Вчера умер Владимир Меньшов. Известный актер скончался на 82-м году жизни. Он снялся в более чем ста фильмах. И как режиссер был удостоен "Оскара" за фильм "Москва слезам не верит". Меньшов снял картины, которые стали классикой советского кино. Читайте в нашем материале о лучших работах режиссера, которые навсегда останутся великими в истории кинематографа.
"Розыгрыш", 1976 год
Фильм, который стал полнометражным режиссерским дебютом Владимира Меньшова, который сразу удостоился положительных отзывов от критиков. "Розыгрыш" получил приз ЦК ВЛКСМ "Алая гвоздика" за лучший фильм 1976 года для детей и юношества и государственную премию имени Н. Крупской.
Дебютная картина режиссера появилась во времена осмысления в кино отношений между учителями и школьниками: "Чучело", "Доживем до понедельника", "Звонят, откройте дверь" и другие. И Меньшов взялся за фильм с верой в мораль и добро, столкнув лбами детей и их педагога и преподав жестокие уроки нравственности каждому поколению.
Именно с этого фильма начали свой актерский путь такие артисты, как Дмитрий Харатьян, Олег Гусев и Наталья Вавилова, поработав с такими мастодонтами кино, как Олег Табаков и Зиновий Гердт.
"Москва слезам не верит", 1979 год
Второй раз в режиссерское кресло Владимир Меньшов сел, взявшись за картину "Москва слезам не верит". Фильм стал хитом не только в СССР, но и во всем мире. Картина получила премию "Оскар". Тогда в своей номинации режиссер обошел Трюффо и Куросаву. Говорят, что Меньшов о победе узнал случайно 1 апреля и сначала даже не поверил в это. Ведь для него максимальным успехом уже было то, что билеты на фильм раскупали на неделю вперед.
Картина, по сути, рассказывает классическую историю Золушки, которая ждала своего Принца, но по итогу все сделала сама. Сказка, которую мы не раз видели в самых разных вариациях. Но Меньшов подарил ей новую жизнь, использовав непривычные для кинематографа того времени методы. А цитатами из фильма и вовсе говорят до сих пор.
"Любовь и голуби", 1984 год
Еще один фильм оскароносного режиссера, не просто полюбившийся народу, но и запомнившийся покадрово. Фанаты также не устают вспоминать фразы из диалогов. К примеру, популярнейшая цитата, подходящая для любого язвительного диалога: "Ах ты, сучка ты крашена!" – "Почему же крашеная, это мой натуральный цвет!".
И в этой картине Меньшов удивил зрителей своими режиссерскими решениями, придумав для фильма шутливый способ монтажа. Персонажи удивительным образом переносились из одного места в другое: герой Александра Михайлова выходит за порог дома, проваливаясь прямиком в Черное море. Да и все персонажи сами по себе немного гротескные.
Изюминкой фильма также стали и гениальные актеры, фантастически исполнившие свои роли. Пьяница-дед в исполнении Сергея Юрского и его жена бой-баба, которую сыграла Наталья Тенякова. К слову, оба актера в тот момент совсем не были преклонного возраста, им едва исполнилось по 40 лет. А роли жены и загулявшего мужа сыграли талантливые Нина Дорошина и Александр Михайлов. Любимица публики Людмила Гурченко исполнила роль разлучницы Раиски.
"Ширли-Мырли", 1995 год
Владимиру Меньшову так понравилось играть с гротеском и фарсом в фильме "Любовь и голуби", что за ним последовала полностью абсурдистская комедия "Ширли-Мырли". Фильм считается самым спорным в карьере Меньшова. Но как можно не полюбить настолько гиперболизированных главных героев? Братья-близнецы, один из которых – российский бандит-цыган, а второй – скрипач-еврей из Америки.
Критики же ополчились на картину из-за недостаточно глубокой драматургической составляющей. Но поистине сильным местом этого фильма точно можно считать актерский каст. Валерий Гаркалин в двух ролях, Вера Алентова, Инна Чурикова, Олег Табаков, Игорь Угольников, Леонид Куравлев играют настолько самозабвенно, дерзко и импровизационно, принимая все правила игры режиссера, что хочется наблюдать за происходящим на экране абсурдом вечно.
Сняв "Ширли-Мырли", Меньшов показал, что режиссер не должен бояться своего видения и экспериментировать. Так у него и получилось абсолютно авторское кино.
"Зависть богов", 2000 год
Здесь Меньшов уже отходит от гротеска и немного возвращается к манере повествования фильмов "Москва слезам не верит" и "Розыгрыш". "Зависть богов" – только пятый полнометражный фильм режиссера. Но Меньшову удалось заполучить в актерский состав уже широко известного Жерара Депардье, а он тогда еще даже не имел российского гражданства. Но приглашенный актер из Франции не сыграл главную роль. Влюбленным в замужнюю сотрудницу Останкино французом-журналистом стал Анатолий Лобоцкий.
Меньшов превращает кино в "машину времени", окуная зрителя в советскую эпоху, где такая любовь не просто запретна, но и наказуема. Но хоть мы и попадаем в прошлое, фильм вполне соответствует новым свободным веяниям, открыто демонстрируя страсть, чувственность и танцевальный угар.