Полуторагодовалая кемеровчанка Алиса Сметанина родилась с серьезной патологией – ее правая нога короче левой в два раза. Кузбасские врачи не могут помочь девочке. В федеральных клиниках не обещают ничего, кроме инвалидного кресла. Зато если малышка поедет в США к хирургу Дрору Пэйли, "она сможет не только ходить и бегать, но и заниматься спортом". Такую гарантию светило ортопедии дал родителям Алисы. На операцию нужны деньги, много денег. Как Алиса живет сейчас и что ее ждет после встречи с американским хирургом, читайте в материале журналиста VSE42.Ru.
Алиса – долгожданный ребенок в семье Сметаниных. Родители, Евгений и Татьяна, мечтали о дочери. А их старший сын Леша, которому недавно исполнилось восемь лет, так долго просил сестренку, что на семейном совете ему предоставили право выбрать окончательный вариант имя для малышки.
Беременность Татьяны проходила нормально. Ни одно из восьми контрольных УЗИ не показало каких-либо отклонений в развитии плода. Со спокойным сердцем, Татьяна легла в роддом, где ей успешно сделали кесарево сечение.
– Когда Алиса родилась, акушер сказала: "Какая хорошая девочка!" Но буквально через пару минут ко мне подошла неонатолог и спросила: "Вам говорили, что у ребенка патология?" Даже не могу описать свое состояние в тот момент. Я поняла, что с Алисой что-то не так. Очень испугавшись, сказала, что я ничего не знаю о патологии, и спросила, что доктор имеет в виду? Та удивилась: "Когда делали УЗИ, не говорили?" Мне ничего не говорили, – рассказывает Татьяна Сметанина.
Тогда врач помолчала и сказала, что у Алисы большая разница в длине ног и сама она ходить не сможет. Татьяна вспоминает, что в тот момент ее слух резанули последовавшие далее слова врача: "Смотреть ребенка будете?"
– Я с удивлением посмотрела на доктора. Говорю: "Конечно, буду". Мне принесли Алису, развернули. Я, конечно, не думала, что такая колоссальная разница в ножках может быть. Была в шоке, не могла поверить, что с моей долгожданной девочкой такая беда случилась, хотя она только начала жить, – говорит женщина.
Алису обследовали на предмет других заболеваний. Девочка была абсолютно здорова, если не считать патологии правой ноги: у ребенка отсутствует тазобедренный сустав и малая берцовая кость, проблемы с коленным и голеностопным суставами, а также наблюдается значительное укорочение голени и бедра.
– Через несколько дней пришел ортопед и сказал, что случай у Алисы намного серьезнее, чем ему казалось на первый взгляд. На мои вопросы, как это лечится, будет ли расти нога, ортопед сказал, что в Кузбассе такие патологии не исправляют. Нужно обращаться в клиники за пределами региона. Посоветовал Национальный медицинский исследовательский центр травматологии и ортопедии имени академика Г.А. Илизарова. Также ортопед сказал, что, скорее всего, нам понадобится протез, – делится Татьяна.
Таня не сразу смогла рассказать обо всем мужу. Но, когда Евгений все-таки узнал о проблеме, по воспоминаниям женщины, испытал шок, хотя и старался скрыть эмоции. А потом сказал жене: "Она наша. Будем искать выход".
Женщина говорит, что врачи в роддоме по-человечески, очень хорошо ее поддерживали, уверяли, что за исключением ноги, Алиса абсолютно здорова, говорили, что если Сметаниным не смогут помочь в России, то нужно искать специалистов за границей.
– Я все время пыталась понять, почему это случилось с нами и как теперь быть. Спрашивала у врачей, много ли таких детей, как Алиса, рождается в Кузбассе? Мне говорили да, бывает, но такая явная патология – редкость. У Алисы очень серьезный случай, настолько большой разницы в длине ножек они еще не встречали. Бывает, что у ребенка нет сустава, а колено и голень нормальные. Бывает, что только со стопой проблемы или с голенью. А у Алисы сразу все. При этом мне объяснили, что патология не наследственная. Сбой в развитии, скорее всего, возник в первые три месяца беременности, – рассказывает Татьяна.
Выяснив подробности диагноза дочери, Татьяна, еще находясь в роддоме, начала искать российскую клинику, где могли бы взяться за лечение Алисиной ножки.
– Не получив никаких медицинских документов, я отсылала фотографии дочки врачам по всей России. Кто-то сразу отвечал, что помочь не могут. Кто-то говорил, что существуют варианты. А я хотела понять, есть ли надежда хоть что-то исправить и что Алису ждет в будущем? Из Детского ортопедического института им. Г.И. Турнера в Санкт-Петербурге мне ответили, что патология серьезная и надежд мало. Сказали, что стоит обратиться за помощью к психологу, чтобы принять ситуацию и знать, как помочь ребенку адаптироваться к жизни. Разговор был печальный, весь он сводился к тому, что не стоит ждать ничего хорошего. Еще был вариант обратиться в Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г. А. Альбрехта. Но в Турнера нам сказали, что туда нужно идти, если мы решимся на ампутацию конечности и протез. Мы же продолжали искать другие пути лечения, – вспоминает Татьяна.
В Центре знаменитого хирурга-ортопеда Илизарова в Кургане Сметаниным сказали наблюдать Алису по месту жительства, пока ей не исполнится шесть лет, а потом можно будет провести операцию, которая повергла Татьяну в ужас.
