Уже год жители кузбасского поселка Улус воюют с властями. Сельчане вступили в неравную схватку с кемеровской администрацией и правительством области, потому что в населенном пункте нет прямого доступа к воде, газу, лекарствам и образованию. Как сельчанам удается выживать в этом "средневековье", выяснял корреспондент VSE42.Ru.
В 1997 году кузбасский поселок Улус вошел в состав Заводского района Кемерова. Ранее он относился к Кемеровскому району и являлся сельской местностью. Теперь это полноценный, казалось бы, городской жилой район. Навскидку, как говорят сами "улусцы", сейчас в нем проживают 600-700 человек. В соседней Мозжухе – около 1 500 человек. По словам местных жителей, после присоединения к областному центру качество жизни в населенном пункте резко ухудшилось. Хотя, казалось бы, состоявшаяся урбанизация должна была пойти только на пользу селянам. Но жизнь и воля городских чиновников внесли свои нерадостные коррективы и… оптимизацию. Разумеется, за счет комфорта жизни людей.
В Улусе закрыли школу, а вместо нее открылась пивнушка. Медпункт тоже закрылся. Одновременно были ликвидированы колодцы – единственные источники воды в Улусе. И вот уже почти 20 лет жители кузбасской глубинки, находящейся в самом что ни на есть областном центре, не имеют прямого доступа ни к образованию, ни к медицине, ни даже к таким благам цивилизации, как водопровод. Последнего, впрочем, не было и раньше. Вместо колодцев теперь "приезжая" цистерна с водой.
К весне 2021 года индивидуальные скважины с водой из 318 домовладений имели только 180. Так что жители Улуса явно нуждаются в строительстве магистрального водовода, создании здесь собственных водозаборных сооружений или оснащении существующих скважин и колодцев оборудованием для очистки воды.
По словам улусцев, в настоящее время в поселке буквально нет ничего, кроме домов и карьера, в котором работает значительная часть сельчан. Воду в поселок привозят два раза в неделю в бочках-канистрах. Нет своего садика, поэтому родители ежедневно отвозят ребятишек из поселка в школы и детские сады по всему Кемерову. Последнее дается, по словам поселковых, особенно трудно. И все из-за проблем с общественным транспортом.
Очевидно, в какой-то момент терпению жителей Улуса должен был прийти конец. И он пришел – в 2021 году. Правда, пока добиться сельчанам удалось немного. В том числе размещения на территории населенного пункта мусорных контейнеров. То есть раньше даже их не было.
Такое своего рода маленькое победоносное сражение сплотило жителей села, которые организовались в инициативную группу. И несмотря на то, что первое сражение было выиграно, впереди их ожидало продолжение "войны". Но вскоре случилась вторая победа. Вместе жители Улуса добились обещания, что в будущем к селу подведут газопровод. По крайней мере, чиновники заверили, что в 2025 году в поселке появится газ.
А вот со строительством водопровода все оказалось не так просто. В интернете улусцы развернули настоящую кампанию по вынуждению горадминистрации обеспечить жителей Улуса водой, что называется, по-человечески. И прибегли сельчане к довольно радикальным мерам. Для решения проблемы одна из жительниц записала обращение к Владимиру Путину.
– Перед приездом Путина в 2021 году по Кемерову разместили объявления, чтобы Середюк к нам приехал и разобрался с газопроводом. Так вот через неделю после этого мэр к нам приехал. Сейчас у нас перспектива строительства газопровода на декабрь 2025 года, – рассказала VSE42.Ru член инициативной группы Улуса Светлана Хаметова.
Однако в случае с водопроводом использование Путина как магического оберега в заявлениях жителей оказалось безрезультатным. Во всех инстанциях, куда бы улусцы не обращались, им отвечали одно: это экономически невыгодно. Также экономически невыгодно, по мнению чиновников, было содержать единственную сельскую школу и маршрутку, которой пользовались местные жители. А потом – строить в Улусе детский сад более чем на 40 детей. По данным регионального Минобразования, в Улусе проживает 41 ребенок от 2 месяцев до 7 лет, в среднем от 3 до 7 человек каждого возраста.
– Нам на все один ответ: мы экономически невыгодные. Мне даже в администрации Кемерова так сказали. А между прочим, мы, "экономически невыгодные", платим зарплату этим чиновникам, – сокрушается Хаметова.
В общем, в составе Кемерова улусцы живут будто бы на птичьих правах. И непонятно, зачем их, экономически невыгодных, взяла под свое крыло областная столица.
