Более 60 студентов Новокузнецкого торгово-экономического техникума приняли участие в бизнес-игре, в которой попробовали свои предпринимательские качества почти в реальных рыночных условиях современного высококонкурентного бизнеса. Такую уникальную возможность предоставила юным новокузнечанам организация "Мой бизнес" в Кузбассе. Корреспондент VSE42.Ru выяснил подробности необычной бизнес-игры.
Для начала стоит отметить, что новокузнецкая площадка для проведения бизнес-игры, которую организовал "Мой бизнес" в Кузбассе, была выбрана не случайно. Название учебного заведения говорит само за себя. Техникум выпускает специалистов, которые так или иначе ориентированы на то, чтобы попробовать собственные силы в предпринимательстве. А значит, чем раньше ребята смогут на "собственной шкуре" понять все нюансы конкурентной борьбы, самостоятельной работы и ответственность за принятие решений, тем для них, будущих потенциальных предпринимателей, это будет лучше.
Изначально организаторы поставили перед собой несколько наиболее приоритетных целей. Среди них следующие: обучение в игровой форме основным понятиям в области предпринимательской деятельности; демонстрация учащимся на упрощенной модели этапов создания бизнеса; опыт делового общения, работы в команде; тренинг быстрого принятия решений методом "мозгового штурма"; развитие лидерских и творческих качеств участников; мотивирование к изучению экономических дисциплин; развитие компетенций в области проектной и инновационной деятельности у учащихся и, разумеется, повышение интереса к созданию своих собственных стартапов.
Сама бизнес-игра предусматривала два этапа проведения. Первый этап прошел в онлайн формате. В результате опроса выяснилось, что порядка 90 процентов опрошенных планируют в будущем создать собственный бизнес. Поэтому ребята с радостью приступили к созданию своих будущих проектов. Участники бизнес-игры поделились на 10 команд по 6-7 человек. Каждая команда два дня работала над созданием собственных бизнес-проектов.
В результате студенты на практике отработали важные для современного предпринимателя навыки. В том числе конкурентной разведки, поиска рыночной ниши, составления сметы на открытие бизнеса, определения целевой аудитории, разработки каналов трафика, а также расчета финансовых показателей бизнес-проекта.
Важно отметить, что участникам бизнес-игры помогали опытные эксперты – успешные предприниматели. Причем не только из Кемеровской области, но и из соседнего с нашим регионом Алтайского края. Эксперты поделились в том числе мотивирующими рассказами о собственном опыте создания бизнеса, нюансах его ведения и возможных сложностях, с которыми сталкиваются многие предприниматели.
Второй этап прошел в очном режиме в городе Новокузнецк. В рамках очного этапа состоялась защита бизнес-проектов, которые команды подготовили в предыдущие два дня. В результате до финальной части – защиты работ – дошли все 10 бизнес-проектов стартапов.
Студенты представили перед жюри следующие проекты: арт-кафе, семейный ресторан, студия вышивки на одежде, котокафе, магазин "Аниме", кафе для молодежи, массажный салон, фотостудия, магазин экокосметики и кофейня.
Все участники финальной части бизнес-игры подготовили презентации, в которых рассказали, какую нишу рынка они планируют занять и почему именно решили выбрать свой проект в качестве конкурсного. Проработка деталей в рамках второго этапа бизнес-игры оказалась настолько глубокой, что участники даже обосновывали выбор названия для своей компании, а также выбор организационной структуры, "просчет" целевой аудитории и так далее.
Говоря о глубине проработки бизнес-проектов, стоит в обязательном порядке отметить, что участники всех команд даже просчитали конкурентные риски, представив конкурентный анализ. В рамках этого ребята рассмотрели одного федерального и двух местных конкурентов, с которыми им придется соперничать. Конкурсанты также сформулировали на основании этого своё уникальное торговое предложение. Также ребята плотно поработали над финансовым блоком: составив подробную смету на открытие компании, рассчитали средний чек, ожидаемый клиентопоток, маржинальность своей предпринимательской деятельности, общую доходность предприятия с учетом постоянных и переменных расходов, а также прибыль с учётом налогов.
Еще одной важной составляющей работы в рамках бизнес-игры стало следующее: студенты представили разработанные логотипы, упаковку и фирменный стиль своих компаний, используемые цвета, а также каналы продвижения для каждой целевой аудитории. Заложили бюджет на рекламу и обосновали, почему планируют использовать именно такое продвижение.
Также студенты прописали возможные внешние и внутренние риски для их компаний и способы их избежать.
По итогам очной защиты жюри определило два лучших бизнес-проекта. В качестве критериев оценки эксперты использовали такие, как глубина проработки, командный дух, наличие презентации, творческая составляющая, тайминг и итоги тестирования по теоретической части. Кроме того, экспертное сообщество конкурса определило самый перспективный и масштабируемый, самый прибыльный и самый быстрый к запуску проекты. Их авторы получили ценные призы.
Отдельно стоит рассказать о том, кто вошел в состав жюри бизнес-игры в Новокузнецке. Членами конкурсной комиссии стали предприниматели с опытом предпринимательской деятельности не менее трех лет, эксперты в области работы с подростками и развития предпринимательства среди подростков, Также были привлечены эксперты в области профессионального ориентирования детей и подростков из Новокузнецка, Барнаула и Кемерова, преподаватели, эксперты по компетенциям предпринимательства Новокузнецкого торгово-экономического техникума.
По итогам трёх дней работы бизнес-игры ее участники – студенты техникума, – по оценкам самих конкурсантов, "почувствовали в себе уверенность, силы и ещё большее стремление к созданию своего бизнеса в будущем". В свою очередь преподаватели отметили сплочение и командный дух участников, а, значит, цель бизнес-игры была достигнута.