В сентябре наступит 5781-й год. И это не ошибка. Дело в том, что евреи в Кузбассе, как и по всему миру, 18 сентября начинают праздновать именно 5781 – й год от сотворения мира. Каковы особенности празднования еврейского Нового года, почему в Кузбассе нет ни одной действующей синагоги и нужен ли кемеровским евреям раввин, выяснял журналист VSE42.Ru.
По данным Кемеровской еврейской общины, в Кузбассе на сегодняшний день проживает около 5 000 евреев. В регионе зарегистрировано четыре иудейские организации: в Кемерове, Новокузнецке, Прокопьевске и Юрге. Однако действующей синагоги нет ни в одном городе Кемеровской области. Здание старинной синагоги в Мариинске давно заброшено.
Кроме того кузбасская еврейская диаспора долгие годы жила без раввина. И только прошлым летом он появился в Новокузнецке. Кемеровская еврейская община насчитывает более 250-ти прихожан и они, судя по всему, испытывают потребность как в собственном культовом здании, так и религиозном лидере.
О том, как кузбасские евреи обходятся без синагоги, насколько важно присутствие в общине раввина, а также о праздновании еврейского Нового года в эксклюзивном интервью журналисту VSE42.Ru рассказал руководитель департамента регионального развития Федерации еврейских общин России Ариэль Тригер.
– Если будет построена синагога, но в нее не будут ходить, то любое другое помещение, которое будет заполняться евреями, изучающими Тору, соблюдающими традиции, будет важнее, чем пустующая синагога. Смысл синагоге придают те, кто в нее приходит. Поэтому дело не столько в важности, сколько в потребности в отдельно стоящем культовом здании. Например, существует достаточно много общин, в которых нет отдельно стоящей синагоги по многим причинам. Если то помещение, которое уже есть, полностью отвечает нуждам прихожан, если оно расположено в хорошем месте, если его содержание стоит намного дешевле содержания отдельного объекта, учитывается и численность общины и многие другие вещи, – говорит Ариэль Тригер.
Что касается евреев города Кемерово, то их численность более чем достаточна для того, чтобы построить отдельно стоящее здание синагоги, поскольку имеющееся помещение уже давно не вмещает всех желающих.
– Постройка синагоги – это не простой и не быстрый процесс, учитывая текущую экономическую ситуацию. Но такая потребность у прихожан есть. Если смотреть объективно, синагога в Кемерове действительно нужна. И я надеюсь, что не за горами то время, когда она здесь появится, – считает Ариэль Тригер.
При этом он говорит, что наличие или отсутствие здания синагоги в Кемерове ровным счетом никак не может повлиять на статус еврейской общины среди религиозных организаций других конфессий, представленных в Кузбассе.
– В Торе значимым считается, прежде всего, не внешнее, а внутреннее. Престиж и признание еврейской диаспоры зависит не от наличия здания синагоги, а от реальных поступков людей. На статус общины влияют те дела, которые она будет совершать в соответствии с волей Всевышнего, – говорит Тригер.
Он также отмечает, что здание синагоги в Кемерове, безусловно, будет способствовать укреплению межконфессиональных и межнациональных отношений, а также развитию и без того добрых взаимоотношений, которые сложились в Кемеровской области между разными религиями и национальностями.
О необходимости постройки синагоги для кузбасских евреев высказался и председатель Комитета по взаимодействию с религиозными организациями правительства Кузбасса Евгений Иванов:
– Я периодически, раз-два в году, бываю на их праздниках, в том месте, где они сейчас собираются. Я больше сорока человек там не видел. Сорок человек, причем преимущественно лица пожилого возраста, – прокомментировал ситуацию Евгений Иванов.
Чиновник также отметил, что строительство синагоги – достаточно затратный проект:
– Мне понятно, почему у нас нет синагоги. Я себе это объясняю тем, что община не в состоянии пока построить синагогу, это дело очень затратное, не один миллион рублей стоит. Наверное, нет спонсоров, которые готовы вложиться в это, – предположил Иванов.
Помимо наличия своего культового здания, не менее серьезным вопросом для верующих людей является присутствие в городе и духовного лидера. Если говорить о важности для еврейской общины раввина, то стоит отметить, что для успешной деятельности в России ему необходимо преуспеть в самых разных областях и быть не только духовным лидером, но и хорошим организатором разнообразных процессов, хозяйственником.
