Жители кемеровского "частника", который городские власти планируют сносить, начали подписывать соглашения о передаче своих участков и недвижимости в собственность мэрии. Устраивают ли их условия, на которых горадминистрация выкупает имущество кемеровчан, или они просто вынуждены смириться с текущим положением дел? Читайте подробнее об этой ситуации в статье корреспондента VSE42.Ru.
В декабре 2021 года мэр Кемерова Илья Середюк выступил в горсовете с докладом о развитии кузбасской столицы. Тогда впервые официально были озвучены планы по массовому сносу частного сектора в центре города. Не отдаленные и туманные, а вполне реальные.
Вскоре стало известно, что дома или "бараки" – так большую часть построек в "частнике" называют представители горадминистрации – снесут на улицах Гагарина, Терешковой, Соборная, Сибиряков-Гвардейцев, 9-го Января. Всего планируется демонтировать около 400 домов. На их месте, в том числе, расположатся новая широкая дорога, велодорожки и тротуары.
Конечно, эта новость не могла не шокировать жителей кемеровского частного сектора. Хотя многие и отмечали: о сносе поговаривают давно. Но, видимо, так давно, что это стало еще большим сюрпризом. Узнав о намерении горадминистрации, жильцы "частника" вышли на митинг. Потому что они были уверенны: мэрия выкупит их "бараки", в которые они много лет вкладывали силы и деньги, за копейки.
В общем, кемеровчане получили уведомления о сносе своих домов и сразу же представили, как семьями им придется ютиться в общежитиях. Ведь на большее, при предполагаемом исходе, средств им не хватит.
С тех пор прошло полтора месяца. После стадий определения территорий, где будут снесены дома, и уведомления об этом собственников наступил этап оценки недвижимости. Параллельно уже прошедшие процедуру оценки собственности горожане начали подписывать соглашения о передаче имущества в руки государства в лице кемеровской мэрии. Однако большая часть жителей кемеровского частного сектора делать это вовсе не торопится.
Безусловно, ключевую роль в недовольствах жителей "частника" сыграла моральная сторона вопроса. Людям просто хочется жить комфортно – не покидать дома, в которых они прожили десятки лет, в которые они вкладывали свои силы и средства. Тем более, когда делать это нужно ради непонятных простому обывателю грандиозных планов чиновников.
И все же большое значение в конфликте сыграла материальная сторона вопроса. Во сколько будет оценена собственность? Что можно будет позволить себе на полученные средства? Не останутся ли люди на улице?
Как сообщил VSE42.Ru председатель кемеровского комитета по управлению муниципальным имуществом Николай Хаблюк, при оценке стоимости недвижимости эксперты учли опыт аналогичных сделок купли-продажи за вторую половину 2021 года. То есть, оценщики ориентировались на то, за сколько продавались дома в том же районе несколькими месяцами ранее.
Учитывая эти знания, состояние недвижимости и площадь жилья сейчас высчитывается сумма выкупа каждого дома. Также у собственников выкупается земля. Кроме этого, кемеровчане получают компенсацию, в которую, к примеру, входят расходы на переезд. Выплачивается и надбавка за расположение дополнительных объектов на территории (деревья, теплицы, бани). Ее размер высчитывается с помощью повышающего коэффициента. А в случае, если дополнительные постройки были зарегистрированы, их стоимость определяется так же, как и стоимость жилых помещений.
Справедливо говоря, сказать, что кемеровская администрация обделяет людей, нельзя. Один из юристов, специализирующийся на имущественных делах, к которому обращался житель "частника", чтобы оспорить оценку, подтвердила VSE42.Ru, что оценка соответствует актуальному состоянию городского рынка недвижимости. И, в общем-то, оснований для того, чтобы судиться с кемеровской мэрией, нет.
– Все, с кем мы общались (из жителей "частника" – прим. ред.)… Мы прежде всего оцениваем то, соответствует ли рынку та цифра (оценка стоимости недвижимости – прим. ред.)… Кто к нам обращался, им администрация посчитала цифру нормальную, там спорить не с чем, – рассказала юрист.
И все же почти из 50 человек, которые уже приходили на встречу с представителями мэрии, прошли оценку, согласились с ней и подписали документы на передачу собственности только семь горожан (данные на 02.02.2022). Многие из жителей "частника" берут документы и отправляются домой, чтобы обдумать свое решение.
Например, так поступила кемеровчанка, которая убеждена – ее домом никакой не барак, как утверждают власти, в частности, Хаблюк, который рассказал, что большинство домов в частном секторе "барачного типа 58-59-го годов постройки и находятся в довольно ветхом состоянии".
– У меня была хорошая квартира. Меня абсолютно все в ней устраивало. Это благоустроенное жилье с огородом, гаражом, погребом и баней. Там у меня было все необходимые для комфортной жизни условия. А теперь меня этого лишили, – рассказала жительница многоквартирного дома в частном секторе.
Женщина проживает там еще с двумя членами семьи. За несколько дней до того, как она узнала, что ее дом снесут, семья закончила евроремонт. Теперь они планируют в буквальном смысле снимать все, что не так давно купили, и начинать обустраивать свой быт с нуля. В очередной раз.
