По уже сложившейся традиции на время больших праздников мы забываем о пандемии коронавируса, закрываем глаза на ежедневно растущее количество заразившихся и отправляемся туда, где можно весело провести время. День народного единства и "Ночь искусств" в этом году не стали исключением. Журналисты VSE42.Ru решили рискнуть здоровьем и посетить культурные мероприятия в Кемерове. Подробности в нашем материале.
Сначала мы решили посетить отдел истории Кузбасского государственного краеведческого музея. Как водится, программа здесь не отличалась разнообразием и сильно напоминала ночи искусств прошлых лет. На базе основной экспозиции музея проходила квест-игра "Путешествие до городов-милионников".
– Проходя квест, участники знакомятся с музейной экспозицией, куда включены интерактивные моменты: можно что-то померить, потрогать, послушать. На каждой локации в ходе квеста участники выполняют задания. Герои экспозиции – исторические личности: служилый человек, жена кузнеца, русская девушка, которая жила в одно время с Михайло Волковым, машинист паровоза и шахтерка. Квест рассчитан на семейное посещение, – рассказала журналисту VSE42.Ru сотрудница музея Алена.
Действительно, в зале были и взрослые, и дети. Они решали головоломки и пытались писать перьями, окуная их в чернила.
Мастер-класс по росписи гипсовой фигурки "Оберег на весь век" нужно было оплачивать отдельно, его стоимость не входила в билет. А вот в "Музейном расследовании" в соседнем зале, где разместился выставочный проект "300 лет на страже закона и справедливости", посвященный почему-то 300-летию прокуратуры России (какое отношение эта экспозиция имеет к "Ночи искусств"), можно было принять участие даром. Об этом нам сообщила младший научный сотрудник учреждения. Вот только стоило ли участвовать в "Музейном расследовании", тем более детям, которые в силу отсутствия опыта пока не в состоянии оценить качество предлагаемого им продукта?
– На выставке, посвященной 300-летию прокуратуры, дети проходят мастер-класс "Музейное расследование". Они, как настоящие следователи, учатся снимать отпечатки пальцев и пишут следственные документы на настоящей печатной машинке, – с гордостью рассказала сотрудница музея.
Заинтересовавшись "Музейным расследованием", мы увидели на столе с принадлежностями для дактилоскопирования (снятия отпечатков пальцев) любопытную таблицу. В ней были изображены основные типы папиллярных узоров (рельефных линий на ладонях, подушечках пальцев и подошвенных поверхностях у людей, обезьян и некоторых других млекопитающих). Их уникальность и позволяет идентифицировать преступников и их жертв.
Таблица краеведческого музея обещала: "Ваши отпечатки пальцев многое расскажут о вашей личности". А далее следовала расшифровка:
"1. Отпечатки пальцев в виде волн. Вы были посланы на Землю для того, чтобы сделать толчок в развитии человечества. Несмотря на то, что вам подходит любая профессия, связанная с умственной деятельностью, вам стоит выбирать те, что предполагают минимальные контакты с окружающими. Дело в том, что вы немного замкнуты и не любите находиться в обществе.
2. Отпечатки пальцев в виде спиралей. Ваше предназначение – быть лидером. Вы добьетесь успеха на руководящей должности, так как обладаете такими чертами характера, как властность, воля и прагматичность.
3. Отпечатки пальцев в виде петлей, наклоненных в сторону. Вы относитесь к творческим личностями. Вы были рождены для того, чтобы нести красоту в мир".
Мы поинтересовались у младшего научного сотрудника музея, где была добыта информация для мастер-класса "Музейное расследование"? Девушка сообщила, что все это музейные работники нашли в Google.
Нас заинтересовала информация, предложенная участникам мастер-класса. Покопавшись вслед за музейщиками в интернете, журналист VSE42.Ru выяснил, что взаимосвязью между психологическими признаками человека и узорами его отпечатков пальцев занимается так называемая дерматоглифика.
