Новый транспорт – новая жизнь региона

Одна из наступивших реальностей Кузбасса – значительное обновление так называемого подвижного состава. Для крупного промышленного урбанизированного региона это более чем насущная проблема. Поэтому задачу обеспечивать высокие темпы ее решения власти Кемеровской области хорошо понимают. Как это происходит сейчас и что требуется для того, чтобы "не сбавлять обороты", выяснял корреспондент VSE42.Ru.

Плюс 1100 современных автобусов

За официальной формулировкой "улучшение качества транспортного обслуживания населения" проводится, на самом деле, огромная и дорогостоящая работа. Обновление парка подвижного состава государственных и муниципальных предприятий Кемеровской области возможно только за счет приобретения нового транспорта. А это действительно огромные инвестиционные затраты, которые необходимы для того, чтобы простые люди, жители Кузбасса, могли ежедневно с комфортом добираться, например, из дома на работу и обратно.

В этом смысле в Кемеровской области в настоящее время делается и уже сделано очень много. Так, например, в общей сложности за период 2019 – первую половину 2021 года парки автотранспортных предприятий Кузбасса пополнят 1100 новых автобусов различных классов и назначения, что позволит обновить технику более чем на 60 процентов.

За период 2019-2020 годов в Кузбасс уже поступил 781 новый автобус. В первой половине 2021 года ожидается поставка еще 319 автобусов.

При обновлении пассажирской техники учтены современные экологические требования: 57 процентов (626 ед.) указанного выше транспорта используют компримированный природный газ. Оставшийся транспорт имеет высокий экологический класс EURO-5.

Особое внимание уделяется транспорту, удобному для пожилых пассажиров, родителей с колясками и детьми, маломобильных групп населения. В связи с этим 65% (724 ед.) автобусов из обозначенной партии имеют полностью низкий уровень пола либо низкий уровень пола в передней и центральной частях салона, оснащены откидным пандусом, кнопкой вызова водителя и местом крепления инвалидной коляски. Автобусы полностью отвечают требованиям, предъявляемым к транспорту, предназначенному для пассажирских перевозок маломобильных групп населения.

Горэлектротранспорт

В 2019 году на безвозмездной основе из ГУП "Мосгортранс" (Москва) в дар от правительства Москвы поступило 30 единиц трамваев в предприятия городского электрического транспорта. Дополнительно были заключены контракты на поставку 9 трамваев: 7 односекционных и 2 двухсекционных. Низкопольный скоростной трамвай повышенной комфортности 71-142 был спроектирован специально для Кемеровской области и получил название "Кузбасс". Данные трамваи на сегодняшний день уже поступили в город Новокузнецк. Новые трамваи практически бесшумные, с кондиционером и дополнительными приборами отопления, оборудованные USB-портами для гаджетов, Wi-Fi, мультимедийной системой, позволяющей выводить на экраны информацию от диспетчерской службы, а также имеют дополнительный функционал для инвалидов и маломобильных групп населения.

В 2019 году закуплены для г. Новокузнецка 4 низкопольных троллейбуса с системой увеличенного автономного хода до 30 км, в которых для удобства людей с ограниченными возможностями предусмотрен выдвижной пандус.

В июле 2020 Правительством Москвы принято Распоряжение № 460-РП "О передаче в муниципальную собственность города Кемерово движимого имущества" – 20 троллейбусов, которые уже поступили в регион и вскоре также выйдут на линию.

Расходы vs доходы

Разумеется, говоря о реализации таких грандиозных проектов, как обновление общественного транспорта – и частного, и государственного, – речь невольно возникает о финансовой составляющей этого крайне социально важного дела. Понятное дело, для покупки новых автобусов, троллейбусов, трамваев необходимы миллиарды рублей.

А значит, вполне уместно вести речь о том, что транспортный бизнес – это все-таки бизнес. И он должен быть как минимум безубыточным, а в нормальном понимании предпринимательства – еще и приносить хоть и небольшую, но все-таки прибыль.

А вот с этим, если говорить о работе транспорта, как раз проблема. В частности, в Кузбассе, где стоимость билета одна из самых низких в стране. С одной стороны, это крайне положительно для пассажиров, поскольку удается сэкономить на проезде, да только есть у такого положения дела и другая сторона.

