Снова близятся выпускные экзамены, а одновременно с ними и рост подросткового суицида. Согласно статистике, на май приходится 20% детских самоубийств. Подростки не выносят давления и ответственности, которую несут перед родителями и учителями. Ведь в школе и дома часто используется формулировка: "Не сдашь экзамен – твое будущее разрушится". Почему дети испытывают страх и боятся разрушить свою жизнь, выяснял корреспондент VSE42.Ru.
Ты ничего не добьешься
Сергею Каримову 18 лет, и он заканчивает 11-й класс. Сейчас он не думает ни о чем, кроме учебы и предстоящих экзаменов. Кемеровский выпускник собирается поступать на юриста. Семья мальчика не имеет возможности оплачивать учебу в университете, поэтому ему необходимо поступить на бюджет.
– Уже несколько месяцев я почти не гуляю и не вижусь с друзьями, каждую свободную минуту провожу за подготовкой к экзаменам. Но мне от этого не становится легче. К сожалению, дома мама сильно давит на меня. Несмотря на то, что я усердно готовлюсь и делаю все, что нужно, мама все равно каждый день мне говорит, что я делаю что-то не так. Она говорит, что если я плохо сдам экзамены, то дорога в будущее мне закрыта, что я ничего не добьюсь. И так почти каждый день, – рассказал школьник.
Давление со стороны мамы – это не единственное, с чем сталкивается Сергей ежедневно.
– Помимо того, что я не получаю дома никакой поддержки, в школе происходит почти то же самое. Школьного психолога я вообще ни разу не видел, а учителя, конечно, только и говорят, что единственная наша цель на сегодня – сдать ЕГЭ. Я вот, вроде, сам понимаю головой, что это не самоцель и не так уж важно, но очень трудно противостоять взрослым. Особо поговорить мне не с кем, и эта тревожность накапливается во мне с каждым днем все больше. Не уверен, что она исчезнет по мановению палочки, как только я сдам последний экзамен. Самое смешное, что, вроде как, этот экзамен существует для того, чтобы выпускникам было удобней поступать. Но я не вижу будущего абсолютно, у меня есть только экзамен, а дальше как будто все, конец, – добавил выпускник.
Бывший кузбасский школьный психолог Матвей Ловцов призывает родителей не запугивать собственных детей экзаменом, а разговаривать честно и откровенно, а главное – спокойно.
– Понятно, что многие выпускники хотят поступить в университет и провал экзаменов не даст им осуществить желаемое. Но важно, чтобы каждый родитель понял, что он должен своего ребенка не запугивать, а говорить с ним. Оставление ребенка наедине со своим стрессом от сдачи экзаменом действительно может закончиться смертельным исходом, – сообщил Матвей Ловцов.
Не сдал – жизнь закончилась
Для другого собеседника сайта экзамены давно в прошлом, но шрамы они оставили на всю жизнь. Александру Белову 24 года, 6 лет назад он совершил попытку самоубийства из-за несданного ЕГЭ по математике.
– Спустя 6 лет я оглядываюсь и понимаю, какой был глупый. Ну, не сдал – можно же пересдать в следующем году, а год пропустить и поработать. Вот только тогда я этого не понимал и чувствовал, будто на мне лежит бетонная плита ответственности, которую мне точно не унести, поэтому надо все это заканчивать. Так я мыслил. Мне тяжело давалась математика, но в течение года казалось, что на тройку я вытяну, – рассказал Александр.
"На тройку" Саша не вытянул. Экзамен по математике он провалил и оказался единственным в классе, кто не справился. Объявление оценок происходило при всем классе.
– Я никогда особо не парился насчет учебы. Было плевать, что кто-то учится лучше. Но, когда классный руководитель объявила оценки и я понял, что оказался единственным, кто не сдал, мне стало стыдно по-настоящему. Мне некуда было деться, я просто хотел убежать домой. Не понимал, как скажу это родителям. В этот момент в моей голове были только слова всех учителей и родителей, мол, жизнь закончилась, все. Я думал: а какой смысл мне идти и говорить родителям, что у них никчемный сын. Если я правда никчемный, проще дальше не жить. Дома я совершил попытку самоубийства. К счастью, меня быстро нашли и спасли, – поделился своей историей Александр.
Годы психотерапии помогли Александру принять себя и понять, что ни одна оценка знаний со стороны не делает его никчемным человеком, не достойным жить.
– Да, я не поступил в университет сразу после школы. Тогда, в сентябре, я уже устроился на работу, проработал год и снова готовился к экзаменам. И поступил на следующий год. Сейчас мне непонятно, почему родители, учителя и сами школьники так боятся не справиться, всегда есть второй и даже третий, четвертый и т.д. шансы. И это нормально! Жизнь не заканчивается тогда, когда ты не смог оправдать чьих-то ожиданий или даже своих и не поступил/не сдал, – добавил собеседник сайта.
