Грядущие изменения в работе общественного транспорта Новокузнецка вызвали немало волнений и толков. О том, почему реформы было не избежать и какие позитивные изменения совсем скоро заметят все жители города, с нашим изданием поговорил заместитель губернатора Кузбасса Андрей Панов
Транспортная реформа вызвала неоднозначную реакцию в обществе. Зачем потребовалось ее проводить, не проще ли было оставить все как есть?
В нынешней ситуации без перемен уже было не обойтись. Дело в том, что действующая маршрутная сеть Новокузнецка годами складывалась хаотично, поэтому сейчас по городу курсируют 82 маршрута регулярных пассажирских перевозок. И 34 из них обслуживаются частными предприятиями. Но качество сервиса, который они предоставляют, оставляет желать лучшего. 95% частных перевозчиков работает на старых автобусах марки ПАЗ, которые уже не соответствуют требованиям комфорта и безопасности. Ездят такие маршрутки по принципу пиковой загруженности: то есть днем, например, интервалы могут быть довольно большими, так как пассажиров мало и перевозчикам такие рейсы невыгодны. Да и сами маршруты автобусов за 20 лет существования уже устарели и почти на 60% дублируют друг друга. Ситуацию было необходимо исправлять. Так что осуществляемая реформа по сути является эволюционным этапом развития всей транспортной системы Новокузнецка.
Что именно изменится в результате транспортной реформы в Новокузнецке?
С учетом мнения граждан разработан новый перечень маршрутов общественного транспорта. Вместо 82 их в городе останется 52 (38 автобусных, 6 трамвайных и 8 троллейбусных) – отменят дублирующие. Сначала даже планировали сократить количество маршрутов до 36. Но после обсуждений с привлечением специалистов, лидеров общественного мнения и жителей районов эту цифру значительно увеличили. Главное же изменение состоит в том, что раньше частные перевозчики самостоятельно устанавливали тарифы за проезд и могли менять их по своему усмотрению, а теперь цена будет единой. Больше никаких "маршрутных такси" за 25 рублей, все билеты будут по 20. Тариф устанавливается Региональной энергетической комиссией, повышать его можно не чаще раза в год. При этом в каждом автобусе, трамвае или троллейбусе будут действовать льготы. Сниженный тариф сейчас составляет 11 рублей для школьников и студентов, 10 рублей – для пенсионеров. Останутся в обращении и транспортные карты.
Но если какие-то маршруты отменят, наверняка будут и пострадавшие люди? Никому не хочется ездить с пересадками и дважды платить за проезд.
Новая система позволит обеспечить максимальную транспортную доступность благодаря разделению на магистральные (соединяющие главные объекты в Новокузнецке) и подвозящие маршруты. Проблему двойной оплаты должны решить пересадочные тарифы, введение которых сейчас обсуждается. В таком случае люди будут покупать один билет, который действует, например, в течение часа. В целом же реформа позволит сделать пользование общественным транспортом гораздо более комфортным. Автобусы, троллейбусы и трамваи будут работать строго по утвержденному расписанию, при отклонении от которого перевозчика ждут штрафные санкции. И, конечно, обновится весь автотранспортный парк. По городу будут ездить современные, комфортабельные, низкопольные и экологичные автобусы на газомоторном топливе. Позитивные изменения жители города смогут ощутить уже в ноябре текущего года, когда новый транспорт выйдет на маршруты.
Сколько всего новых автобусов появится в Новокузнецке? И как повлияет сокращение маршрутов на интервалы их движений?
Сейчас в Новокузнецке работают 400-450 автобусов, и это преимущественно ПАЗы. А будет 300 автобусов большой и особо большой вместимости. По общей провозной способности новые автобусы даже превышают существующий парк на 10-20 %. Все без исключения машины будут новыми, либо не старше одного года. Следует отметить, что техника будет низкопольной, что важно для маломобильных граждан. А интервалы движения с появлением "больших" автобусов только сократятся. Они будут составлять от 6 до 12 минут для маршрутов с высоким пассажиропотоком. Уход ПАЗиков также позволит разгрузить улично-дорожную сеть.