Вспомните, как часто приходится сталкиваться с тем, когда стоишь на остановке и ждешь нужный тебе транспорт подолгу. А все из-за того (как объясняют сами транспортники), что слишком частые рейсы приводят к тому, что автобусы ходят полупустые. А значит, предприятия несут прямые убытки. Особенно это актуально в условиях явно заниженной цены.

В настоящее время перевозки пассажиров осуществляются по тарифам, остающимся неизменными более двух лет. Последний раз в Кузбассе тарифы на проезд повышались в конце 2018 года (с 20 декабря).

Необходимо отметить, что тепло, комфорт и безопасность транспорта во многом зависят от тарифа. Если цена проезда не соответствует себестоимости, то у перевозчика не остается денег на модернизацию и ремонт подвижного состава. Понятно, что, если расходы хотя бы на один сегмент, формирующий себестоимость, растут, должен расти и тариф.

Существующий несколько лет тариф объективно не соответствует требованиям времени из-за роста цен, прежде всего, на топливо, электроэнергию и запчасти.

Так, удорожание дизельного топлива составило 8%, газа – 20%, электроэнергии – 10%. Стоимость запасных частей, узлов и агрегатов для ремонта подвижного состава возросла на 15-20%.

Уровень заработной платы работников общественного транспорта, особенно водителей, в настоящее время неадекватен трудозатратам и ответственности. Так, зарплата водителя с учетом оплаты за сверхурочную работу составляет 36 т. р./мес. (в 2018 – 32 т. р., рост 15%). Без сверхурочных выплат зарплата водителя не дотягивает до 30 тысяч рублей в месяц. Водители вынуждены работать сверхурочно в связи с постоянной нехваткой в предприятиях работников данной категории.

На 01.01.2021 в автотранспортных предприятиях и ГЭТ (городской электротранспорт) вакантны 499 рабочих мест водителей. Значительная потребность в водителях отмечается в Белове, Гурьевске, Ленинске-Кузнецком – 101 человек; в Междуреченске, Мысках – 74 человека; в Прокопьевске – 34 человека; в Кемерове (автотранспорт) – 146 человек; ГЭТ Кемерово – 36 человек; ГЭТ Новокузнецк – 41 человек; ГЭТ Осинники – 11 человек; ГЭТ Прокопьевск – 13 человек.

Необходимо отметить, что в сравнении с соседними регионами тарифы на проезд в Кузбассе являются одними из самых низких среди городов Сибирского Федерального округа. Так, при стоимости проезда в Кузбассе –20 рублей, в Омске тариф за наличный расчет составляет 30 рублей за одну поездку; в Красноярске и Барнауле – 26 рублей; в Новосибирске – 24 рубля. Причем эти тарифы в городах СФО действуют уже более года.

Повышение регулируемого тарифа на проезд в этой ситуации – первое, что приходит на ум. То есть, вроде как в подобных случаях, когда уже все инструменты для сокращения расходной части транспортного бизнеса использованы, невольно очередь доходит до последней и крайней меры – коррекция цены проезда. Она, как ни крути, позволит сохранить стабильность в деятельности государственного и муниципального транспорта, который предоставляет возможность осуществлять поездки бесплатно льготным категориям граждан, а это около 400 тысяч человек в Кузбассе, а также пользоваться пониженным тарифом пенсионерам, школьникам и студентам.

Тем не менее, несмотря на очевидность подобной меры компенсации расходов транспортников, мы все же решили выслушать мнения экспертов отрасли.

И первый из них – это депутат областного парламента, председатель комитета по вопросам промышленной политики, жилищно-коммунального хозяйства и имущественных отношений Владимир Вильчиков. Человек, посвятивший многие годы своей жизни развитию транспортной инфраструктуры в Кемерове и знающий не понаслышке все нюансы работы в этой крайне не простой сфере.

– Конечно, когда речь заходит об изменении стоимости проезда в городском транспорте – это крайне болезненная тема. С другой стороны, справедливости ради, отмечу, что в нашем регионе и без того цена на одну поездку одна из самых низких. И если периодически с учетом и инфляционных процессов, и мотивирования работников транспорта не проводить индексацию цены на транспортные услуги, то отрасль просто не выживет, – сказал Владимир Вильчиков.