Но оказалось, что в 2016 году Комиссия по борьбе с лженаукой при президиуме российской академии наук выпустила меморандум, который признает дерматоглифическое тестирование лженаучным. Документ выразил мнение научного сообщества на дерматоглифику – методику изучения папиллярных узоров и использования их для определения, например, черт личности и ее склонностей. Позднее соавтор меморандума – российский биолог, популяризатор науки, научный журналист, лауреат премии "Просветитель" Александр Панчин – отметил, что благодаря публикации меморандума и выступлению представителей Комиссии по борьбе с лженаукой в Совете Федерации удалось пресечь планы дерматоглифического тестирования при отборе учащихся в государственные учебные заведения.
Отметим и то, что ни в одном источнике нам не удалось найти таких типов узоров пальцевых отпечатков, как "волна" и "спираль". А они значились в таблице музея именно с такими названиями. Чаще всего их называют соответственно "дуга" или "арка" и "завиток" или "завихрение".
Жаль, что сотрудники отдела истории Кузбасского государственного краеведческого музея не нашли возможности рассказать своим юным и взрослым гостям, к примеру, историю открытия в конце XIX века папиллярных линий англичанином Уильямом Хершелом. Именно оно легло в основу метода дактилоскопии, который по сей день успешно применяется криминалистами по всему миру для опознания людей и раскрытия преступлений. Не упомянули научные сотрудники музея и о том, что отпечатки пальцев остаются неизменными на протяжении всей жизни человека. Не узнали мы и о том, что по отпечатку лишь одного пальца можно найти преступника, а также, что дактилоскопия не раз помогала спасти от тюрьмы невиновных людей. Впрочем, как и о лженаучности дерматоглифики.
Отдел природы краеведческого музея (его сотрудники), на наш взгляд, был более оригинален, чем отдел истории, и провел экскурсию по экспозиции "Место Кузбасса на планете" с остатками доисторических животных, в том числе сибирского пситтакозавра и шерстистого мамонта в кромешной темноте, то есть с выключенным светом. Участникам экскурсии раздали фонарики, и, если постепенно зажигавшейся возле экспонатов подсветки не хватало, каждый мог подсветить интересующий его участок.
– Сегодня у нас впервые проходит ночная экскурсия. При ночном свете для нас откроются скелеты динозавров, мамонты, чучела животных. Мы увидим их в новом свете (точнее без него – прим. ред.). Мы заходим в темноту, где на каждом этапе нас ждет история, связанная с экспонатами нашего музея, – рассказала перед началом экскурсии младший научный сотрудник Кузбасского государственного краеведческого музея Ксения.
На "Ночи искусств" в музее не было экскурсоводов. Для посетителей работала светозвуковая система. Она направляла гостей музея по нужному маршруту и озвучивала факты древней истории Кузбасса.
– Если такой формат экскурсии получит большой отклик, то, конечно, мы его повторим, – отметила Ксения.
Вот такое смешение древности и современных технологий произошло "Ночью искусств" в отделе природы краеведческого музея. Посетители, среди которых были дети и взрослые, узнали о том, каким Кузбасс был 500 млн лет назад, как в наших краях в древности менялся климат, какими путями мигрировали животные и в какой момент начали образовываться залежи каменного угля.
В Музее изобразительных искусств Кузбасса "Ночью искусств" открылась выставка "Дети галактики" красноярских художников Александра и Елены Красновых. На мероприятие приехали сами авторы.
Журналист VSE42.Ru пообщался с Александром Красновым – мастером, который, работая кистями и маслом по холсту, создает удивительные работы, напоминающие компьютерную графику.
– Искусствоведы не могут определить жанр, в котором я работаю. Да и сам я не люблю вешать ярлыки. Это сказалась и на моих работах. Сюжеты сами откуда-то приходят в голову. Откуда приходят стихи поэту? Мы находимся в информационном поле, где собрано и прошлое, и будущее. Видимо, оттуда я и черпаю сюжеты для картин. Это что-то вроде интуитивного прочтения пространства и времени, – рассказал Александр Краснов.
