Топ самых интересных социальных экспериментов, о которых вы должны узнать

Благодаря социальным экспериментам человечество может сделать о самом себе интересные выводы, некоторые из которых действительно способны обрадовать и вдохновить, а другие – заставить пересмотреть свое отношение к жизни.

Похвала – мощная мотивация

В рамках одной из своих рекламных кампаний Volkswagen устроил социальный эксперимент среди автовладельцев, чтобы проверить свою "веселую теорию" (The Fun Theory). Суть заключалась в следующем: на оживленной автостраде устанавливались камеры, фиксирующие, с какой скоростью движется проезжающее мимо транспортное средство. Если скорость была выше положенной, нарушитель получал письмо с уведомлением о назначении штрафа. Ответственным же водителям приходило сообщение с благодарностью, а также приглашение принять участие в лотерее. Главным призом в розыгрыше являлись деньги, взысканные с водителей, нарушивших скоростной режим.

Результаты этого социального эксперимента превзошли все ожидания: уже через некоторое время после того, как он был запущен, средняя скорость движения водителей на отслеживаемом участке дороги снизилась на 22%. Вдохновившись такими существенными достижениями, государственные структуры Швеции, отвечающие за безопасность дорожного движения, установили подобные камеры вдоль дорог по всей стране.

Оценка творчества зависит от того, насколько оно популярно

Еще один интересный социальный эксперимент провели участники популярной группы U2, собирающие на своих платных концертах огромное количество фанатов, как правило, раскупающих билеты за несколько часов с момента старта продаж. Итак, участники коллектива переоделись под уличных музыкантов и постарались придать себе максимально непритязательный вид, чтобы поклонники даже не заподозрили, что перед ними действительно стоят их кумиры. Целью этого публичного опыта стал ответ на вопрос: смогут ли люди распознать талант, вскруживший голову миллионам, за образами никому не известных артистов?

Результат эксперимента оказался далеко не радужным: люди совершенно не обращали внимания на музыкантов, пока те не закончили "представление" и не разоблачили себя. Таким образом удалось выяснить, что далеко не каждый способен объективно оценить действительно стоящее творчество, а в массе своей люди поддаются влиянию других и флеру популярности.

Похожий эксперимент когда-то уже проводился с участием знаменитого футболиста Криштиану Роналду в Мадриде. До тех пор, пока спортсмен проделывал фокусы с мячом, оставаясь в костюме бездомного, никто не обращал на него внимания. Но как только Роналду снял маску, вокруг него собралась огромная толпа народа.

Что видим, то и поем

Занимательное исследование было проведено на базе самой популярной в мире социальной сети Facebook. В течение недели 689 тысячам пользователей этой интернет-площадки в ленте новостей демонстрировались преимущественно публикации, содержащие в себе негативную информацию. В некоторых из них содержался контент, способный вызывать серьезный эмоциональный отклик.

В результате потребление одноплановой информации с негативным контекстом скорректировало поведение пользователей, заставив и их самих проявлять негативные эмоции. Люди начали публиковать схожую по содержанию негативную информацию на личных аккаунтах и воспринимать поступающие к ним плохие новости так, будто бы описываемые события задели непосредственно их. Таким образом, исследователи, проанализировавшие результаты эксперимента, сделали вывод, что от того, чем мы наполняем свое сознание, зависит не только наше внутреннее ощущение счастья, но и то, что мы транслируем в мир.

Принятие чужих взглядов во многом зависит от эмпатии к личности

Еще один подобный проект стал частью рекламной кампании Heineken. Представители этой фирмы пригласили к участию в нем три пары незнакомцев, задачей которых стало возведение специальной конструкции, придуманной организаторами заранее. В ходе эксперимента участники также должны были задавать друг другу специально подготовленные для них вопросы.

Общая работа сплотила все три пары, каждый из участников начал ощущать к партнеру дружескую симпатию. В конце эксперимента "подопытных" ждал сюрприз: оказалось, что все они работали над выполнением задания со своими заклятыми идейными противниками. Так, феминистка сотрудничала с мужчиной, придерживающимся консервативных патриархальных взглядов, трансгендер возводил конструкцию с человеком, выступающим против смены пола, а противник идеи глобального потепления весь эксперимент общался с ее сторонником.

Разумеется, участники мероприятия были изрядно удивлены открывшимся обстоятельствам, однако, несмотря на противоположные взгляды, в финале все они решили пообщаться друг с другом в неформальной обстановке, дабы еще ближе познакомиться с партнером и разобраться в нюансах его точки зрения.

Комфортные условия существования – стимул для дальнейшего развития

Власти Финляндии стремятся улучшить качество жизни граждан своей страны, а потому также с удовольствием организовывают различные социальные эксперименты. Так, одним из самых нашумевших среди подобных мероприятий стало начисление "базовой выплаты" в 560 евро, которую некоторые безработные жители страны получали от государства в течение двух лет ежемесячно. В ходе этого эксперимента исследователи надеялись выяснить, повлияет ли наличие безусловного дохода на психологию людей и их стремление улучшить свое качество жизни. Стоит отметить, что выплата полагалась людям независимо от того, являются ли они безработными в течение всего эксперимента или все-таки находят работу за время его проведения.

Разумеется, сумма в 560 евро для жителей Финляндии – лишь малая поддержка, так как она не составляет даже прожиточного минимума, однако, как оказалось, наличие даже этой скромной финансовой гарантии способно значительно улучшить психологическое состояние безработных, а также простимулировать их усерднее искать новое место трудоустройства, подниматься по карьерной лестнице или же повышать профессиональную квалификацию.

Мы одной крови

Интересное исследование организовала и компания Momondo, предложившая 67 людям узнать о том, что скрывает их ДНК. Почти все приглашенные были уверены, что все знают о своем происхождении. На этом основании многие из них относились к представителям других народностей с предубеждением.

Результаты генетического сканирования повергли участников мероприятия в шок: никто из 67 человек не оказался представителем чистой расы или этноса. Более того, большинство из них обнаружили у себя гены тех национальностей, к которым ранее относились с настороженностью или неприязнью. По словам самих приглашенных на тест людей, после этого эксперимента они пересмотрели отношение не только к себе, но и к окружающим, а некоторые из них даже предложили ввести подобные мероприятия в школах, дабы раз и навсегда излечить ксенофобию и расизм среди подрастающих поколений.

Социальные эксперименты не подразумевают никакого насилия над личностью испытуемых. К сожалению, по мнению многих ученых, они позволяют получить исключительно скудные знания о психике человека. Ради того, чтобы вникнуть в этот вопрос как можно глубже, многие деятели науки готовы согласиться даже на жестокость. О самых ужасающих психологических тестах и исследованиях, проведенных над людьми, читайте здесь.

Фото: unsplash.com
Комментарии для сайта Cackle