Мощнейшая электростанция Кемеровской области Томь-Усинская ГРЭС, расположенная в Мысках, вошла в самую крупную с момента ее строительства модернизацию. Это стало возможным благодаря проекту ДПМ-2 (договор на поставку мощности). Благодаря этому станция практически полностью обновится, а жители Кузбасса получат надежное энергоснабжение на десятилетия вперед. Подробности читайте в статье корреспондента VSE42.Ru.
Оборудование кузбасских электростанций, построенных, например, еще в середине прошлого века, мягко говоря, давно пора модернизировать. Однако на обновление требуются огромные средства. Учитывая, что предприятия являются частными, заниматься этим должен частный же инвестор. А значит у собственника энергохолдинга, например, такого, как Сибирская генерирующая компания (СГК, в ее состав в Кузбассе входит семь станций), должны быть гарантии возврата вложенных средств. Это важно в контексте того, что часть продукции электростанций – тепло и электричество – отпускается потребителям по регулируемым государством ценам, а часть на свободном рынке, который несмотря на свою свободу, все же тоже работает по определенным правилам, разработанным также представителями государства.
Проект ДПМ-2, как ясно уже из его названия, является продолжением "первого" ДПМ, реализованного несколько лет назад и в рамках которого были обновлены мощности некоторых кузбасских энергостанций, например, Беловской ГРЭС. Она, кстати, также вошла и во "второй" ДПМ. Наряду с Ново-Кемеровской ТЭЦ. Однако крупнейшим объектом реализации проекта по модернизации стала именно Томь-Усинская ГРЭС. На ней уже запланированы к модернизации пять энергоблоков. Более того, как сообщил директор станции Юрий Котов, рассматривается возможность модернизации еще двух энергоблоков меньшей мощности.
Но и это еще не все. В рамках ДПМ-2 на Томь-Усинской ГРЭС будут построены три градирни, необходимые для охлаждения воды, используемой в технологическом процессе станции.
Работники СГК недавно показали кузбасским журналистам, как началась реализация ДПМ-2 на Томь-Усинской ГРЭС. Разумеется, одним из актуальных вопросов, который заинтересовал представителей средств массовой информации, стала экологическая составляющая в работе станции. Собственно, строительство градирен – это серьезный вклад именно в экологию.
Здесь стоит объяснить, что ГРЭС традиционно, согласно существующему проекту, работает на воде из реки Томь. Вода поступает на станцию, охлаждает оборудование и вновь возвращается в реку. При этом каких-либо загрязняющих факторов дополнительно в ней не появляется. Более того, на выходе с ГРЭС она становится даже чище, чем была в самой реке. Однако один фактор "экологического загрязнения" в ней все-таки появляется. Это температура. Поскольку вода охлаждает оборудование ГРЭС, сама она немного нагревается и попадает в реку более высокой температуры, чем была изначально.
Чего тут больше – вреда или пользы – вопрос, возможно спорный, однако такой фактор воздействия на сложившееся экологическое равновесие существует. И энергетики платят и за сам факт забора воды из реки, и за то, что слегка нагревают воду – тоже, но уже в виде обязательства обеспечивать дополнительное зарыбление.
Строительство же градирен позволит существенно сократить воздействие на реку. В режиме половинной загрузки мощностей Томь-Усинской ГРЭС градирни смогут обеспечить станцию водой полностью. Суть их использования состоит в том, что ГРЭС не будет нужна "внешняя" вода, которую необходимо постоянно забирать из реки, а потом возвращать обратно. Использование градирен предполагает замкнутый контур использования технологической воды.
В том же случае, если ГРЭС при необходимости перейдет в режим производства электроэнергии больше, чем половина от ее установленной мощности, воду из реки все же придется добирать, но эти объемы будут значительно ниже, чем были прежде. Так что сам факт строительства градирен можно расценивать как однозначно положительный в плане экологической нагрузки от деятельности Томь-Усинской ГРЭС. Градирни будут охлаждать воду после конденсаторов турбин, а затем направлять ее в подводящий канал и далее – вновь в производственный цикл. Благодаря трем градирням объем забора воды из реки Томь сократится на 96 000 м³/час.
Чтобы понять, насколько грандиозным инженерным сооружением станут будущие градирни, достаточно назвать их параметры. Высота составит 88 метров, а ширина основания – 70 метров. Производительность (способность охлаждения воды) составит более 30 тысяч кубических метров воды в час.
