Две первые недели года в Кемерове для многих горожан накрепко связаны со словами "транспортная реформа" или, как предпочитают говорить представители мэрии, "модернизация". В любом случае начавшийся еще на каникулах коллапс только усугубился в первые рабочие дни. Ко второй неделе ситуация стала понемногу выправляться. Что же будет в городе с пассажирскими перевозками в будущем, выяснял корреспондент VSE42.Ru.
Для начала стоит отметить, что изменения в работе общественного пассажирского транспорта и резкий рост цен на проезд с 15 января 2022 года по большому счету слабо между собой связаны. В том смысле, что повышение стоимости проездных билетов не является следствием анонсированной на 1 апреля "кампании по убийству маршруток". Хотя, разумеется, речь о неизбежности очередного повышения цены шла давно и понятно было, что это рано или поздно произойдет. Причина одна: стоимость билета и себестоимость проезда далеко не равны.
Но к росту платежей сама реформа не сводится. Скорее, рост – штука в этой ситуации неизбежная. И не только потому, что собственникам автобусов надо платить зарплату сотрудникам, содержать транспорт, заливать бензин и, в конце концов, получать прибыль от своего бизнеса. В условиях запланированной реформы-модернизации встал крайне остро еще один вопрос: приобретение нового автотранспорта, поскольку старые ПАЗики скоро просто не допустят на кемеровские дороги, поскольку они не соответствуют регламентам. Например, наиболее часто упоминаемый ПАЗ никак не является низкопольным автобусом, которым могут пользоваться люди в инвалидных колясках и в принципе маломобильные группы населения.
А купить новые автобусы, причем не один – два, а, по сути, одномоментно обновить весь свой автопарк – далеко не для каждого перевозчика решаемая задача. Тем более, в условиях цены проезда, которая не является экономически обоснованной.
Так что в этой ситуации власти пошли на столь резкое повышение цены проезда в транспорте вынужденно. И… некрасиво. В том смысле, что соответствующее решение Региональной энергетической комиссии областной власти было опубликовано в самый канун нового года. Оно и понятно, людям пока не до того, чтобы возмущаться – всех волнует накрытый стол и как провести предстоящие каникулы. Так что время для "неприятных новостей" было выбрано идеально.
Жаль, наверное, что открытого и, по возможности, честного диалога между властью и обществом так и не состоялось в результате. Как это бывало прежде, когда общественное мнение начинали готовить к очередному удорожанию проезда месяца за три до времени Х.
Но вернемся к транспортному коллапсу, разразившемуся в Кемерове в первые дни января 2022 года. Одна из главных его причин, как снег зимой – все случилось внезапно, хотя давно уже ожидалось. Маршрутные такси-ПАЗики не были оборудованы тахографами. А значит, с 1 января просто не могли выходить на линию. Как следствие, заложниками этой ситуации, например, оказались жители Кировского района, одним махом лишившиеся нормального движения на маршруте 51-го автобуса. А именно "смежных" маршруток. Практически подчистую.
Здесь важно отметить сразу несколько моментов. Во-первых, о предстоящем вступлении закона, предусматривающего установку тахографов на городские автобусы, в силу было известно заранее. Более того, сроки этого вступления несколько раз переносились. Так что сказать, что "зима" наступила неожиданно, нельзя. Но собственники маршруток оказались не готовы заранее потратить около 50 тысяч рублей на каждую свою машину, чтобы привести ее в соответствие с новыми нормами.
С другой стороны, во-вторых, есть в Кемерове все-таки власть в лице чиновников, которые, может быть, по закону и не имеют права заставлять конкретного перевозчика оборудовать автобус тахографом, но хотя бы собрать информацию, кто из перевозчиков закупил тахографы, могла. А все для того, чтобы понимать размер грядущей с 1 января проблемы. И нанести по ней упредительный удар. Что в итоге и было сделано, но по факту. А в итоге жители Кировского района подолгу ждали на остановках транспорт.
И ведь все равно пришлось муниципалитету привлекать свой транспорт, чтобы решить проблему. Вот, например, что сообщила пресс-служба администрации города еще на каникулах о нарушениях в работе нескольких маршруток (в том числе 28, 61, 64 и других), которые в итоге пришлось перекрывать с помощью 51-го автобуса.
– Дополнительно пассажиров будут перевозить еще 13 машин большой вместимости. Специалисты управления транспорта и связи администрации города Кемерово держат ситуацию на контроле, и с 10 января в случае необходимости таких автобусов будет еще больше, – говорилось в официальном сообщении.
Но чтобы эти 13 машин вышли на линию, сначала горожане должны были померзнуть на остановках. Хорошо, хоть на улице не было 30-градусных морозов в это время.
В качестве третьего момента, который стоит отметить среди причин того, что собственники автобусов не поставили на них тахографы, "срок жизни" ПАЗикам лишь до 1 апреля. После этого они просто должны исчезнуть с городских дорог. По крайней мере, как транспорт для общественных пассажирских перевозок.