– Один из явных показателей, нужен ли в городе раввин, это когда евреи хотят пригласить человека, который будет им помогать в изучении Торы. Когда люди тянутся к знаниям и хотят их углубить, они приглашают того, кто призван удовлетворить их запрос. Поэтому, основное, что меняется в общине с появлением в ней раввина – это уровень изучения Торы, – поясняет Ариэль Тригер.
Когда у людей появляются вопросы, то раввин – это тот человек, который может не только на них ответить, исходя из полученных знаний и опыта, но также может подвести прихожан к правильному ответу. И тот ответ, который они получат от раввина не просто останется на уровне теоретических знаний, а определит их поведение и дальнейшую мотивацию. Одним словом раввин – это человек, у которого есть ответы на вопросы.
– Но, конечно же, с приездом в общину раввина и мероприятия становятся более масштабными, и людей приходит больше, поскольку многие хотят с ним пообщаться, задать вопросы. В городе появляются новые образовательные проекты. И раввин, выполняя функцию менеджера, знает, как их реализовать: организовать воскресную школу, регулярное изучение Торы, проведение шабата, других мероприятий. Раввина приглашают тогда, когда знаний из книг уже не хватает. Книги доводят вас до переделенного предела. Но есть сокровенная, одна из самых важных частей Торы. Та, которая не изложена в книге. И чтобы передать ее, нужен человек, который впитывает ее сердцем и доносит до сердец, до душ других евреев, – сказал Ариэль Тригер.
Стоит сказать о необычной цифре – 5781 год. Как она появилась и что, собственно, означает? Дело в том, что Рош Ашана (так правильно называется еврейский Новый год) празднуется в первый и второй день еврейского месяца Тишрей. В иудейской традиции это дни сотворения Всевышним первого человека, с которых, на сегодняшний момент, уже прошел 5781 год. И на этот раз Рош Ашана по грегорианскому календарю выпадает на вечер пятницы, 18 сентября, поскольку в Торе сказано: "И был вечер, и было утро". То есть первый день нового года в этом году длится с вечера пятницы до вечера субботы, второй день – с вечера субботы до восхода трех звезд в воскресенье, когда заканчивается празднование Рош Ашана.
– По сути Рош Ашана – это день суда. Когда мир судится Всевышним в соответствии с тем состоянием, в котором мир находится в данный момент. Судится человек, его поступки и то, как он использует дарованные ему материальные или духовные возможности при выполнении задач, для реализации которых он был сотворен. Иными словами, человек спускается в этот мир для того, чтобы осознать существование Всевышнего: понять, что нет места случайности, а есть закономерность, что мир не возник сам по себе, что у него есть порядок, а у человека есть не только права, но и обязанности. Человек своими действиями должен показать, что вся его жизнь и поступки в мельчайших деталях подчинены одной идее – раскрытию присутствия Творца в мире, – рассказывает руководитель департамента регионального развития федерации еврейских общин России Ариэль Тригер.
Рош Ашана – один из самых важных еврейских праздников. Евреи проводят его как дома, так и в кругу членов общины. А все традиции и обряды, связанные с Рош Ашана, имеют глубокий смысл. Разумеется, особенное внимание в эти дни уделяется молитвам, которые в праздники заметно длиннее, чем в другое время.
– С одной стороны человек – это индивидуум, с другой он не может быть вне социального контекста. Поэтому у него есть обязанность перед Богом, перед обществом и перед близкими. В каждый праздничный день читают по три обязательные молитвы – (утренняя, дневная и вечерняя), читают свиток Торы и трубят в шофар (духовой музыкальный инструмент, который изготавливается из рогов животных, за исключением коров – прим. ред.). Для этого в синагоге должен собраться миньян – своеобразный кворум из десяти евреев (минимальное количество мужчин старше тринадцати лет, молитва которых будет считаться коллективной). После молитв все идут домой или в гости. Таким образом, мы видим, что в праздновании Рош-Ашана есть место общественному и индивидуальному, – объясняет Ариэль Тригер.
Кстати, говоря о молитвах, Ариэль Тригер уточняет, что их произнесение – исключительно мужская обязанность. Еврейские женщины тоже имеют право молиться, но только в том случае, если у них возникнет такое желание. Обязывать и принуждать к этому их никто не имеет права.
– Одно из самых простых объяснений этой разницы с точки зрения Торы связано с тем, что женщина духовно более совершенное создание, чем мужчина. В силу тонкой душевной структуры женщине для самосовершенствования молитва не нужна. Она и так находится на более высоком уровне, чем мужчина. Но, как правило, на трубление в шофар на праздники Рош Ашана и Йом Кипур, а также на чтение Торы приходят и женщины, – говорит Ариэль Тригер.