В свою очередь, директор ГПК (государственное предприятие Кузбасса) "Кемеровская автоколонна №1237" Владимир Юдин рассказал, что в настоящее время его предприятие столкнулось с серьезными, в том числе кадровыми проблемами.

– Сегодня у нас не хватает почти 40 водителей. Это около 15 процентов от общей штатной численности. А что сделать? Зарплату мы можем платить процентов на 25 ниже той, что получают водители в среднем на рынке. То есть молодежь к нам на предприятие практически не заманишь. А чтобы как-то заработать, наши водители вынуждены брать дополнительные смены. Это тоже палка о двух концах. Конечно, мы стараемся максимально выстраивать графики так, чтобы не нарушать режим работы и отдыха. Но я же понимаю, что порой это просто невозможно. Ну и плюс к этому постоянный рост тарифов на ЖКУ, электроэнергию, на топливо. То есть наши расходы постоянно растут и за минувшие с последнего повышения стоимости проезда два года выросли существенно. А билет в автобусе можно купить по прежней цене, – рассуждает Владимир Юдин, подчеркивая, что основными статьями расходов транспортников сейчас являются зарплата работников АТП – более 50 процентов, – и адекватное обслуживание подвижного состава.

Автобус придет по расписанию?

Председатель Кузбасской областной организации общественной организации "Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства" Наталья Ключникова поддержала точку зрения руководителя кемеровского автотранспортного предприятия.

– Средняя заработная плата водителей на 15 процентов ниже средней по Кузбассу, с учетом переработки составляет 36 тысяч руб. В области 499 вакансий водителей пассажирского транспорта. Заработную плату необходимо ежегодно индексировать хотя бы на уровень инфляции. Для того, чтобы наши перевозки были безопасными, за рулем должен быть опытный, квалифицированный водитель. Но с таким уровнем заработной платы в профессию они идут неохотно. Основная задача нашего профсоюза защита интересов работников транспортных предприятий: достойная заработная плата, безопасные и комфортные условия труда. Для обеспечения этих условий предприятия должны стабильно работать. Экономически обоснованные тарифы – одно из условий их стабильной работы. При этом стоит учитывать, что в Кузбассе сейчас самая низкая стоимость проезда в СФО. С позиции пассажира, пользующего транспортом ежедневно, хочу сказать, что новый транспорт это очень хорошо, но он должен работать регулярно, выполняя все рейсы по расписанию. А для этого в предприятиях не должно быть свободных вакансий водителей, – уверена Наталья Ключникова.

А вот официальные данные, которые касаются деятельности общественного транспорта в Кемеровской области.

Последний раз тарифы на проезд в Кузбассе повышались более двух лет назад – 20 декабря 2018 года.

Сейчас тарифы на проезд в Кузбассе являются одними из самых низких в Сибирском федеральном округе, при этом такой программы обновления транспорта, как в Кузбассе, нет ни в одном другом регионе СФО.

Кроме того, как отмечают эксперты, необходимо компенсировать рост цен на топливо, запчасти, энергоресурсы и прочие услуги, сложившийся более чем за два года.

Также необходимо индексировать зарплату работников транспортных предприятий как минимум на уровень инфляции, учитывая тот факт, что фонд оплаты труда составляет около 50 процентов всех производственных затрат транспортных предприятий.

При этом стоит отметить, что повышение зарплаты водителям, работающим на общественном транспорте, требуется для того, чтобы сократить отставание ее уровня от средней зарплаты водителей, работающих на промышленных предприятиях. Только таким образом можно привлечь в эту социально значимую сферу деятельности водителей. В настоящее время в сфере общественного транспорта отмечается большой дефицит кадров.

Еще одна неявная, но значимая часть расходов транспортных предприятий – это необходимость соблюдения транспортного законодательства в области безопасности пассажирских перевозок. В том числе оснащение 100 процентов подвижного состава, работающего на городских маршрутах, до 1 января 2022 года тахографами.

И, наконец, важной составляющей нормальной работы общественного транспорта является его качественная эксплуатация, чтобы автобусы не только были новыми, но и содержались в исправном, безопасном состоянии и своевременно выходили на линию, соблюдали графики движения.

Кстати, именно тогда, возможно, и ждать на городских остановках придется гораздо меньше, чем прежде.

Фото: VSE42.Ru
Комментарии для сайта Cackle