И даже неплохая сумма, в которую оценили ее дом, женщину не утешает. За собственность она получит 4 976 000 рублей. В 3 449 000 рублей оценили квартиру площадью почти 50 кв.м., в 370 000 рублей величину убытков на трех совершеннолетних собственников, включая 19 800 рублей на переезд, в 1 165 000 рублей – землю. Добавляя к этому насаждения и постройки, благодаря которым был учтен повышающий коэффициент, получилась сумма почти в пять млн рублей.
Получается, что стоимость 1 кв.м. этого дома обошлась примерно в 70 000 рублей. Эту же цифру Хаблюк назвал средней стоимостью за квадратный метр жилплощади "частника". В таком случае напрашивается вывод о том, что и другие квартиры и дома жителей честного сектора находятся вполне себе в хорошем состоянии, и уж точно не являются бараками. Так что гипотеза о том, что снос "частника" станет лишь катализатором начала новой жизни в наконец-то благоустроенном жилье, при пристальном рассмотрении может оказаться далека от правды.
Однако есть и другие случаи. Например, один из жителей "частника" является обладателем аварийного жилья. И теперь, когда дело дошло до выкупа, передача жилья в руки государства произойдет по той же программе, что и у других, а не по программе переселения из аварийного жилья бесплатно. Так что, вместо нового жилья, которым владельца должны были бы обеспечить, он, скорее всего, получит "бонус" в виде понижающего стоимость его имущества коэффициента и никакого бесплатного жилья. Но его история, скорее, исключение.
Если кого-то из жителей "частника" оценка недвижимости муниципалитетом не устроит и владелец откажется подписывать предложенные документы, то собственнику придет письмо с проектом соглашения и оригиналом отчета об оценке недвижимости.
Если же и этот комплект документов подписан не будет, собственника будет ожидать суд. На нем администрация выступит с иском обязать владельца недвижимости все же заключить соглашение. Тогда же горожанин сможет выдвинуть свои требования. Например, предложить свою оценку недвижимости. А уже суд проведет независимую экспертизу и примет решение о том, чья сторона будет принята.
При другом исходе, когда кемеровчан все устраивает и они сразу же подписывают соглашение, деньги экс-жильцы "частника" получат в течение 17 дней.
– После подписания соглашения право собственности переходит в течение 10 дней. Еще семь дней необходимо на перечисление денежных средств. Сроки освобождения объекта – четыре месяца. Они приходятся на начало июля, – рассказывает Хаблюк.
По словам представителей кемеровской мэрии, четыре месяца – достаточный срок, чтобы найти новое жилье, купить его, при необходимости сделать ремонт и переехать. Однако риелторы советуют кемеровчанам поторопиться с приобретением жилья.
По прогнозу одного из кемеровских риелторов, в ближайшее время цены на недвижимость в городе увеличатся. Причина простая – на рынке появится много новых покупателей, которые остро будут нуждаться в жилье. И значительный рост спроса над предложением заметен уже сейчас.
Так, одна из жительниц города рассказала о странной очереди, образовавшейся у ее подъезда. Как выяснилось, очередь эта состояла из жителей частного сектора, которые группой пришли смотреть квартиру в том же подъезде. И чем больше людей постепенно будут подписывать соглашения, получать деньги и выражать свою готовность приобретать жилье, тем выше цены на недвижимость. А оценка, тем временем, проводится, исходя из стоимости жилья во второй половине 2021 года.
И все же в настоящее время ситуация складывается неоднозначно. С материальной стороны вопроса кемеровская администрациях своих граждан не обидела. И по закону, вероятнее всего, жители "частника" мэрии никаких претензий предъявить не могут. Несмотря на то, что некоторые все же попробуют обращаться в суд и оспаривать решение о сносе домов, многие машут рукой в сторону иска и открещиваются от каких-либо попыток повлиять на происходящее.
Но вот загвоздка в том, что кемеровчан все равно обидели. По крайней мере, так говорят люди в коридорах кемеровского комитета по управлению муниципальным имуществом – пусть и не всегда в лицо чиновникам. И обида эта возникла, когда кемеровчанам сообщили о решении властей под Новый год, чтобы в январе уже начать работу по сносу или подготовке к нему. Тем самым ни морально, ни физически не дав подготовиться к столь непростому решению, как переезд с годами обжитых мест. Когда их действительно хорошие квартиры и дома назвали бараками. Когда чиновники сообщили им о "выборе": подписать документы сейчас или дождаться суда и подписать документы потом.
И это, как видится, в большей степени травма, вызванная недоверием к власти, а не проблема денег или законности сноса частного сектора. Стоит признать недоверие вполне обоснованным. Ведь долгое молчание и внезапное придание огласке решения о сносе – это тоже так или иначе сигнал о недоверии власти к простым людям. Почему бы тогда кемеровскому мэру действовать не столь внезапно. По крайней мере, так это выглядит со стороны и так об этом говорят те, с кем удалось пообщаться автору статьи.
Впрочем, все это эмоции, а реальность такова: соответствующий закон в стране в целом и регионе в частности действует (хотя прежний порядок отъема имущества у граждан был более, если так можно сказать, щадящий и позволял людям так или иначе отстаивать свои интересы и судиться до последнего) и все по этому закону, нравится это кому-то или не нравится. Даже если и не нравится…