15 марта 2021 года в кемеровской мэрии прошла первая встреча улусцев с представителями горадминистрации по поводу строительства в селе водопровода. На ней им дали четко понять: никакого водопровода в Улусе не будет. Тогда жители пошли на встречу с прокурором Кемеровской области, который заявил обратное. Он уверил, что у улусцев будет водопровод, потому что они имеют на него полное право.
– Надо постоянно обращаться в прокуратуру – только так что-то решается. Сейчас уже готово техзадание по строительству автономного водопровода. В перспективе его строительство должно выйти на аукцион, определится подрядчик, и начнутся работы по строительству водопровода (соответствующий тендер уже появился на сайте Госзакупок, – прим. ред.), – рассказывает Хаметова.
Впрочем, тендер объявить куда проще, чем построить водопровод в реальности. А если так, то получается типа "жили всегда без воды, навсегда без нее и останемся".
Тем не менее, теперь инициативная группа добивается строительства в Улусе детского сада. В населенном пункте проживают более 40 детей, которые нуждаются в детсаде. Кроме этого, в Улусе есть беременные женщины, так что в перспективе потребность в образовательном учреждении для дошкольников будет только увеличиваться. Да и для школьников тоже.
В настоящее время некоторые жители Улуса возят детей в детский садик в Мозжуху, остальные – в Кемерово. Многие и вовсе выбирают более простой путь – остаться с детьми дома. Ведь порой для устройства детей в детский сад приходится прибегать даже к абсолютно избыточным манипуляциям.
– У меня племянника пришлось прописывать в Мозжухе, чтобы он мог ходить в детский садик мозжухинский. Иначе туда никак не попасть. Нам прям так и говорят: если вы хотите, чтобы вашего ребенка взяли в детсад, то делайте прописку, – рассказала VSE42.Ru председатель Улуса Наталья Высотина, которая прожила в поселке уже 45 лет, то есть всю свою жизнь.
Кроме этого, вопрос о строительстве детского сада встает особенно остро на фоне того, что кемеровская мэрия выдает земельные участки в Улусе льготникам. В том числе многодетным семьям. Которые, естественно, хотят водить своих детей в детский садик.
– У нас был интересный случай с землей года три-четыре назад. Землю напротив моего дома выделили многодетной семье. Вот она до сих пор стоит без дела. Приехала на землю к нам в Улус семья многодетная. У них трое ребятишек и еще один совсем маленький – на руках. Женщина поинтересовалась, а есть ли у нас тут детский сад, мы ответили: "Какой детский сад? У нас тут сроду его не было". Она спросила, есть ли школа. Мы сказали, что и школы нет. И еще больше ее удивили тем, что у нас нет даже воды. В общем, земля эта так и стоит – никто там не живет. Хотя отец хотел и скважину пробить, но мы предупредили – это будет дорого и зазря, потому что вода у нас плохая, – рассказывает Высотина.
Вот и получается, что кемеровская мэрия дает землю в Улусе семьям с детьми, а инфраструктуры в населенном пункте как не было, так и нет. Получается вроде как откровенное издевательство: рожайте детей там, где растить их будет максимально сложно – в условиях, оторванных от современных реалий даже относительно небольшого города, не то что современного красавца-Кемерова, столицы шахтерского края.
– У нас даже аптеки нет. Ребенок на руках умирать будет, а ничего нигде не купить. Даже элементарно от температуры. Мы и на это жаловались, а нам опять говорят, что это экономически невыгодно, – отмечает Хаметова.
Что касается аптек, стоит отметить, что в настоящее время в Кузбассе, да и в России в целом, не существует закона, который бы регламентировал принципы расположения аптек в городах и сельской местности. Так что, если предприниматель не захочет сам открыть фармацею в Улусе, то она и не появится.
Возвращаясь к теме детсада, заметим, что одна из жительниц поселка столкнулась с еще более странной ситуацией. Женщина долго не могла найти детский сад для своего ребенка, в связи с чем обратилась за помощью к губернатору на его странице в соцсети. В течение трех дней ей позвонили и предложили ребенку место… в Кедровке, за 30 км от поселка.
Шокированная сельчанка опешила: "Они издеваются!?". Тогда женщине предложили вариант в детском саду на бульваре Строителей. Что тоже, как говорится, не ближний свет. Но других предложений она не получила. Теперь ежедневно жительница Улуса вместе с ребенком встает в пять часов утра, чтобы к семи добраться с малышкой до детского садика.