– Мы открываем "Ночь искусств" выставкой "Дети галактики" красноярских художников Александра и Елены Красновых. Их творческий путь длится более 30 лет. Александр работает в разных жанрах. Но у него есть одна особенность. Если вы внимательно посмотрите его произведения, то они вызовут у вас ассоциации с компьютерной графикой. Мастер будто бросает вызов современным технологиям, имитируя их традиционными средствами живописи. А еще Александр – композитор и философ. Мне кажется, в этом не придется сомневаться, если мы взглянем на его работы. Елена – художник-скульптор, мастер декоративно-прикладного искусства. Автор керамической пластики и росписи по фарфору. "Дети галактики" – их совместная экспозиция. Стоит заметить, какие разные эти художники в творчестве. Однако духовно они очень близкие люди. Они словно дополняют друг друга. Их экспозиции оригинальные и гармоничные, создающие внеземную реальность. И эта выставка полностью отвечает своему названию – "Дети галактики", – представила новую экспозицию в рамках "Ночи искусств" исполняющая обязанности директора Марина Чертогова.
С Днем народного единства, совпавшим с культурным событием, собравшихся гостей музея и художников поздравила министр культуры Кузбасса Марина Евса:
– Сегодня мы проводим акцию "Ночь искусств" и День народного единства – замечательный праздник, важный не только для кузбассовцев, но и для всех россиян. Здорово, что мы объединили эти два события. В этом году акция "Ночь искусств" проходит под символичным лозунгом "Искусство объединяет". Недаром сегодня к нам приехали талантливые художники из соседнего региона, Красноярска. Пусть для всех этот день пройдет под знаком доброты, любви и заботы о близких людях, – отметила Марина Евса.
Насладившись изобразительным искусством, мы отправились на очередное мероприятие вечера – фестиваль креативных искусств "Коллаборация".
Мероприятием в театре драмы им. А.В. Луначарского вечером 4 ноября заправляла огромная медуза Горгона. Олицетворяя классическое искусство, она впустила на свою территорию современные технологии. Таким образом, фестиваль "Коллаборация" наполнил классику новым смыслом.
– Для молодых художников важен диалог или даже спор с классическим искусством. Хулиганское перечеркивание достижений прошлого и кропотливое собирание деталей классических полотен в коллаж – все это ступени современного творчества, – говорилось на одном из постеров фестиваля креативных искусств "Коллаборация".
В проекте приняли участие художники, музыканты, танцоры, дизайнеры, модели, вокалисты из разных уголков России: Санкт-Петербурга, Москвы, Томска, Саратова, Новосибирска, Кемерова, Новокузнецка, Прокопьевска. Креативное пространство в этот вечер представляло собой единство пяти локаций, отображающих то или иное направление в искусстве.
Участники и гости фестиваля погружались то в одну творческую реальность, то в другую. Живопись, музыка, танцы, грим, костюмы – волны разнообразных жанров захлестывали публику, перемешивались и рождали новые потоки искусства. Такой яркой креативной тусовки в Кемерове не было давно.
Мнения о фестивали высказывались разные.
– Мне не очень нравится. Много всего напихано в одно пространство, и непонятно, на что нужно обратить внимание. Но в целом для Кемерова это хороший уровень. Единственное, что меня расстраивает, – гости, которые сюда пришли, могут подумать, что современное искусство – это про вот это, про то, что сегодня представлено на фестивале. Я же считаю, что современное искусство не было представлено так, как могло бы, – поделилась мнением участница и зрительница фестиваля Алина.
А вот у кемеровчанки Татьяны "Коллаборация" вызвала массу позитивных эмоций.
