Сегодня у кемеровчан есть возможность сделать свой город уникальнее, привлекательнее для жизни. Компания Goodline еще в начале апреля запустила новый проект. О том, что такое "Идентичный Кемерово", рассказал генеральный директор компании Goodline Роман Жаворонков.
– Роман, расскажите, зачем городу идентичность? Вообще, что это такое?
– Термин "идентичность" сложный и неустоявшийся. Это совокупность смыслов, рельефа, вида деятельности, опыта, истории и то, как жители соотносят себя с ними. Проще говоря: это то, чем мы, люди, живущие в этом конкретном месте, отличаемся от всех других людей, и в чем наша уникальность.
Идентичность – это не айдентика улиц, не бренд территорий, это абстрактные смыслы, которые связаны с нами и местом. На первом этапе проекта (смысловом, абстрактном) мы как раз ее и ищем. На втором – будем пробовать эти смыслы привязать к практическому воплощению.
– Почему Goodline, один из крупнейших региональных провайдеров, инициировал такой проект? Зачем вам это надо?
– Это больше личная позиция. Мне Кемерово нравится, я планирую жить здесь дальше. Но мы постоянно сталкиваемся с оттоком специалистов.
Есть такая фраза, что Францию после войны спасли четыре философа, которые придумали новый смысл быть французом. А вот у нас с этим не складывается. И мы хотим, чтобы люди поняли. в каком месте живут и что здесь есть хорошего.
– Насколько проект долгосрочный, в чем суть первого этапа?
– На первом этапе мы хотим найти и построить модель идентичности. Это делается на основе анкетирования, а также опросов фокус-групп, в которых участвуют школьники, историки, культурологи, искусствоведы, городские сообщества. С помощью анкет мы "вытаскиваем" какие-то количественные вещи, чтобы их соотнести с мнением фокус-групп.
– Где можно анкету заполнить? И сколько в ней вопросов?
– Анкета непростая, ее желательно заполнять на компьютере, не на телефоне. Найти ее можно на нашем сайте idkem.ru (или по прямой ссылке: https://docs.google.com/forms/d/1ayMFh-Yb-rS7pUL8G09KbPUCxfwrk0C_xz3fCPIpZg4/edit).
Это анкета "про подумать" – на ее заполнение уходит 15-20 минут. Сейчас уже анкету заполнили более 1600 человек. Анализировать ответы будут социологи и урбанисты.
– Расскажите, есть ли сейчас какая-то промежуточная информация из анкет? Как люди видят свой город? О чем чаще всего говорят?
– Комплексного анализа мы еще не делали, но, когда просматривали анкеты "по-диагонали", увидели, что часто горожане пишут про суровый характер, присущий кемеровчанам, вспоминают историю про бегемотиху Жужу, которая купалась в Искитимке. Эту историю я сам слышал в детстве. Также жители отмечают волнистый рельеф реки, который перекликается с городской архитектурой, упоминают много интересных названий районов, проспектов, улиц: Швейка, Фабричка, Лапа, Микрашка, Шалго.
Следующим этапом после анкетирования будет проектный семинар, где надо будет все это "причесать". Есть масса отзывов, семантических групп, которые нужно сжать в какие-то более емкие понятия.
– Без власти и бизнеса проект дальше не пойдет?
– Проект сложный. Мы в Goodline стараемся под все "подложить" какую-то технологию. И наши действия всегда из-за этого сложны. Это вызов времени. Схема: решил, сделал, сразу получил профит – такое кончилось в этом мире. Остались только сложные варианты.
Что касается поддержки, проект поддержала Администрация города Кемерово, Совет по вопросам попечительства в социальной сфере Кузбасса, Министерство культуры Кузбасса, Парламент Кузбасса, предприниматели, ВУЗы.... Для нас это ценно.
– Чем закончится проект, смогут ли горожане его "пощупать", "посмотреть"?
– Мы сразу закладываем прикладной характер, хотя абстракции бывают интересны, я их люблю. Но в проекте отдельно от практического воплощения от них толку мало. После проектного семинара все идеи мы опишем в Модели идентичности. Самое сложное – это перейти к практической части, привлечь креативных людей, архитекторов, дизайнеров, провести конкурсы, чтобы в итоге абстрактную идентичность наложить на какие-то прикладные вещи. Думаю, результаты первых конкурсов – объекты материального мира, созданные по-кемеровски, мы сможем увидеть ближе к концу года.