Многие жители Кемеровской области столкнулись с неожиданной неприятностью. Забыв вовремя подать ежемесячные данные о потреблении холодной воды, придя в кассу СКЭК, в банк или зайдя на сайт в личный кабинет, в итоге получили если не астрономические счета, то как минимум на тысячу-другую больше, чем ожидали. Разумеется, подобные счета никого не обрадовали. Хотя с точки зрения закона претензии к коммунальщикам совершенно не обоснованы. Как же сделать так, чтобы избежать лишних "нулей" в своих платежках? Разбирался корреспондент VSE42.Ru.
Большой расход холодной воды в большей степени касается жителей частного сектора. Ежедневно семья, проживающая в частном доме, будь то большой коттедж или более привычный частный дом, тратит холодную воду на бытовые нужды. Кроме этого, в летний период добавляется еще расход на полив огорода. И тут уж объем потраченной воды может кратно отличаться от привычного.
Судите сами. Сколько "кубов" холодной воды тратит обычная семья, например, из трех человек. В среднем объем составляет 9-12 кубических метров. Если добавить к нему полив, то расход легко может вырасти и в два, и в три раза. И даже больше. Понятно, что за все это надо платить. Коммунальщики обеспечивают кузбассовцам холодную воду, а потребители, само собой, должны за это платить. Так почему же так важно передавать показания счетчиков и совершать коммунальные платежи именно вовремя, а не раз от разу. Например, одним платежом за несколько месяцев?
Казалось бы, какая разница, размышляет среднестатистический житель частного сектора. Ведь все равно же "я плачу за воду". Однако, оказывается, разница есть и очень существенная.
Дело в том, что существует утвержденная законодателем система начисления размера оплаты за потребленную воду. Если вы платите за нее ежемесячно – это одно дело. У вас стоит в доме счетчик, который учитывает реальный расход воды. И тут все просто: сколько потратил – столько и заплатил. Израсходовал 20 или 30 кубов – будь добр оплатить.
Но совсем другое дело, когда потребитель решает платить за потраченную в его доме воду раз, например, в четыре месяца. С одной стороны, можно попытаться понять человека, которому некогда дойти до кассы или, что уж совсем выглядит странно, оплатить воду онлайн через приложение или на сайте ресурсоснабжающей организации, например, СКЭК.
Часто приходится сталкиваться с таким мнением: "Зачем я буду платить каждый месяц понемногу, когда могу закинуть сразу побольше денег. Ведь и коммунальщикам, скорее всего, выгодно: сразу большая сумма упадет на счет".
Увы, подобная логика в данном случае не работает – ни на пользу коммунальщикам, ни на пользу самому плательщику. Почему? Давайте разбираться.
Схема взаиморасчетов между конкретным потребителем воды и ресурсоснабжающей организацией регулируется "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", которое утверждено постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 № 354 (далее – Правила).
Согласно этому документу, "Потребитель имеет право (обязанность) при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее 25-го числа текущего расчетного периода". То есть тут все просто, как и говорилось выше. Сколько потребил – столько оплатил.
Что же происходит, если конкретный абонент передает показания счетчика и платит не ежемесячно, а раз от раза?
Как только в расчетную (она называется биллинговая – прим. авт.) систему ресурсоснабжающей организации НЕ поступают от потребителя актуальные сведения об объемах потребленной воды, то есть не переданы показания счетчика до 25-го числа текущего месяца, система автоматически ставит расход на основании среднемесячного потребления за последние полгода. И начисление оплаты производит по этому среднемесячному расходу.
Однако – так определил законодатель – начисление в таком порядке возможно только 3 месяца ("не более 3-х расчетных периодов"). Если за этот период потребитель ни разу не передал показания – начисления производятся по нормативам (подпункт "б" пункта 59 Правил).
А норматив – это совсем другая история. Попробуем разобраться.
Итак, в чем же "неприятная" суть платежей, рассчитанных по среднему нормативу потребления сразу за несколько месяцев?
И тут все просто и понятно. Все зависит от того, в какой именно период вы решили полениться и не передать объемы реального потребления воды. Не буду повторяться отдельно, что платить ежемесячно по факту выгоднее. Остановлюсь лишь на том, что ждет потребителя, если "просрочка" придется на тот самый летний период, когда, напомню, нормативное потребление корректируется с учетом "огородных" поливов.
Но сначала приведу еще одну выдержку из "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
– В июне и июле помимо норматива на питьевую воду применяется норматив на полив земельного участка. В соответствии с п. 2 Приложения № 2 к приказу департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области от 23.12.2014 № 102 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета на территории муниципального образования "город Кемерово" норматив на полив при наличии водопровода составляет 0,15 м³ на 1 м² (15 м³ на 1 сотку) земельного участка в месяц поливочного сезона и применяется в течение 60 дней календарного года (июнь, июль), – говорится в Правилах.
Для наглядности приведу конкретный пример.
Житель частного сектора оплатил потребленную холодную воду в последний раз в конце марта. На этот момент у него на счетчике было зафиксировано 316 кубических метров воды. А потом происходит следующее. Фактическое потребление в апреле – июле составило 36 "кубов". Первые три месяца – по 7 "кубов" на семейные нужды. А дальше для начисления оплаты "молчуна" включается так называемое нормативное потребление. Оно составило из расчета на двух членов семьи менее трех кубометров воды. Плюс к этому норматив предусматривает 0,4 "куба" на использование бани.
Казалось бы, пока все нормально. Никаких сюрпризов в будущей платежке ждать не приходится. На самом деле это далеко не все, что включается в платежку "молчуна".
Дело в том, что происходящие события приходятся как раз на "поливочный сезон". А это значит, согласно требованиям Правил, что за огород площадью 9 соток абонент обязан заплатить (по нормативу исключительно, а не по показаниям счетчиков, которые человек "забыл" своевременно предать) 3 тысячи 928 рублей и еще 26 копеек.
Итого общий платеж за нормативное потребление холодной воды жителя частного дома составляет более 4,5 тысяч рублей. И это вместо в среднем трехсот (!) рублей.
Еще раз. Человек согласно требованиям все тех же Правил платит своевременно по показаниям счетчиком в среднем 250-300 рублей, а в общей сложности чуть больше тысячи за четыре месяца. Если делает это ежемесячно. Но если нет, то сумма платежа возрастает кратно. Почти в четыре раза.
Несправедливо? Возможно. Но таковы законодательно прописанные нормы.
Как следствие, напрашивается закономерный вывод. Не хочешь платить больше – плати своевременно. Тем более, что сейчас это делать очень просто. Было бы желание. Специально для "ленивых" мы размещаем видеоролики, на которых в максимально доступной форме показано, как именно можно вовремя рассчитаться с ресурсоснабжающей организацией. И не копить никому не нужных долгов. И главное: сэкономить семейный бюджет. А как поступать каждому из нас – решайте, как говорится, сами. Но вывод напрашивается однозначный. Платить и передавать показания индивидуальных приборов учета вовремя гораздо удобнее и выгоднее.