Опасные гонки под носом у властей

Кемерово давно уже стал местом, где устраиваются неофициальные авто – и мотогонки в нарушение правил дорожного движения и с угрозой для жизни. Причем они происходят чуть ли не в самом центре кузбасской столицы. И, как кажется, власти ничего с этим сделать не могут. Как сейчас складывается "гоночная" ситуация в городе, выяснял корреспондент VSE42.Ru.

Гонщики нелегальные

Наиболее давними в плане появления в Кемерове, пожалуй, стоит считать заезды на четверть мили, или 402 метра. Именно на такую дистанцию катались кемеровские сорвиголовы чуть ли не в 90-х. Местом для демонстрации водительской и автомобильной удали тогда стал участок дороги до кемеровского аэропорта. Дорога ровная, прямая, да и полицейские здесь не могли появиться так, чтобы об этом заранее не стало известно участникам заездов.

Эти гонки 90-х – начала нулевых были, разумеется, грубейшим нарушением правил дорожного движения. С другой стороны, учитывая практически всегда пустующую трассу на кемеровский аэропорт, они были практически безопасны для посторонних. Если опасность реальная возникала, то, скорее, для самих участников заездов. Но это, разумеется, был их личный выбор.

С одной стороны, место, чтобы показать этакую удаль. С другой – ярмарка тщеславия, где каждый старался и без того часто дорогие автомобили "прокачать" дополнительно.

"Четверть мили" тогда были настолько популярны, их проведение почти не скрывалось ни от полиции, ни от властей, что на заездах даже удавалось побывать местным журналистам.

Потом все-таки гонщиков разогнали. Однако, как выяснилось, далеко не навсегда. Во-первых, появились "мотогонщики", а во-вторых – автомобилисты гонять по большому счету так и не перестали, сменив всего лишь дислокацию и разделившись по интересам.

В результате одним из новых мест, которое облюбовали "гонщики нелегальные", стал, например, новый участок проспекта Комсомольский, который соединил проспекты Ленина и Химиков.

Только в отличие от прежней дороги на аэропорт посторонние люди, которые могут пострадать от незаконных заездов, здесь все-таки есть. И со временем их становится все больше. Это и другие водители, которые, например, возвращаются поздним вечером домой, или пешеходы, идущие вдоль проезжей части.

О том, что опасность от заездов более чем реальна, говорит, например, только один факт. Во время очередного заезда гонщик не справился с управлением автомобилем и вылетел через достаточно высокий бордюр на газон на кольце Химиков-Комсомольский. Со всеми вытекающими, как говорится.

А если учесть, что этот спальный район, где расположена стихийная гоночная трасса, активно обрастает жилыми новостройками – остается только гадать, куда может понести очередного сорвиголову и кто может стать его жертвой. Например, одинокий прохожий, проезжающий мимо автомобилист или ребенок, возвращающийся домой с занятий в строящемся (будет же он когда-то введен в эксплуатацию) дворце спорта или новой школе.

«40+»

Судя по всему, первыми забили тревогу представители кузбасской Госавтоинспекции. Так, еще в феврале 2021 года из ее недр в кемеровскую мэрию отправилось письмо с предложением установить камеры видеофиксации скоростного режима на новом участке дороги. Изначально, кстати, власти не предусмотрели, судя по всему, этот момент. Хотя догадаться, что он станет местом незаконных гонок – много ума не надо. Казалось бы…

В результате камеры появились и, как утверждают жители домов неподалеку, гонять здесь стали меньше. По крайней мере, ночного шума поубавилось.

– Еще недавно здесь не каждую ночь, конечно, но очень часто устраивали гонки: с ревом моторов и визгом колес. Сейчас вот именно здесь – нет, вроде не стало. По крайней мере, массовых заездов, – рассказал местный житель Андрей Шенкарюк.

Слова кемеровчанина подтвердил, что называется, на профессиональном уровне заместитель начальника областной Госавтоинспекции (УГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области) Александр Лахмоткин.

– На самом деле, если говорить, как есть, такая проблема возникла. С нашей стороны мы старались здесь чаще выставлять экипаж (ГИБДД – прим. автора). Но постоянно же стоять здесь невозможно – есть и другие задачи по городу. Собственно, потому и обратились в городскую администрацию, чтобы установили видеофиксацию. С тех пор, понятно, массовых организованных заездов не стало вовсе. Это я уверенно могу сказать. Одиночные лихачи могут, конечно, гонять. Но, во-первых, это редко, во-вторых, камеры фиксируют. Ну а в-третьих, мы сейчас предлагаем городу дополнительно к камерам видеофиксации установить на этом участке шумовые полосы. Суть их в том, что при превышении скоростного режима для водителя возникают, скажем так, некомфортные условия езды, и, как следствие, он просто снижает скорость, – рассказал Александр Лахмоткин.

Однако шумовые полосы, насколько известно, городские чиновники так до сих пор и не установили. Вроде как, денег в бюджете на них нет. Однако сколько может стоить "лежачий полицейский-лайт"? Едва ли "сумасшедшие миллионы". Так что поневоле кажется, что все дело в банальном нежелании.