Выпускникам очень часто внушают мнимую значимость тех вещей, которые на самом деле не важны так, как кажется.
– Оценки, экзамены и прочие успехи или неудачи в учебе зачастую никак не влияют на судьбу подростка и его дальнейшую жизнь. Никогда нельзя предугадать, как поведет себя во взрослой жизни троечник, а как отличник. Поэтому оценки и экзамены – условности. Родители и учителя должны говорить об этом школьникам. А также напоминать, что никакая оценка не сделает из подростка плохого человека, – пояснил психолог Матвей Ловцов.
Мое будущее зависит от поступления в университет?
Но жизнь подростков наполнена стрессом и негативными переживаниями на фоне сдачи экзаменов не только тогда, когда не понимают родители, а в школе давят. Не стоит забывать, что психика выпускника страдает и от самой мысли о сдаче "такого важного" экзамена.
Евгений Смирнов учится в 11 классе и собирается поступать на режиссера или актера. Несмотря на то, что для выпускника с надеждами на творческую профессию больше важны вступительные в ВУЗе, Евгений ощущает высокую тревожность перед сдачей экзаменов.
– По сути, от поступления в университет зависит мое будущее. Это так. Хоть и в этой сфере ЕГЭ имеет вторичное значение, местами я о нем даже забывал и готовился к вступительным экзаменам. Но, тем не менее, близится ЕГЭ, и я не знаю, что делать. В моей школе давления нет такого, чтобы говорили: "Вы ничего не сдадите!". Есть другое. Большинство моих учителей – выходцы из советской школы, которые не понимают, как может быть такое, что мальчик не сдает физику, чтобы поступить на инженера, а сдает какую-то литературу, "никому не нужную". С намеком на маскулинность, мол, как такое вообще возможно. По этой теме на меня обрушилось много негатива. В начале года у меня были сомнения из-за этого. Я метался, не знал, что сдавать. И это было довольно сложно в моральном плане, – отметил Евгений.
Евгений называет свою маму "мудрой женщиной", а с педагогом по литературе у него тоже хорошие отношения, но в силу возраста и тревожности он все равно чувствует себя плохо перед стартом экзаменов.
– Мало того, что я чувствую себя хуже из-за окончания школы, потому что просто не представляю дальнейшей жизни. Я 11 лет ходил в школу и знал, что завтра пойду в школу и через неделю, и через год, и через три я тоже пойду в школу. Мир заканчивается, будто жизни дальше нет. Честно, это пугает. Еще и экзамены, которые сдаются один раз, и тебя могут не взять в институт. Все эти мысли меня очень угнетают. Я испытываю огромную ответственность и перед родителями, мне будет очень стыдно, если я никуда не поступлю. В феврале мне было очень плохо, я даже думал все бросить. Но потом подумал, что на протяжении двух лет я готовился к экзаменам, а с восьмого класса нас начинают им запугивать. С первого класса постоянно о нем говорят. Я не мог после всего этого просто пойти в армию, – добавил собеседник сайта.
В таких ситуациях должны подключаться школьные психологи, работать с целыми классами, с отдельными выпускниками в течение всего выпускного года. Но зачастую школьные психологи – это декорация.
– Никто ничего не делает. Наш психолог в сентябре провела классный час, на котором мы нарисовали трех человечков. На основе этих рисунков она поняла, кто больше всего переживает, привела их к себе и сказала им: "Не переживайте". На этом работа психолога была закончена. И из всех учителей был только один, который сказал, что это не конец жизни. В основном учителя говорят, что экзамен необходим, что это ответственность и нужно постоянно готовиться, – отметил Евгений.
ЕГЭ – это определенный стресс, но, по сути своей, не сильнее, чем другие ежедневные переживания в подростковом возрасте.
– На самом деле, подростки не стали бы так переживать из-за ЕГЭ, если бы взрослые не относились к этому так серьезно. Суицидальные риски появляются из-за того, какой ореол создают вокруг экзаменов учителя и родители. Но с учителей также спрашивают за сдачу ЕГЭ, и получается, что самые главные участники процесса загнаны в ловушку стресса. А школьные психологи, знаю, потому что работал в этой системе, не имеют почти никаких полномочий. Приходят в школу получить стаж, а как работать с подростками на грани нервного срыва, и не представляют, – пояснил психолог Матвей Ловцов.
В большинстве школ психолог один, а в некоторых нет и такого. Остается надеяться, что когда-нибудь родители и учителя поймут, что подросткам, как никому, необходимы поддержка, понимание и верный подход. ЕГЭ – не конец жизни, а лишь начало.