста спроса – сокращение количества предложений оригинальных запчастей в офлайн-магазинах и дилерских центрах. "Параллельный импорт, который должен решить задачу с поставками, постепенно налаживается, но пока удовлетворяет лишь незначительную часть спроса. Мы видим, что активный интерес к российскому рынку проявляют азиатские производители, в частности, производители комплектующих из Китая. Не только потому, что в этой стране производится большое количество аналогов европейских, японских и американских автомобилей, но и потому, что в последние годы китайские автомобили занимают всё более прочные позиции на наших дорогах, и для их обслуживания люди сразу покупают оригинальные запчасти", – рассказал VSE42 руководитель категории "Запчасти" на Авито Александр Куроптев.
Еще одним драйвером роста онлайн-трейдинга в сложившейся в России ситуации является огромная территория нашей страны. И, как следствие, крайне неравномерное "торговое покрытие". Говоря проще, в крупном городе приобрести конкретную деталь для вашего автомобиля проще, в небольшом уездном городке, удаленном от крупных логистических центров – гораздо сложнее.
В случае с интернет-торговлей расстояния в значительной степени стираются.
– Абсолютное большинство маркетплейсов сотрудничают с различными службами доставки. Так что неважно, где находится покупатель и продавец. Один может быть во Владивостоке, второй – в Калининграде. Это не проблема. Если вы нашли покупателя на свой товар даже за тысячи километров – транспортная компания довезет его. Причем, учитывая уровень организации логистической деятельности в России в настоящее время, достаточно быстро. По крайней мере, именно так это организовано у нас. Причем стоимость доставки часто очень привлекательная, позволяет сэкономить расходы на бензин во время поездок по разным офлайн-магазинам даже в пределах небольшого города, – комментирует Александр Куроптев.
Кстати, частота того, что нужная автозапчасть отправляется со склада конкретного онлайн-магазина в другой город или регион, по оценке нашего собеседника, составляет около 40 процентов от общего количества продаж. То есть почти половину составляют междугородние и межрегиональные покупки.
А значит, как говорится, "географию пора отменять". Теперь это не проблема, о которой актуально говорить.
А если добавить к этому еще один важный момент, то и вовсе станет понятно, что будущее, о котором многие из нас думали, как о чем-то далеком, уже наступило. Имеется в виду потенциальная покупательская аудитория.
Не случайно поэтому продавцы, уже вышедшие на онлайн-торговлю, успели оценить внезапно открывшиеся перспективы. Например, небольшой кемеровский магазин в течение месяца нарастил объемы продаж в… семь раз. По крайней мере, так сообщил его директор Алексей, пожелавший сохранить свою анонимность.
– Честно говоря, сделать шаг от обычной торговли запчастями в сторону интернета было непросто. Мы привыкли видеть покупателя, говорить с ним. Опять же он может поддержать нужную деталь в руках, прежде чем купить. А онлайн – это чем-то таким безликим казалось еще недавно. А на самом деле получилось совсем иначе. Точнее, от офлайна практически ничем не отличается. Разве что количеством продаж. Есть собственный удобный чат, личный кабинет, где покупатель всегда может задать вопрос, а мы – на него ответить. Есть служба доставки. Для покупателя есть защита того, что его деньги не пропадут – этим занимается сервис, который замораживает платеж на счету продавца вплоть до момента, когда покупатель получает товар. Короче, все отлажено, удобно и, что важно, очень оперативно. В итоге я почти полностью отказался от торговых площадей в офлайне – так, только для поддержания деятельности. Зато нарастил складские площади, с которых наш товар просто разлетается по всей стране. И этому не мешает, что сам склад находится в Кемерове. Более того, наше местоположение даже удобным оказалось. Сначала мы закупаем партии запчастей и аккумулируем их на своих складах, а затем рассылаем клиентам. Поскольку Кузбасс находится в центре России, то нам без разницы – что в Находку, что в Рязань отправлять. Времени на доставку требуется минимум, – рассказал Алексей.
Кстати, Алексей обратил внимание еще на одну, неявную на первый взгляд, особенность онлайн-торговли. Речь идет об, условно говоря, рекламной составляющей.
– Чтобы продвинуть свой товар или сам магазин в простой жизни, надо серьезно вложиться в какие-нибудь рекламные билборды, оформление вывески, витрины. Само собой, ремонт помещения торгового зала и так далее, и тому подобное. Все это влетает в копеечку. В интернете реклама тоже требует вложений, но, конечно, тут это все удобнее и доступнее. Например, надо продвинуть конкретную товарную позицию или провести рекламную акцию. Просто заказываешь представителям маркетплейса эту услугу – и все. Больше никаких проблем. Не надо ждать неделями, пока подрядчик изготовит конструкцию, найдет нужные материалы или нужный оттенок цвета на печатном постере точно подберет. Все делается элементарно, быстро и онлайн. И, кстати, так же быстро можно свернуть рекламную компанию. Короче, очень удобно и эффективно, – рассказал Алексей.
Стоит отметить, Алексей действительно далеко не самым крупным офлайн-магазином автозапчастей в Кемерове. Однако он сумел уже достичь определенных результатов в онлайн-торговле. Возможно, если все будет хорошо, как прогнозирует сам Алексей, то он и вовсе уйдет от "старого" способа торговли. Вслед за большинством покупателей, которые все чаще предпочитают даже по мелочи заходить не в магазин у дома, а – в интернет.