Кемеровские и кузбасские в целом дороги внутри региона почему-то принято считать чуть ли не самыми лучшими в России. Возможно, это следствие активного пиара именно для внутреннего потребления. На самом деле все отнюдь не так безоблачно, как могут подумать люди, далекие от этой сферы деятельности. Причем настолько, что только по официальным данным 75 процентов смертельных ДТП происходит в Кемерове в местах с нарушениями требований к эксплуатационному состоянию улично-дорожной сети. Подробности читайте в статье корреспондента VSE42.Ru.
Следить за состоянием дорог обязан собственник. Например, в областном центре таковым является муниципалитет, администрация города Кемерово. Ремонтировать дороги, пришедшие в негодность, строить новые и так далее. Как с этой важной задачей справляются городские власти? Об этом можно судить даже по цифрам сухой статистики, не выезжая на улицы города.
Так, например, согласно данным областного управления ГИБДД, почти 62 процента (61,7) дорожно-транспортных происшествий, в которых есть пострадавшие, происходит в местах, где сотрудники Госавтоинспекции как раз и фиксируют различные нарушения эксплуатационного состояния и обустройства улично-дорожной сети (УДС). Подобные нарушения могут быть разного свойства, начиная от неустановленного на обочине ограждения до ямы в асфальте.
Как бы то ни было, но именно в таких местах Кемерова, где регистрируются различные отклонения от нормативов в обустройстве и содержании УДС, произошло 75 процентов ДТП со смертельным исходом. Если говорить в абсолютных цифрах, то три из четырех смертельных случаев с начала этого года.
Насколько эти трагедии были связаны именно с ненадлежащим состоянием улично-дорожной сети, судить исключительно по статистическим данным сложно. Однако и снимать со счетов этот фактор, который мог стать "последней каплей" – тоже, видимо, не стоит.
При этом стоит отметить, что кемеровские власти не смогли даже обеспечить условия, чтобы уровень аварийности (в том числе смертельной или с пострадавшими) был хотя бы на уровне средних показателей по всему региону. Так, например, доля ДТП со смертельным исходом в Кемеровской области с начала 2021 года составляет 42,7 процента, что практически в два раза меньше, чем в Кемерове.
При этом по Кузбассу общее количество ДТП в местах, где были выявлены различные несоответствия улично-дорожной сети, составило 57,5 процента, а в Кемерове, напомню, почти 62 процента.
Что же происходит в областном центре, несмотря на его "столичный" статус? Почему городские власти не могут обеспечить кемеровчанам должный уровень безопасности? Вопрос скорее риторический. Но постараемся в нем разобраться.
С одной стороны, мэрия бодро, часто и активно декларирует, что делает все возможное в плане того же строительства дорог. И действительно, на магистралях города то и дело появляется дорожная техника, идет ремонт участков на отдельных улицах. Например, в этом году среди прочих повезло улице Соборная на участке от проспекта Ленина до улицы Сибиряков-Гвардейцев. Здесь полностью переложили асфальт и даже бордюрный камень заменили, который, правда, местами перекладывали всего несколько лет назад, и он был в отличном состоянии. Но, как говорится, новое всегда лучше, чем даже чуть-чуть не новое. Если деньги выделили, и их очень нужно освоить.
Кстати, деньги эти поступили в Кемерово по федеральной программе "Безопасные и качественные дороги". То есть, по сути, городские чиновники должны были только найти контрагентов, которые помогут им освоить свалившееся на головы богатство.
А как же быть с теми дорогами, которым не повезло попасть в программу БКД? Видимо, ждать светлого будущего, когда придет их очередь. Поскольку, судя по всему, денег "здесь и сейчас" у кемеровских властей нет. Или желания. Как сообщил VSE42.Ru заместитель начальника отдела дорожного надзора областного управления ГИБДД Виталий Гуров, инспекторы в рамках предоставленных полномочий занимаются выявлением нарушений в организации и эксплуатации улично-дорожной сети. Об обнаруженных недостатках госавтоинспекторы соответствующим образом информируют собственника дороги. В частности администрацию города Кемерово. Кроме того, составляются административные протоколы.
В свою очередь, по закону собственник обязан оплатить штраф за административное нарушение – во-первых, а во-вторых – устранить само нарушение. Если же этого не происходит, тогда прокуратура обращается в суд, чтобы тот заставил привести ту же дорогу с нарушениями в порядок.
– Например, еще в 2020 году был выписан протокол по (состоянию проезжей части на мосту по улице – прим.автора) Терешковой. Ситуация с тех пор не изменилась, а дело сейчас рассматривается в суде, – сказал Виталий Гуров.
Обычно в подобных ситуациях чиновники ссылаются на то, что у них просто нет денег в данный момент. Но потом наверняка они все исправят и дорогу отремонтируют.
А все то время, пока дорожный асфальт находится в плачевном состоянии и владельцы автомобилей вынуждены "убивать подвеску", в лучшем случае заботливые представители мэрии, например, устанавливают ограничение скорости движения. Как это произошло еще в прошлом году на мосту через реку Искитимка по улице Красноармейская.