К слову, трубление в шофар, о котором упомянул Ариэль Тригер, один из центральных моментов еврейского Нового года. Как любой символ и обряд праздника, шофар имеет свою древнюю историю. Так, в Торе рассказывается о том, как Всевышний сказал Аврааму принести в жертву своего сына Ицхака.
– Когда Авраам прошел испытание, то произошло чудо: рядом с местом жертвоприношения появился барашек, который и был принесен в жертву. А Всевышний завещал каждый год трубить в рог барана – шофар, чтобы все грехи были прощены. Само трубление способно смягчить небесный суд, – поясняет Ариэль Тригер.
Праздничная трапеза в дни еврейского Нового года имеет важное значение, и каждый ее элемент глубоко символичен.
– Есть знаковые вещи, которым евреи следуют на Рош Ашана испокон веков. Например, преддверие праздничной трапезы сопровождается прочтением благословений, которые связаны с добрыми пожеланиями на будущий год. Все, что присутствует на столе в первую и вторую вечерние трапезы Рош Ашана, намекает на то хорошее, что мы просим у Творца и желаем друг другу в будущем году. Например, голова рыбы: подобно тому, как рыбы не могут жить без воды, так евреи не могут жить без Торы, которая подобна живительной силе влаги. А также, чтобы "были в голове, а не в хвосте". Яблоко и халу (витой белый хлеб – прим. ред.) макают в мед, желают хорошего, сладкого нового года и просят Бога, чтобы он смягчил, "подсластил" нам приговор в новом году. Есть и другие символы праздника. Например, гранат – в нем так много зернышек, как заповедей, которые обязаны соблюдать евреи. В иудаизме их 613, – рассказывает Ариэль Тригер.
Все символы праздника призваны помочь человеку в момент произнесения благословений и пожеланий, сконцентрироваться и от всего сердца желать другому человеку всего самого хорошего.
Несмотря на то, что научно-технический прогресс и социальные изменения вносят колоссальные коррективы в порядок и ритм нашей жизни, древние обряды и традиции, по мнению Ариэля Тригера, не утратили своей ценности и сегодня.
– Есть то, что никогда не будет обесценено, никогда не устареет. Те нравственные ценности, которые несет в себе Тора, способствуют развитию и пониманию тех вечных основ, на которых держится мир, не зависимо от того, как меняется его социальное устройство. Для большей ясности хочется проиллюстрировать это таким примером. К одному из известных еврейских мудрецов рубежа XIX-XX веков Хафецу Хаиму пришла родственница и сказала: "Вы здесь живете со своими устаревшими законами, обычаями. Дедушка выйди на улицу, посмотри, самолеты летают". На что тот ответил ей: "Вы строите самолеты, а мы строим человека, который не идет на поводу у своих сиюминутных желаний и животного начала, строим человека, движимого стремлением к работе над собой и очищению, совершенствованию духовных, нравственных и моральных качеств". Вот это те знания, которые не утратят своей ценности никогда, – говорит Ариэль Тригер.
По его мнению, какого бы масштаба не достиг технический прогресс, в будущем убивать, воровать и совершать другие неприглядные вещи будет также плохо, как и сейчас. Тора учит тому, как в быстро меняющемся мире оставаться человеком. Молодежь может как ходить в синагогу и изучать Тору, так и работать в самых разных областях современных знаний. Одно другому не мешает.
– Изучение Торы меняет человека. Сколько бы я не изучал биологию, химию, анатомию, они не сделают меня лучше как личность. Но, изучая Тору, по прошествии какого-то времени человек увидит, что там, где он начинал, и там, где он сейчас – это два разных человека. Например, если высокий уровень освоения математики не обязывает профессора математика быть хорошим человеком, то глубина постижения Торы напрямую зависит от моральных качеств индивида. Человек не сможет преуспеть в Торе, если он груб, если он не обладает должным уровнем эмпатии, сострадания, милосердия. Хотя от природы он может быть весьма одаренным, – считает Ариэль Тригер.
Возможно, появление раввина в кемеровской еврейской общине, а также строительство хотя бы одной синагоги на весь регион, в какой-то степени поможет решить задачи самоидентификации еврейского сообщества в Кузбассе и духовного развития общества в целом.