– Мне нравится мероприятие, я исследую. Откликаются картины, некоторые особенно будоражат, вызывают яркие эмоции. Ряд моментов на фестивале для меня новые, например, то, что площадок много. По реакции части людей вижу, что они растеряны, не понимают, что происходит. Но мне здесь креативно, любопытно, уходить не хочется. После окончания мероприятия, я думаю, будет высказано много разных мнений. Если хочется быть недовольным, то здесь можно найти массу всего, что покритиковать. А если тебе что-то нравится, а что-то нет, это никак не характеризует ни тебя, ни мероприятие. Это нормально. Количество людей с точки зрения коронавируса меня не пугает. Я привита, – поделилась гостья фестиваля Татьяна.
Одной из самых ярких активностей фестиваля стало эпатажное Fashion freak show – современный модный показ эксцентричных образов в формате шоу. Зрители заранее собрались в зале, где оно должно было проходить. Свободного места не то что по меркам коронавирусных требований, но и "мирного" докоронавирусного времени не было.
В духоте и вдруг нахлынувшей усталости некоторые хотели присесть на мягкие кресла, в небольшом количестве установленные в зале. Но не тут-то было. Оказалось, что часть из них предназначались исключительно для "випов". К креслам был приставлен охранник, который отгонял желавших отдохнуть гостей, не имевших соответствующий vip-статус.
К сожалению, так и не удалось выяснить, кто же были эти таинственные "очень важные персоны", для которых охрана придерживала кресла? Ведь ни в течение, ни после окончания Fashion freak show vip-места так никто и не занял.
Получается, что современный фестиваль креативных искусств, провозгласивший равенство всех жанров, не смог обеспечить равноправие его гостям. Что это было? Пошлость? Косность? Или дополнительная локация – "искусство прогиба", не внесенная в официальную программу "Коллаборации"?
И напоследок о теме, которая в эти дни волновала многих читателей VSE42.Ru: почему в разгар пандемии коронавируса в Кемерове проводили столь массовые мероприятия? Ведь распоряжением губернатора Кемеровской области Сергея Цивилева от 27 октября № 150-рг в регионе были введены дополнительные меры противодействия эпидемии COVID-19. В частности, с 30 октября по 7 ноября театрам, кинотеатрам, кинозалам, концертным, цирковым и иным культурно-досуговым заведениям предписано работать с заполнением залов не более 50%. А с 15 ноября в Кузбассе планируется вводить QR-коды, подтверждающие вакцинацию или факт заболевания COVID-19, для посещения государственных концертных и театрально-зрелищных учреждений культуры с числом зрительских мест более 500.
Цифры заболеваемости коронавирусом на момент проведения "Ночи искусств" не сулили ничего хорошего: утром 2 ноября в Кузбассе, только по официальным данным (которые могут отличаться от реальной ситуации в разы, как уверены многие), было выявлено 307 новых заболевших, 50 из них – в Кемерове. Утром 3 ноября в регионе было уже 309 больных COVID-19, 48 из них – в столице Кузбасса. 4 ноября цифра заразившихся коронавирусом достигла 312 кузбассовцев, 42 из них – кемеровчане. А уже 7 ноября, то есть спустя три дня после "Ночи искусств", в Кузбассе было зарегистрировано 329 пациентов с COVID-19, 52 – в Кемерове.
Очевидцы утверждают, что в Кузбасском центре искусств так же, как в драмтеатре, 4 ноября была толкучка: никто, включая, например, высоких гостей из областного парламента, не соблюдал социальную дистанцию, а защитные маски были на лицах далеко не всех зрителей.
Тем не менее праздничные мероприятия в столице Кузбасса состоялись. Цену их проведения каждый участник узнает позже. Остается надеяться, что никому из посетителей "Ночи искусств" не придется расплачиваться своим здоровьем или, тем более, жизнью за приобщение к искусству, чтобы их родственники не проклинали власти города Кемерово, которые разрешили на своей территории "пир во время чумы". Ведь никто не сомневается, что за все, что происходит в городе, отвечает мэрия. И санкцию на это, соответственно, тоже дает она в лице конкретных чиновников.