Теперь об основной функции Томь-Усинской ГРЭС – производстве электроэнергии. Крупнейшая в Кузбассе, она может производить (установленная мощность) почти треть от всей электрогенерации кузбасских станций СГК – 1345,4 МВт из 4155,8 МВт. Так что состояние энергооборудования на этой ГРЭС, в том числе надежность и эффективность, имеют весьма существенное значение. А потому выбор наиболее крупных инвестиций в рамках ДПМ-2 именно в энергостанцию в Мысках вполне обоснован.
Пока сроки реализации проектов по модернизации оборудования на Томь-Усинской ГРЭС рассчитаны до конца 2026 года. Всего за это время, как уже было сказано, модернизация пройдет на пяти энергоблоках. Сроки реализации: энергоблок №7 – июль 2021 – декабрь 2022; энергоблок №6 – июль 2023 – декабрь 2024; энергоблок №9 – июнь 2024 – ноябрь 2025; энергоблок №8 – февраль 2025 – апрель 2026; энергоблок №3 – июнь 2026 – ноябрь 2026.
Всего в рамках ДПМ-2 на станциях Сибирской генерирующей компании в Кемеровской области запланировано инвестировать 30,9 миллиарда рублей.
Если говорить, что именно будет модернизироваться, то, например, на первом по счету в рамках запланированных работ энергоблоке №7 предполагается провести реконструкцию двух корпусов котлоагрегата №12 производительностью по 320 т/час, заменить генератор мощностью 200 МВт; построить градирню №1 и циркуляционную насосную станцию с гидравлической нагрузкой 32 000 м³/час. Отдельно стоит тот факт, что в рамках ДПМ-2 на Томь-Усинской ГРЭС будет реконструирован золоотвал с увеличением ёмкости на 1 млн кубических метров.
В целом же Реконструкции подвергается Северная секция золоотвала – в рамках модернизации энергоблоков № 7, 6, 9 и 8. Проект предполагает наращивание третьего яруса вверх на 3,2 метра по всей протяженности Северной секции на протяжении 4,5 километра. Строительные работы продлятся до конца 2025 года, а суммарное увеличение емкости золоотвала для четырёх энергоблоков составит 4 млн кубометров.
Говоря о начавшихся на станции работах в рамках ДПМ-2, Юрий Котов отметил, что если бы подобное решение не было принято, то в ближайшем будущем остро бы встал вопрос в принципе о судьбе Томь-Усинской ГРЭС. Это, в первую очередь, связано с тем, что сама станция, а значит и основное оборудование, работает на ней уже порядка 65-70 лет. Это очень большой срок. За это время станция не только физически, но и морально устарела. Так что в этом смысле инвестиции в рамках ДПМ-2 оказались как нельзя более кстати.
Отдельно, видимо, стоит объяснить в чем суть ДПМ в принципе, чтобы понять, каким именно образом проект позволяет гарантировать возврат вложенных в энергетику частных инвестиций.
Каждая станция, в том числе станция Сибирской генерирующей компании, среди различных платежей за свою работу получает так называемую плату за мощность. Если постараться объяснить это максимально просто, то, согласно действующим на рынке правилам, потребители оплачивают не только реально полученную электроэнергию. В тариф входит как раз та самая плата за мощность. По сути, это отчасти компенсирует то, что станции могут содержать дополнительное оборудование. Например, та же Томь-Усинская ГРЭС в настоящее время работает в половину мощности. Однако, если нагрузка на сети со стороны потребителей резко увеличится и понадобится выдавать в сеть больше электроэнергии, тогда оператор сети выдаст соответствующие распоряжения и станция встанет под полную нагрузку.
Содержать большие мощности, а работать только на их части, – это, само собой, экономически неэффективно. Чтобы компенсировать возможные убытки, придуман механизм платы за мощность. Взамен потребители, весь рынок получает гарантии, что при необходимости они смогут увеличить потребление электричества и его дефицита не будет. Говоря проще, энергосистема страны в целом или региона в частности справится с реальной ситуацией в энергопотреблении.
Однако платить за старые и далеко не всегда надежные мощности смысла особого не имеет. А вот новое оборудование, способное гарантированно и качественно работать – это совсем другое дело. По сути, получается, что ДПМ-2 свел интересы потребителей и энергетиков вместе. Например, СГК готова вкладывать миллиардные инвестиции в развитие и модернизацию своих станций, а потребитель – платить за возможность быть уверенным в том, что электричества в будущем хватит на всех.