Волшебство или обман? Концентрация мистической энергии или отрепетированный эстрадный номер? Сила мысли или ловкость рук и современные технологии? Ответы на эти и многие другие вопросы о фокусниках и жанре иллюзии искал журналист VSE42.Ru. Подробности в нашем материале.
Профессия фокусника в глазах большинства людей выглядит необычно. Когда это хобби, понять проще: разучил фокусы в свободное от работы время и показал на семейном ужине или в кругу друзей. Но когда человек превращает искусство иллюзии в свое основное занятие! Есть в нем какая-то загадка. К нему тут же появляется множество вопросов: почему, когда, как, зачем и т.д.? Чтобы удовлетворить любопытство читателей, обо всем, что связано с фокусами и фокусниками, мы решили распросить кузбасского иллюзиониста Владимира Ферта.
В "чудесных" делах Ферт профи. Мало того, что он дважды дипломированный артист эстрады, член российской ассоциации иллюзионистов (РАИ), так еще и ученик известного советского и российского иллюзиониста Владимира Переводчикова. Фокусы Владимир Ферт показывает публике уже более десяти лет и знает о них, если не все, то очень много.
Интересно, что в детстве Владимир даже не помышлял о карьере иллюзиониста.
– Как и многие дети, я хотел быть супергероем. Когда стал постарше, увлекся мультипликацией. Позже, в 11-м классе, начал заниматься в театральной студии. Мне нравилось. Поэтому, когда пришло время выбирать учебное заведение, не имея, как многие ребята в этом возрасте, четкого плана действий, пошел учиться на артиста эстрады, – рассказывает Ферт.
Однако в школьные годы ему все-таки случилось встретиться с фокусником, выступление которого произвело на маленького Володю яркое впечатление. Возможно, она и предопределила его дальнейшую судьбу, хотя мальчик в тот момент этого не осознавал. Фокусы – это же дело такое… Может быть ловкость рук, а может быть волшебство.
– Помню, как к нам в школу приходил фокусник. Он брал белую бумагу и превращал ее в денежные купюры. Это яркое воспоминание. Я пришел домой и пытался повторить трюк иллюзиониста – превратить бумагу в деньги. Думаю, может быть тогда времена такие были, что денег не хватало, и хотелось сотворить чудо, помочь родителям. Но о профессии фокусника, я конечно, в тот момент не думал, – вспоминает Владимир.
В колледже культуры у Владимира был целый предмет – "Фокусы". Вел его знаменитый иллюзионист Владимир Переводчиков, который начал выступать с фокусами еще в далеком 1961 году.
– Владимир Андреевич больше рассказывал не как делаются фокусы, хотя и это тоже. Ведь обычно все хотят узнать именно это, а потом разочаровываются, поняв, как прост секрет исполняемого трюка. Мастер пытался вложить в нас нечто иное – дать азы, позволяющие фантазировать, придумывать собственные трюки. Он хотел, чтобы мы через жанр фокусов научились рассказывать свою историю. Ныне покойный, к сожалению, Владимир Андреевич не очень щедро делился с нами всем, что знал сам, – рассказывает Ферт.
Предмет Владимиру нравился. Но в студенчестве больше времени уделял клоунаде и жонгляжу. Однако спустя время ему захотелось вернуться к фокусам и сделать полноценный номер с птицами. В итоге, лишь раз основательно погрузившись в работу над трюком, Владимир Ферт уже не смог остановиться – начал развиваться и двигаться в этом направлении.
Совпадение это или очередной "фокус" судьбы, но именно с этим, самым первым номером с птицами, связано и одно из самых памятных для Владимира выступлений на сцене.
– Когда я только начинал делать свой номер с птицами, в Кемерове проходил конкурс красоты. Я помогал одной из его участниц. Мы делали такой номер: женщина читала на сцене стихотворение. В это время я возникал из темноты в луче света. В руке появлялась птица. Я помещал ее в клетку и накрывал тканью. А потом по мановению моей руки клетка исчезала, и на сцене появлялась девочка – дочка той женщины. Зал встретил номер с восторгом. Мне выступление запомнилось буквально всем. И тем, что оно было связано с рождение моего первого серьезного номера, и реакцией зала, и атмосферой, – делится фокусник.
Сегодня, спустя годы, Владимир Ферт выступает на самых разных мероприятиях с абсолютно любой аудиторией. Теперь в его арсенале намного больше волшебных трюков.
– В качестве иллюзиониста меня приглашают на самые разные мероприятия: свадьбы, частные вечеринки, выпускные, рекламные акции. Но, чаще всего на корпоративы и дни рождения. Причем не важно, взрослые или детские. Формат моего выступления может быть практически любым. Люди всегда хотят вернуться в детство, отвлечься от повседневных проблем и снова поверить в чудо. А я даю им такую возможность. Эмоции зрителей – это, то ради чего стоит заниматься фокусами, – рассказывает Владимир.
Его любимые трюки те, в которых есть идея, некая история. Например, у Владимира есть номер, по своей форме похожий на спектакль. В нем один трюк цепляется за другой. В итоге их них складывается история. Правда, у современных зрителей есть свои предпочтения, которые Владимир учитывает, впрочем, без ущерба собственным творческим задумкам.
– Современные зрители любят молниеносные эффекты. Например, в руке иллюзиониста загорается пламя. Раз, и из него вылетает птица. Два, из пустоты появляется шар. Три – исчезает. Если все делать грамотно, то и из динамичных фокусов можно сложить классный сюжет. Одно другое не исключает. Просто любое действие на сцене должно быть оправдано. Поэтому, если у меня в номере взлетает шар, или вспыхивает пламя, это всегда происходит с какой-то целью, – объясняет артист.