Дорога до детского сада из Улуса – отдельная история, рассказывают о которой жители Улуса с особенными эмоциями. И все дело в работе общественного транспорта. А конкретно в том, что первый утренний рейс автобуса, на котором все село, да еще и жители Мозжухи в придачу, едет на работу, учебу и в детские сады, просто не умещает в себе всех пассажиров. К тому же, сельчане припоминают администрации закрытие экономически невыгодной, по мнению мэрии, маршрутки, которая значительно разгружала поток пассажиров, пользующихся автобусами.
– Автобус всегда полный. У меня уже ребенок из-за этого в садик не хочет ходить. Нам далеко ехать до него. В автобус детей вообще некуда засунуть, мужики едут на работу, все толкаются, ребенку постоянно больно, да ее еще и тошнить начинает – мы с мешочком всегда ездим. Можно, конечно, на втором рейсе ехать, но тогда в детский сад приезжают поздно, и дети не успевают к завтраку. Из-за этого ребятишкам приходится до обеда ходить голодными, – рассказала VSE42.Ru жительница Улуса Елена Малахова.
Кроме этого, Малахова столкнулась с еще одной популярной среди улусцев проблемой. Из-за того, что женщина тратит много времени на дорогу до детского сада и обратно, ее не берут на работу. Всю жизнь она трудилась в общепите, приходить на рабочее место нужно было к семи часам утра, чего физически сделать она не могла. С этой же трудностью сталкиваются и жители села, которые работают на местном карьере, где рабочий день начинается в 7:30, а значит, успеть отвезти ребенка в детсад и вернуться – физические невозможно.
– Что касается детских садиков, администрация нам отвечает, что в них легко попасть. На самом деле – нереально. С кем я ни разговаривала, кто год бьется за садик, кто в администрацию пишет, кто Цивилеву пишет. Они говорят, что мы закреплены в Заводском районе, но это не так. Нам дают места в детских садах, когда своих детей уже набрали. Если есть место для нашего – возьмут, нет – нет. Но они и правы. Такой принцип везде. На данный момент ближайший садик у нас в 13 км, другой в 18 км, – отмечает Хаметова.
По мнению жителей, проделывать такой путь до детских садов из Улуса в Кемерово, вероятно, и можно было бы, если бы не было проблем с транспортом. Так, в 2021 году сельчане обращались в горадминистрацию с просьбой предоставить им автобус-гармошку, чтобы больше людей помещались в транспорте. Однако, со слов местных жителей, в мэрии ответили так: "У вас ходят три автобуса: №103, №110 и №120, вам этого хватит, никто ничего добавлять не будет".
И даже владельцы личных автомобилей негодуют. Чтобы каждый день возить ребенка в детский сад в Кемерово и забирать его обратно, в месяц приходится тратить на бензин более 5 000 рублей. Очевидно, что куда комфортнее, как и большинство кемеровчан, видеть детский сад из окна собственного дома. Но пока о такой роскоши улусцы могут только мечтать.
Важно отметить, что жители Улуса не просто хотят, чтобы им построили детский садик. Улусцы абсолютно убеждены в том, что они имеют полное право на него. И, по их мнению, пока администрация отказывается строить учреждение, она нарушает требования закона и права сельчан.
– Согласно действующим санитарным нормам, доступность детского сада на территории с одноэтажной застройкой, что у нас и есть, должна составлять 500 м, при плотной застройке – 800 м. Власти нам говорят про места, а дело не в местах, дело именно в доступности. Об этом же говорится в постановлении главного санитарного врача РФ от 1 января 2022 года, – рассуждает Хаметова.
Инициативная группа ссылается на постановление коллегии администрации Кузбасса от 14.09.2009 года №406 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Кемеровской области" (последняя редакция документа от 2017 года).
Кемеровская мэрия возражает им: в Улусе нет канализации и отопления, а значит, построить детский садик не получится. Местные жители не согласны. Ссылаясь на закон, они уверяют, что в таком случае, например, канализация должна быть построена автономная, а отопление организовано с помощью котельной. В этом смысле свой населенный пункт они сравнивают с Мозжухой, где отсутствие, к примеру, водопровода никак не препятствует функционированию школы и детского сада.
– Абсолютно никаких причин нам отказать в строительстве детского сада нет, кроме их "нехочух". Живем в 10 минутах от города, а никто ничего делать не хочет. Особенно начальник территориального управления Заводского района Евгений Павлов. Ему на все плевать, он должен заботиться о нас, а он бездействует, – уверена Хаметова.