Для осуществления реформы потребовалось утвердить новых перевозчиков на конкретных маршрутах. Как проходили аукционы по их определению? Кто мог принять в них участие?
Для определения перевозчиков на новую маршрутную сеть было проведено 17 электронных аукционов. Торги осуществлялись в условиях высокой конкуренции. Для участия в большинстве аукционов было подано три и более заявок. В результате аукционы позволили нам сэкономить 1,3 млрд рублей муниципального бюджета. Победителем становились предприниматели с лучшими ценовыми предложениями. При этом перевозчик обязательно должен был отвечать требованиям технического задания, в том числе по экологичности и современности подвижного состава. По итогам аукционов право на обслуживание четырех маршрутов получили новокузнецкие индивидуальные предприниматели Илья Тибейкин и Александр Потанин, которые и ранее работали в этой сфере. Также маршрутную сеть будут обслуживать ООО "Питеравто" и ООО "Группа компаний "Профи".
Теперь с перевозчиками заключается брутто-контракт. Что изменится с внедрением этой новой системы?
Суть брутто-контракта заключается в том, что орган местного самоуправления платит перевозчику за весь необходимый объем услуг пассажирского транспорта. На деньги бюджета города закупается определенный объем авточасов, в которые владельцы транспорта обязаны осуществлять движение автобусов по утвержденной маршрутной сети. Оплата за проезд перечисляется не перевозчику, а сразу в местный бюджет. Это делает всю систему максимальной прозрачной. Благодаря переходу на брутто-контракты и стало возможным введение единого регулируемого тарифа с предоставлением льгот. Так как в системе больше не будет неучтенных наличных средств, ежегодные отчисления по налогам и сборам увеличатся в несколько раз. Это позволит частично закрыть потребность в дополнительном финансировании транспортной системы.
Правда ли, что в результате реформы под сокращение попадет более 1000 человек – водители и кондукторы частных предприятий, которые работали на сокращенных маршрутах?
Это очень серьезный вопрос, который, безусловно, волнует всех работников транспортных компаний. Представители ООО "Питеравто" предварительно встретились с сотрудниками пассажирских автотранспортных предприятий Новокузнецка – ОАО "ПАТП-1" и ОАО "ПАТП-4". Работникам предложили варианты переобучения на другие специальности, а также озвучили вакансии в структуре нового перевозчика. В ОАО "ПАТП-1", ОАО "ПАТП-4" трудоустроены 913 человек. 408 из них продолжат работу, так как предприятия не закрываются – они по-прежнему будут обслуживать пригородные и междугородние маршруты. В итоге в частных компаниях, которые уйдут с рынка городских перевозок, освободятся порядка 450-500 человек. И еще 500 человек в результате реформы будут сокращены в муниципальных автотранспортных предприятиях. Но опыт этих специалистов однозначно будет востребован в "Питеравто". Набирать персонал для новых подразделений они будут именно в Новокузнецке. Холдинг планирует нанять 900 человек, 700 из которых водители. Так что при желании почти все бывшие сотрудники пассажирских предприятий смогут продолжить работу в родной для себя сфере.
До начала работы новой маршрутной сети осталось менее 2-х месяцев. Как идет подготовка, все успеваете?
Подготовка проходит по плану. Сейчас перевозчики, победившие на аукционах, занимаются обновлением транспортного парка. С заводами заключены договоры на поставку автобусов особо большого, большого и среднего класса марок КАВЗ (119 единиц), Волгабас (161 ед., из которых 25 – "особо большой вместимости"). Также подготавливаются помещения и сооружения, необходимые для обеспечения перевозочного процесса. Формируются трудовые коллективы. Так, на базе ООО "Питеравто" открыты две горячие линии, куда все желающие могут обратиться по вопросам трудоустройства.