– В Центре Илизарова нам сказали, что смогут укрепить Алисе ногу, зафиксировать ее штифтами, максимально прижав к бедру. Она сможет сидеть, а ходить, в лучшем случае, приставными шагами. Со временем из-за нагрузки кости разрушатся. Кроме того, они будут тереться друг о друга, и ребенок начнет испытывать неимоверную боль. Даже при хорошем развитии событий Алиса останется максимально ограничена в движениях. В лучшем случае ее ждут костыли, в худшем – инвалидное кресло. То есть, по сути, ребенок обречен, – рассказывает женщина.
В клинике в Ярославле предложили сделать Алисе так называемую ротационную пластику – развернуть больную ногу на 180°, чтобы пятка смотрела вперед и выполняла функцию колена, а дальше шел протез. И Татьяна была согласна на этот вариант, если бы не нашлось более эффективного способа исправить патологию дочери – поехать в США к американскому хирургу-ортопеду Дрору Пэйли, который уже около 40 лет работает с детьми с подобными диагнозами со всего мира и ставит их на ноги.
В поисках помощи для дочери Татьяна Сметанина обратилась к очередному московскому ортопеду, который, как и многие другие, сказал ей, что в России с такой серьезной патологией Алисе вряд ли помогут. Однако он рассказал женщине о докторе Пейли, который живет в США в штате Флорида и буквально творит чудеса: воссоздает детям суставы и вытягивает конечности. В 1980-х он приезжал на стажировку в СССР к академику Гавриилу Илизарову, а на родине, в Штатах, усовершенствовал его метод, и сегодня берет самых сложных пациентов, от которых оказываются большинство хирургов.
– Я вышла на доктора Пейли, написала ему. Он, кстати, говорит на русском и еще на нескольких языках. Пейли прооперировал уже более 50 детей из России. С родителями некоторых из них я сейчас поддерживаю связь. Кому-то сделали суставы, кто-то уже на этапе удлинения конечностей. Доктор сказал, что может взять Алису, и предложил план лечения: сначала нужно будет сделать реконструкцию тазобедренного сустава, выправить колено и голеностоп. И затем на протяжении нескольких лет последуют пять удлинений ноги. В России воссоздать Алисе сустав не смогут, – говорит Татьяна Сметанина.
Реконструкцию суставов американец проводит детям в возрасте двух лет, подготавливая все к удлинению.
– Сначала доктор Пейли делает суставы, чтобы нога правильно работала. Потом, в процессе реабилитации, стабилизирует и разрабатывает их до нужного угла сгибания. А потом, когда ребенку исполняется четыре года, делает перовое удлинение. Оно будет двойное: растянут бедро и голень и, таким образом, наберут десять сантиметров. Для Алисы это был бы очень хороший результат, ведь у нее большая разница длины ножек. Потом каждые три года будет проводиться еще несколько удлинений. И ближе к финалу доктор Пейли установит в здоровую ногу специальные пластины, чтобы замедлить ее рост и сравнять длину конечностей, – объясняет Татьяна.
Доктор Пейли будет оперировать Алису, пока она не перестанет расти. Тогда ноги девочки выравняются, и она сможет жить полноценной жизнью.
Первая операция, как мы уже говорили, должна состояться, когда Алисе Сметаниной исполнится два года, то есть в феврале 2022 года. До этого времени ее родителям необходимо собрать 200 000 долларов, что по текущему курсу составляет 15 000 000 рублей.
Своими силами Сметанины не справятся. Сумма для простой российской семьи, в которой работает только отец, неподъемная. Кроме того, сейчас Алисе нужен специальный детский протез, компенсирующий укорочение ножки. Для малышей в Кузбассе такие не делают.
– В мае мы ездили в Санкт-Петербург в протезный салон. Нам дали техническое заключение на протез по индивидуальным меркам ребенка. Оплачивать изготовление мы будем сами – это 130 000 рублей. По мере роста нужно будет делать новый протез – опять деньги. Кроме того, пока идет создание и подгонка протеза, в Питере же нужно на что-то жить, к тому же билеты на самолет взлетели в цене. В общем, кругом нужны деньги. Мы обращаемся за помощью в фонды. Большинство отказывает. Некоторые обещают взять, но позже, потому что большие очереди из нуждающихся в помощи детей. Пока мы решили собирать деньги сами. Нам нужно успеть закрыть сбор к двухлетию Алисы, – говорит Татьяна.
Женщина рассказывает, что при первом общении с доктором Пэйли напрямую спросила его: "Если мы пройдем все это сложное лечение, насколько полноценной станет жизнь Алисы?"
– Доктор ответил: "Если я прооперирую девочку, она получит максимальное качество жизни: сможет не только ходить, но и бегать, прыгать, заниматься спортом. Мои пациенты при пяти удлинениях живут полноценной жизнью". Однако он гарантирует такой результат только в том случае, если от начала и до конца будет сам вести Алису. Если мы захотим сделать удлинение в России, за это он не будет нести ответственности. А за свою работу отвечает. Поэтому мы хотим собрать деньги для нашей девочки и обращаемся за помощью к нашим землякам и вообще ко всем людям, – говорит Татьяна.
Редакция VSE42.Ru призывает всех неравнодушных людей откликнуться на призыв о помощи. Даже небольшая сумма поможет маленькой Алисе встать на ноги и жить полноценной жизнью.
Как помочь Алисе Сметаниной, вы можете узнать здесь.
Все документы имеются в распоряжении редакции.