Две полосу от цирка в сторону улицы Мичурина находятся в таком состоянии, что там быстрее введенного ограничения просто невозможно – себе дороже. Если не доконаешь подвеску автомобиля, то может запросто кинуть с очередной кочки в сторону. А при плотном движении на мосту это крайне опасно. Опять же, справедливости ради, нельзя обвинить городские власти в игнорировании проблемы. На слова чиновники не скупятся. Так, на соответствующий запрос редакции нашего сайта ответили, что "восстановительные работы запланированы на 2022 год". То есть как минимум еще один год автомобилистам предстоит ездить по невероятным для современного города ухабам. И это в канун 300-летия Кузбасса, когда, казалось бы, огромные деньги выделяли из областного бюджета на то, чтобы привести столицу региона в порядок.
С другой стороны, стоит попытаться понять и кемеровских чиновников. Ну, правда, любая дорога приходит рано или поздно в негодность. А деньги сразу найти на ремонт – тоже, наверное, сложно. Однако разбитая дорога и дорога, на которой есть нарушения, которые, скорее всего, стали следствием не эксплуатации, а изначально некачественных дорожных работ – это разные вещи.
Как, например, огромная по меркам современной городской дороги яма все на том же мосту по улице Красноармейская. Глубина ямы составляет порядка 10 сантиметров, ширина местами более 30 сантиметров, а длина – около метра. Если попасть в такую яму колесом на скорости даже 40-50 км в час – мало не покажется. Покажется много.
Ее надо устранять срочно, поэтому городские власти пообещали в своем ответе редакции сайта провести ямочный ремонт уже в августе.
А вот совсем другая история. Уже относящаяся не к ожидаемому износу покрытия, а, как видится, заведомому браку со стороны дорожников. Здесь же на мосту сквозь слой набросанного асфальта виднеется два сквозных отверстия люка ливневой канализации. Еще как минимум четыре отверстия наглухо забиты грязью. Сколько на самом деле таких отверстий в канализационном люке – сказать трудно. Асфальт скрывает истину. Но если предположить, что люк стандартный, то в нем 10 отверстий.
Чем чревата такая ситуация с ливневой канализацией? Все просто. Когда пойдет сильный дождь, отвод воды с проезжей части может оказаться затруднен, она скопится на поверхности со всеми вытекающими: аквапланированием, фонтанами грязной воды, обильно залитыми лобовыми стеклами автомобилей и, как следствие, высоким риском ДТП.
Ну и "на сладкое" остались легендарные асфальтовые гребни все на том же мосту, высота которых достигает 20 сантиметров. Они находятся примерно в полуметре от обочины проезжей части. Все автомобилисты, которые знают эту "фишечку" кемеровского дорожного строительства под контролем городских чиновников, которые как-то да приняли дорогу после такого "ремонта", поневоле жмутся к середине дороги, но там места мало – начинается вторая полоса движения, по которой тоже едут автомобили.
Вот и получается. Слева – машина, справа – гребень. Рискни – проскочи! А если не повезет и колесом наехать на этот гребень, то и на бок встать немудрено.
Однако не только ямами и гребнями славится кемеровская мэрия. Отдельного разговора заслуживают "выпуклые неровности". Если кто-то не знал, то таковых в нашем городе с избытком. Например, на одной из центральных улиц Кемерова – Чкалова. Здесь прямо из асфальта растут… пни. На несколько сантиметров вверх. Что, конечно, очень странно. И опять же возникает вопрос: а куда городские чиновники, ответственные за приемку дорог после ремонта, смотрели, когда подписывали приемочные документы?
Причем конкретно на улице Чкалова власти постарались организовать автомобилистам "двойной успех": рядом с "выпуклостями" расположены "впуклости". Например, очередная яма в асфальте, глубина которой составляет порядка 11-12 сантиметров, а ширина и длина – примерно по 40 сантиметров. Короче, сначала – вниз, потом – вверх, а потом – по ситуации.
Круче незапланированных взлетов и падений на принятых кемеровскими чиновниками дорогах есть еще один "аттракцион" с условным названием "Волна". Такой, например, для кемеровчан организован, видимо, не без участия мэрии на проспекте Кузнецкий в районе остановки общественного транспорта напротив ТЦ "Я".
Штука, быть может, не уникальная, но вполне способная вызвать у неподготовленного водителя или пассажира автотранспорта приступ морской болезни. Возможно, плавные перепады высот без резких ударов об искусственные неровности сохраняют подвеску автомобиля, но явно выходят за пределы допустимых требований к состоянию дорожного полотна. Изначально, видимо, здесь предполагалось сделать асфальт в один уровень с трамвайными рельсами. Но получилось так, как получилось – каруселька "Волна".
Ну и вместо резюме. Для понимания размеров бедствия достаточно сказать, что только по статье 12.34. (несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений) КоАП России, по инициативе сотрудников ГИБДД в прошлом году вынесено в отношении администрации города Кемерово 291 судебное решение. В то же время госавтоинспекторы выявили в общей сложности 4 923 (!) недостатка в эксплуатационном состоянии дорог.