А раз так, то какой смысл ставить на них новое оборудование и тратить на это деньги? Правда, с 1 апреля можно тахографы перенести на новые автобусы. Но это как минимум еще около 10 тысяч рублей дополнительных затрат на каждый прибор.
И, наконец, возможно, одна из ключевых проблем, которая останется и после проведения транспортной реформы. Это тотальная нехватка водителей соответствующей квалификации, которые имеют право и, что принципиально, хотят работать на городских пассажирских перевозках.
Дело в том, что установка тахографов неизменно приведет к тому, что водители не смогут перерабатывать часы за рулем. А это значит, что в положенный момент водитель должен встать и выйти из-за руля. Но суть в том, что заменить его часто просто некем. Так что тахограф в данном случае злейший враг самого водителя, который готов перерабатывать, чтобы заработать побольше; собственника автобуса, которому каждый час работы машины приносит дополнительные деньги; мэрии, которой спится спокойнее, когда пассажиры довольны. Само собой, и самим пассажирам, которые могут уехать по цене автобусного билета, а не вызвать индивидуальное такси.
Короче, тахограф – враг, если хотите, всем. Кроме безопасности дорожного движения, ради которой он, как декларируется, и введен в обязательном порядке. Кстати, о безопасности. Власти Кемерово откровенно сказали: многие собственники автобусов не поставили тахографы. В этой ситуации ГИБДД, казалось бы, должна навострить ушки и начать массовые проверки. Но об этом пока не слышно. Возможно, чтобы еще больше не нагнетать ситуацию. Может, и не совсем по закону, зато "по понятиям".
И вот тут начинается самое интересное. Водителей нет. Чтобы продолжать работу, частники должны купить новые автобусы и выиграть торги на обновленные же маршруты. С той разницей, что прежние маршрутные такси исчезнут вовсе, а оставшиеся маршруты будут "перепилены". В том числе, чтобы не было дублирующихся. По крайней мере, так утверждают представители мэрии.
Что это означает на деле. Тут все просто – по факту маршрутов станет меньше. Как и машин на линии. Отсюда неизбежно следующий вывод: время ожидания транспорта на остановках увеличится. Да-да, маленькие ПАЗы поменяют на более вместительные автобусы – частично, по крайней мере. Но ходить они будут реже. Так что станет ли лучше конкретному пассажиру в пореформенное время – вопрос, скорее, риторический. Не стало бы сильно хуже.
И тут тоже все понятно – чистая экономика. Количество рейсов на конкретном маршруте определяется реальной загрузкой автобуса. Если в час пик утром и вечером все битком, то машин будет максимальное количество. А если, например, после 20-00 пассажиров мало, то и везти их экономического смысла нет.
Не скрывал этой логики и мэр Кемерова Илья Середюк во время общения с журналистами после выступления перед депутатами горсовета. Именно тогда и прозвучала информация о реформе (модернизации).
В плане важного момента, который будет реализован во время реформы – это то, что с 1 апреля льготники смогут пользоваться своей льготой на стоимость проездного билета в любом автобусе в принципе, а не только, как сейчас, в муниципальном транспорте. То есть, условия проезда станут едиными. А городскому бюджету это обойдется в предполагаемые 20 миллионов рублей дополнительных расходов. "А оно того стоило?" – покажет время.
И в завершение несколько слов в адрес кемеровских чиновников, которые смогли-таки обуздать транспортный коллапс января 2022 года. Правда, лишь ко второй рабочей неделе. В первую же неделю соцсети пестрели фотографиями и кадрами видеосъемок огромных "сборищ" на городских остановках.
Причем, по словам начальника управления транспорта и связи администрации Кемерова Алексея Ермолаева, если судить по цифрам, ничего экстраординарного не происходило. Машин на линию выходило примерно столько же, сколько и в конце декабря. Но факт остается фактом: горожане уехать не могли.
Опять же и чиновники не сидели, сложа руки. На самом деле, по данным на начало второй рабочей недели января на линию вышли практически все машины, которые должны были это сделать. А по первой неделе, видимо, с учетом "кризиса с тахографами", количество машин менялось с понедельника с нарастающим эффектом ближе к выходным. Так, согласно предоставленным Алексеем Ермолаевым данным, в понедельник, 10 января, на дорогах города работало 94 процента от нормы электротранспорта, 94 процента автобусов и 84 процента маршрутных такси. А уже на следующий день эти цифры изменились на 100, 99 и 98 процентов соответственно.
То есть, условно говоря, чиновники и "частники" смогли вновь отрегулировать работу в условиях привычной схемы работы. Что случится с запуском пореформенного общественного транспорта 1 апреля и как долго придется в ручном режиме управлять его работой – остается только бояться. А вдруг обойдется…