Стоит отметить, что негативно о деятельности Павлова, или, может быть, вернее сказать "бездеятельности", по крайней мере, в отношении жителей Улуса, отзываются и другие сельчане. По их словам, напрямую от Павлова они так и не смогли добиться, к примеру, размещения в Улусе мусорных контейнеров. А уж строительства детского сада или проведения водопровода и подавно. Как говорят улусцы, абсолютно все вопросы приходится решать через прокуратуру.
– Павлов такой человек. Он наши заявления, то, что мы ему пишем, перенаправляет в другие инстанции и говорит нам ждать ответа. Он должен наши проблемы решать, работать с нами. Зачем нам тогда глава Заводского района? Давайте мы будем напрямую писать сразу Путину, – возмущается Высотина.
А вот проблема отсутствия в Улусе школы, по мнению сельчан, пока стоит не так остро. Детей улусцев принимают в мозжухинскую школу. Тем не менее, некоторое время добираться до образовательного учреждения школьникам было непросто. И пока кемеровские власти советовали местным жителям отправлять первоклашек в школу на рейсовых автобусах, руку помощи кузбассовцам протянули оттуда, откуда они и не ждали. Вернее, откуда, казалось бы, и не ждали – из Кемеровского района, в состав которого раньше входил Улус.
– Школьный автобус мозжухинского учреждения возит детей из Улуса. Они молодцы, они не сказали: "Вы город и едьте как хотите". Они дают нам свой автобус, забирают наших ребятишек. Это инициатива Кемеровского района. Они даже организуют допзанятия и туда тоже возят наших детей. У них нет разделения на "наши" и "ваши", – рассказала Хаметова.
Отметим, что на свой собственный школьный автобус учащиеся из поселка Улус претендовать не могут. Их могли бы организовано возить в учреждение, если бы они жили на сельской местности. Но Улус – территория города Кемерово.
И, несмотря на то, что мозжухинская школа принимает улусских детей как своих, все же был случай, когда ребенка в учреждение не взяли. Просто так сложилось, что в один год совсем не было свободных мест в первых классах.
– У моей соседки была такая ситуация: мест не было в мозжухинской школе, ребенок должен был идти в первый класс. Напомню, что мы относимся к кемеровским школам №8 и №40. На рейсовом автобусе туда ребенок, возможно, и уедет, а вот обратно как ребенок доберется – непонятно. Например, он опоздает на 5 минут на автобус, и ему полтора часа болтаться. Это просто небезопасно. В общем, девочка год посидела дома и с 8 лет пошла в первый класс, – сообщила Хаметова.
И все же этот случай скорее исключение. А вот безуспешные попытки записать ребенка в детский сад – правило, с которым долгие годы приходится смиряться улусцам. И даже несмотря на то, что власти не выражают готовности строительства детского сада, например, включения поселка в программу по строительству детсадов, улусцы отступать не намерены. Факт того, что мэрия категорически отказывается строить детский сад в поселке, несмотря на то, что причин его не строить, казалось бы, нет (за исключением, конечно, отсутствия денег), нисколько не заставляет членов инициативной группы терять надежду.
– Мы готовы идти до конца, и мы пойдем, потому что закон на нашей стороне. Пусть строят садик, пусть на 45 мест. Почему мы должны мучаться? На данный момент обращения направлены в парламент Кузбасса, кемеровскую мэрию, региональный Минобр, прокуратуру, кроме этого, они направлены депутату кемеровского горсовета народных депутатов Юрию Андрееву, мэру Илье Середюку и начальнику ТУ Заводского района Павлову, – рассказывает Хаметова.
Сколько еще продлится борьба улусцев с представителями различных кузбасских ведомств за то, на что люди имеют полное право – неизвестно. Связана ли нелегкая судьба Улуса с вхождением в состав города Кемерово – вопрос спорный. Однако фраза "мы Кемерову не нужны" очень уж часто звучит из уст сельчан.
– Мы хоть к городу теперь и относимся, но мы – остров Буян. Никто из нас не нужен Кемерову, – считает Малахова.
Возможно, так оно и есть. В составе областного центра Улус стал всего лишь дополнительной статьей расхода для городского бюджета – не более (правда, город забыл о том, что это еще и люди, которые платят налоги). Если в Кемеровском районе это была такая же сельская местность, как и другие населенные пункты, которая могла пользоваться некоторыми своего рода привилегиями вроде школьного автобуса, то в Кемерове это максимально отдаленный микрорайон. Обращать внимание на который, видимо, не очень-то хочется. Ведь даже в центре областной столицы хватает забот. А что там в Улусе? Да кого это волнует…