Интерактив в иллюзионных шоу появился задолго до того, как пришел в театр и на концерты. По сути, непосредственное взаимодействие со зрителями – это одна из основ работы фокусника.
– В зале всегда присутствуют зрители, которые охотно выходят на сцену помогать фокуснику. И нужно приглашать именно их. Не стоит насильно вытягивать человека из зала, если он этого не хочет. Всем должно быть комфортно. За годы работы я научился считывать зрителей и выбирать тех, кто не испугается, не зажмется, а сделает шоу вместе со мной. Хотя… Это палка о двух концах. Иногда и стеснение зрителя-ассистента может быть наруку фокуснику, и сделает номер веселым. А в другом номере, наоборот, уверенный в себе, раскрепощенный человек будет блистать. Одним словом, все зависит от конкретной ситуации. При этом не могу сказать, кто охотнее выходит помогать фокуснику, мужчины или женщина. Это скорее зависит не от гендерной принадлежности, а от характера человека. А детям всегда нравится крутиться возле фокусника. И мальчишкам, и девчонкам. И удивляются они всегда открыто, искренне, – говорит Владимир.
Вообще об "отношениях" со зрителями фокусник может рассказать очень много. Например, случалось, когда гости разгадывали трюки артиста. Вот, что он говорит об этом:
– Если я скажу, что зрители не раскрывали мои трюки, то слукавлю. Наверняка каждый фокусник, особенно в начале карьеры, сталкивался с ситуацией, когда тот или иной трюк зрители могли разгадать в процессе или знали его секрет заранее. Ведь сейчас секрет любого фокуса легко найти в интернете. Конечно, испытываешь смешанные чувства от того, что не получилось удивить. Особенно грустно если зритель, знающий секрет, не дал насладиться трюком тем, кто был не в курсе. Обычно такое случается с детьми. Они ведь много сидят в интернете и, в частности, смотрят блоги о фокусах. Но это не страшно. Всегда ведь можно что-то изменить в трюке, завладеть вниманием зрителей, отвлечь, и никто не поймет, что это знакомый ему фокус. Все будет выглядеть совершенно по-новому. Это лишь вопрос мастерства и опыта артиста, – объясняет Ферт.
По словам Владимира, в работе иллюзиониста со зрителями все очень индивидуально.
– Бывает случаи, когда показываешь крутой, сложный трюк, а человек не удивляется. Хотя все в восторге. А потом делаешь совсем простой трюк, который знаешь сто лет, а человек так удивляется! Раньше я недоумевал, что происходит. А сейчас понимаю, что мы все очень разные. Сколько переживаний и различного опыта намешано в душе каждого человека! Мне же остается только одно – завладеть вниманием зрителя и, во что бы то ни стало, удивить его. Пока, слава богу, мне это удается, – говорит Фокусник.
Но если обобщить, то Владимир считает, что успех фокусника начинается с того момента, как его приглашают на праздник.
– Если ребенок хотел увидеть на своем празднике человека-паука, вряд ли его обрадует фокусник. Конечно, иллюзионист может его занять, развлечь. Но праздничное ожидание не будет оправдано. А вот если фокусника ждали, и он пришел, это совсем другое дело. Если говорить о взрослых зрителях, то опытный и артистичный фокусник, который знает, что делает, может раскачать любую публику так, что она этого даже не заметит. В этом, на мой взгляд, и состоит секрет успеха иллюзиониста, – говорит Владимир.
Владимир Ферт рассказал, что самым сложным жанром в мире магии считается манипуляция. В ней работают фокусники с картами, монетами, шариками и другими мелкими предметами.
– Манипуляция – это кропотливый труд. Работа с ракурсами. Чтобы достичь эффекта, когда из одной руки предметы испаряются, а в другой появляются, нужно посвятить этому не один год репетиций, тренировок, – говорит иллюзионист.
И добавляет, что высокое мастерство манипуляторов, как правило, впечатляет не только зрителей, но и других представителей жанра.
В качестве примера Владимир привел легендарного карточного манипулятора Ричарда Тернера, который будучи совершенно слепым, достиг высочайшего мастерства. Распечатывая колоду карт на сцене, он показывает великолепные фокусы, создавая абсолютную иллюзию чуда.
А еще в жанре иллюзии ценится индивидуальность. Крутым фокусником считают того, кто показал трюк, и весь мир магии им заболел. Если ты автор фокуса, то это высший пилотаж.
Конечно, какого-то универсального рецепта успеха для иллюзиониста не существует. Он, как говорит Владимир Ферт, складывается из многих компонентов.
– Фокусник должен обладать актерским мастерством, должен уметь импровизировать, должен быть обаятельным, эрудированным и изобретательным. Помимо ловких рук, у него должен быть ловкий ум. Потому что фокус – это управление вниманием зрителя. А если иллюзионист четко знает, что и зачем делает, зритель будет рад видеть его на любой сцене. И чтобы так работать, ты должен постоянно учиться, тренироваться, развиваться в профессии. Узнавать о новых фокусах, приспособлениях, наработках коллег. Одним словом, как в любой профессии, если хочешь достичь высот на поприще фокусов, ты не должен стоять на месте, – объясняет Владимир Ферт.
Создавать атмосферу таинственного волшебства – в этом фокусник, иллюзионист Владимир Ферт совершенствуется изо дня в день. Хотите стать свидетелем чуда, звоните +7 (950) 575-83-54. Владимир Ферт украсит волшебством любой праздник.