Казалось бы, в Советском Союзе у всех все было одинаковое и по ГОСТу. Но это далеко не так: с самого расцвета советской власти архитекторы с помощью интересных решений пытались устранить жилищную проблему. Некоторые из идей стали популярными и востребованы до сих пор, а другие остались лишь в единственном экземпляре. Читайте в нашем материале о самых неожиданных жилищных экспериментах в СССР.
Дома ради идеологии
К коллективизму приучали с помощью не только пропаганды, но и домов, как бы это удивительно ни звучало. Дома-коммуны брали на себя сразу две задачи: жилищную и идеологическую. Идея была в том, что в таких многоэтажках в комнатах жильцы могли только спать, а все остальное они обязаны были делать вместе. Это были мини-квартиры с общественным пространством в виде столовой, а также с прачечной, библиотекой и даже своим детским садом.
Архитектор Иван Николаев взялся за перевоспитание с самым большим энтузиазмом. Его дом-коммуна, общежитие Текстильного института, оказался самым радикальным воплощением идеи. В созданном Николаевым пространстве сон, еда, учеба и отдых были не только жестко разделены, но и подчинены строжайшему графику. Каждая комната походила на кабины с раздвижными дверьми, всего их было 1 008, каждая площадью 2,3-2,7 м, а рассчитаны они были на двоих. Предназначены "кабины" только для сна, в них строго запрещалось хранить одежду и личные вещи. Учебники оставляли в специальных шкафчиках возле комнаты для занятий, а зубные щетки и шампуни в санитарном блоке. А все свободное время студенты проводили в общественных комнатах, оставаясь один на один с собой только во время сна.
Идеология Николаева походила на антиутопию, к слову, не оправдавшую себя. Ведь вскоре студенты стали использовать маленькие комнатки для обычной жизни: хранили в них личные вещи и отдыхали там. Позднее инициативы архитектора высмеяли в газете "Правда", а также в специальном постановлении с формулировкой "проведение вредных утопических начинаний привело к громадной растрате средств".
На сегодняшний день от старой планировки сохранилось немногое. Общежитие Текстильного института полностью реконструировали, расширив комнаты.
Дома-тетрис
После провала домов-коммун архитекторы решили сделать что-то, где все-таки сохранится частный быт, но при этом немного сделан уклон на коллективизм. Такую идею в жизнь воплотил Моисей Гинзбург, разработав квартиры-ячейки. Всего в СССР возвели шесть таких домов. Все они были разных типов, но самой популярной стала ячейка F. Двухуровневая квартира площадью 35-36 м²: из передней лестница вела вверх, в гостиную, а оттуда еще на один уровень выше – в спальню.
Но смысл ячеек состоял в том, что соседняя квартира зеркально повторяла планировку другой, только уходила вниз. Такое пространственное решение позволяло сэкономить место, а также разместить максимум квартир в одном доме. Кухня в таких помещениях примыкала к гостиной, она отделялась перегородкой или шторой. На самом деле, она была предназначена для простой готовки, полноценная еда ждала жильцов в столовых. По крайне мере, так планировалось.
Дома с квартирами-ячейками так и не распространились по всему союзу. Несмотря на это, в 1980-х архитекторы пожелали вернуться к разработке, построив экспериментальный дом в Ленинграде, используя подобную планировку. Правда, на этом они остановились.
Недавно дома Гинзбурга отреставрировали по проекту его внука. А одна из ячеек даже стала музеем конструктивизма.
Пластиковые "дома будущего"
Следующую планировку советские архитекторы позаимствовали у зарубежных коллег. Во второй половине XX века пластик часто использовали как строительный материал во многих странах. В 1961 году в Ленинграде появился первый жилой дом из пластика. Архитектор Алексей Щербенок создали двухэтажный дом, где первый этаж построили из стеклоблоков, он считался техническим, а второй – из армированного пластика с толщиной стен 14 см, его воспринимали жилым.
Каждый элемент такой квартиры был сделан из нового строительного материала: окна, трубы, обои. Площадь "дома будущего", как его тогда называли, составляла 49 м², в нем были комната, кухня, санузел, кладовка и терраса. Правда, первый вариант дома считался экспериментальным – в нем никто не жил. Себестоимость постройки из пластика составляла всего 850 рублей, в то время как строительство типовой блочной двухкомнатной хрущевки стоила порядка 3 000 рублей. Тогда работы остановились на пробном уровне, и жилые дома из пластика так и не появились.
Вот только через несколько лет архитекторы вернулись к разработкам и построили в Москве пятиэтажный дом, в котором все оборудование было выполнено из синтетических материалов. Планировка напоминала обычный панельный дом. Но в новых "синтетических" квартирах вместо межкомнатных перегородок использовали передвижные шкафы для более удобной перепланировки. Правда, сам дом оказался крайне ненадежным. Вскоре здание стало ломаться по частям, и уже через 17 лет после заселения жильцов расселили.
И сегодня мы можем увидеть пластиковые сооружения только на фотографиях. И в Санкт-Петербурге, и в Москве эти дома давно снесли.
Мысли о Советском союзе часто заставляют ностальгировать, вспоминать плюсы и минусы того режима. Читайте и другие наши материалы на эту тему: "Любимые блюда советского детства – вспоминают кузбассовцы".