Впрочем, пока ГИБДД "мотивирует" собственника городской дороги обеспечить на ней безопасность движения, проблема с гонщиками, скорее, не уменьшается, а… мигрирует. Как недавно стало известно, любители прокатиться с громким ревом (в том числе и мотоциклисты) теперь стали делать это в другом месте – но очень близко к тому участку, где гоняли прежде. А именно – на новой же части дороги по проспекту Химиков за кольцом в сторону Суховского. И это при том, что максимальная скорость здесь ограничена знаком "40".

Парковки и дрифтеры-самопалы

Что делать с этим выездом из города? Видимо, опять по прежней схеме: ГИБДД сообщит о проблеме в "город" – мэрия "примет меры". Какие сможет, такие и примет.

Тем временем, по словам жителей микрорайона "Томь", взятого построенными дорогами в кольцо, тише здесь не становится. Особенно ночью.

– Судя по всему, у байкеров появилась новая трасса: они объезжают на максимальной скорости наш микрорайон по периметру. То есть все тот же Комсомольский, Химиков… Такое ощущение, что городские власти абсолютно бессильны что-либо сделать. Либо просто не хотят. Раньше байкеры гоняли в центре: по Ленина, Притомскому, Советскому и так далее. А сейчас к нам их выдавили, получается, – говорит еще одна местная жительница Ольга Кочкина.

В свою очередь, Александр Лахмоткин признает, что проблемы с байкерами остаются.

– В центре их действительно не стало. Во многом этому поспособствовало появление в нашей единой дислокации восьми мотоэкипажей ГИБДД. Плюс еще три есть в Новокузнецке. А тягаться и устраивать гонки с нашими мотоинспекторами мало кто из нарушителей решается. Во-первых, мотоциклы мощные, во-вторых, мотоинспекторы работают при поддержке других экипажей Госавтоинспекции. Так что нарушители стали действительно понимать, что убегать смысла нет. Как следствие, только с начала года выявлено 1 070 нарушений ПДД водителями мотоциклов, в том числе 32 случая пьяного вождения. При этом с помощью видеофиксации – 520 нарушений, – рассказал Александр Лахмоткин.

Еще одна серьезная угроза безопасности людей в Кемерове на дороге и рядом с ней – это самопальные дрифтеры. Чаще всего водители "гнилых копеек" и прочего автомобильного хлама (редко среди них попадаются владельцы дорогих "каров"). И гонки они устраивают такие же "гнилые". Даже не на автомобильных дорогах, а на просторных парковках рядом с крупными торговыми центрами. Например, рядом с "Лентой" на проспекте Кузнецком.

Проблему эту отмечают представители и ТЦ, и Госавтоинспекции.

– А что можно сделать? Понятно, что это реальная опасность для других посетителей и, в частности, для их автомобилей. Потерять контроль над машиной, которую бросаешь в занос – элементарно. Люди и имущество могут пострадать. В принципе, и сотрудников ГИБДД как-то вызывали, а что толку? Пока они доедут, дрифтеры уже разбегутся. Так что полицейские без особой охоты приезжают на такие вызовы, насколько я знаю, – рассказал на условиях анонимности сотрудник "Ленты".

В ГИБДД тоже признают наличие проблемы, не соглашаясь, впрочем, с тезисом про "неохотно". Так, Александр Лахмоткин утверждает, что его коллеги тех же дрифтеров выявляют. Или стараются это делать. Понятно, что поймать "с поличным" далеко не всегда получается. Но тут другой способ есть. Например, чтобы подготовить автомобиль к подобным "соревнованиям", его владелец должен внести изменения в конструкцию транспортного средства. Соответственно, этот факт можно установить в процессе осмотра. Со всеми вытекающими.

Но кардинально проблему это не решает. Можно, конечно, предложить разбросать в хаотичном порядке на любой крупной парковке "лежачих полицейских" (раз реальные не успевают доехать вовремя), но едва ли в таком случае все автомобилисты будут сильно рады дополнительным испытаниям для подвески своих автомобилей и комфортной езды.

Так что в этой ситуации возможным решением могло бы стать тотальное видеонаблюдение на парковках. Которое, кстати, по большой части уже существует. Так что при наличии видеосъемки и желания работать, казалось бы, это не проблема, но, например, прошлой зимой дрифтеры гоняли, как и год назад, и два. По крайней мере, так утверждают посетители, невольные свидетели. Возможно, в число любителей "поскользить" попали случайные люди, не занимающиеся этим на постоянной основе.

А пока кемеровские власти все никак не могут навести порядок на дорогах, кемеровчанам остается надеяться только на себя и на свою удачу, что в очередной раз повезло не "оставить подвеску" на дорожной яме и не попасть под автомобиль очередного гонщика.

Фото: VSE42.Ru
Автор: Игорь Рожков
Комментарии для сайта Cackle