Официально в программе российских школ полового просвещения нет. К тому же, по оценке кузбасского Минздрава, "не все родители хотят, чтобы врачи говорили с их детьми на темы полового воспитания". Журналист VSE42.Ru решил выяснить, нуждаются ли кузбасские подростки в половом просвещении и может ли оно навредить подрастающему поколению. Подробности в нашем материале.
– Мое половое воспитание в школе началось в шестом классе, когда наш учитель ОБЖ, отставной военный, не знаю, по собственной инициативе или по просьбе администрации учебного заведения, рассказал, что при угрозе сексуального насилия нужно попытаться убежать. Но если все-таки вы оказались в лапах преступника, то не стоит сопротивляться, а лучше расслабиться и получать удовольствие. На кого-то из одноклассников, напомню, тогда нам было по 11 – 12 лет, рекомендации обэжешника произвели неприятное впечатления, и они пожаловались родителям. Больше о сексе с нами на уроках не говорили. Позже, уже в старших классах, учительница биологии задала на дом прочитать параграфы, посвященные строению мужского и женского тела. Помню, я была уверена в том, что это домашнее задание наша пожилая учительница проверять не станет и решила его не выполнять. Так и вышло. Педагог не захотела узнать, как мы усвоили самостоятельно изученный материал. И еще добавлю – один из моих одноклассников уже в девятом классе встречался с девочкой из старших классов, и все предполагали, что у них есть интимная связь. Кстати, они этого особо и не скрывали, – вспоминает кемеровчанка Наталья Никитина, которая закончила общеобразовательную школу в начале 2000-х.
События, которые описала Наталья, относятся ко второй половине 1990-х годов. Как раз тогда в России свернули все делавшиеся за несколько лет до этого попытки внедрить в школах уроки полового просвещения. Президентом России Борисом Ельциным в 1994 году была подписана программа "Дети России". В ее рамках действовала подпрограмма "Планирование семьи", по которой в школах некоторых регионов проводились экспериментальные занятия по половому воспитанию.
Многие инициативы по секс-просвещению российских граждан тогда исходили от советника Ельцина по вопросам семьи, материнства и детства Екатерины Лаховой. Именно она в 1990-х выступала за то, чтобы бесплатно раздавать презервативы подросткам и многодетным парам.
На "Планирование семьи" в 1993-1994 годах выделялись внушительные суммы бюджетных денег. На них разрабатывались и издавались учебники и открывались центры планирования семьи.
Однако уже в 1996 году стараниями консервативной общественности в некоторых случаях приравнивавшей половое просвещение к развращению подростков программу секспросвета в школах начали сворачивать, в результате сейчас в учебных заведениях ее нет.
Конечно, с конца 1990-х многое изменилось. Мы начали открыто обсуждать острые, ранее строго табуированные обществом темы ВИЧ, абортов, сексуальной ориентации и, наконец, просто секса в самых разных его аспектах. В России появилась разнообразная научно-популярная литература, позволяющая восполнить пробелы в половом воспитании любому человеку. Ну и, разумеется, мы получили свободный доступ к интернету с большим количеством как полезной, так и, к сожалению, недостоверной информации, касающейся половой жизни человека.
И тем не менее, несмотря на кажущуюся открытость и просвещенность современного общества, отсутствие сексуального воспитания в среде подростков, да и, как ни странно, взрослых, по мнению экспертов, по-прежнему остается источником целого комплекса взаимозависимых проблем. В частности, это подтвердила и врач акушер-гинеколог Ирина Климчук, работающая в гинекологическом отделении № 2 Кузбасской клинической больницы им. С. В. Беляева.
– Конечно, как врач, работающий в том числе с подростками, я могу сказать, что проблема отсутствия полового воспитания среди несовершеннолетних у нас существует. Дети нередко не имеют представления, что такое репродуктивное здоровье, и, как следствие, они не знают, как избежать незапланированной беременности. Их непросвещенность в этих вопросах порождает комплекс проблем. Прежде всего снижается количество здоровых подростков. А как следствие – рождается нездоровое поколение с отягощенным анамнезом, заболеваниями, не связанными с гинекологией. Естественно, все это ведет к ухудшению демографической ситуации, – говорит Ирина Климчук.
Врач поясняет, что отсутствие полового воспитания приводит к тому, что подростки, пренебрегая контрацепцией, заражаются венерическими заболеваниями, инфекциями, передающимися половым путем, ВИЧ, случаются в среде несовершеннолетних и нежелательные беременности.
Так, в прошлом году в Кузбассе было зафиксировано 137 случаев подростковой беременности, 27 из которых – в Кемерове, а 31 – в Новокузнецке.
Если говорить о распространении ВИЧ-инфекции среди несовершеннолетних, то в 2019 году в Кузбассе проживали 70 ВИЧ-положительных детей, что нельзя не связывать с лидерством Кемеровской области в статистике по ВИЧ среди российских регионов. По данным Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом, по итогам 2019 года Кузбасс занял первое место по ВИЧ в России по количеству вновь выявленных зараженных. На 100 тысяч населения в шахтерском крае в прошлом году было зарегистрировано 179,5 новых случая ВИЧ-инфекции, что почти втрое превышает среднероссийский показатель (64,5 случая). Общее количество ВИЧ-положительных жителей Кузбасса на 31 декабря 2019 года составило почти 1 935 человек на 100 тысяч населения при среднем российском показателе 728 человек.
– Если говорить о ранних беременностях девочек-подростков, то здесь проблема в том, что у нас население не умеет пользоваться контрацептивами. И это прежде всего упущение взрослых, а не подростков. Многие из них не знают, как правильно предохраняться, и, соответственно, не могут объяснить это детям. Например, взрослые женщины боятся принимать комбинированные оральные контрацептивы, безосновательно считая их вредными. Соответственно, они и своих детей настраивают против этих препаратов, либо даже не рассказывают о них. Об альтернативных методах тоже не говорят, хотя, например, презервативы – это доступный и достаточно эффективный способ защиты от беременности и заболеваний, передающихся половым путем. Мы сейчас все в интернете, и дети тоже. Так, начитавшись, насмотревшись, они копируют поведение взрослых. Но не имея представления о современных методах контрацепции, занимаются незащищенным сексом. Это приводит в том числе к нежелательным беременностям. И, разумеется, повышает риск заражения, – рассказывает Ирина Климчук.
Врач уточняет, что если гормональная контрацепция подбирается только совместно с врачом, то информация о презервативах должна доноситься до подростков повсеместно, начиная с 12-13 лет: "Когда девочки готовятся к менструациям, а у мальчиков начинаются поллюции, то одновременно с этим нужно говорить и о контрацепции". Ирина Климчук считает, что детям необходимо рассказывать обо всех нюансах. Например, проговаривать, что гормональная контрацепция защищает только от беременности, но не от заболеваний, передающихся половым путем. А вот барьерная контрацепция – презерватив – способна предотвратить и нежелательную беременность, и заражение.
– Стоит отметить и то, что у нас многие женщины не знают о методах экстренной контрацепции. Дети же, если у них случился половой контакт, не могут купить таблетки самостоятельно, потому что они дорогие, а родителям сказать боятся. Отсюда нежелательная беременность и аборт. Я могу сказать, что контрацептивы, как минимум презервативы, должны рекламироваться по телевизору, а в школах, с разрешения родителей, должны раздавать брошюры, объясняющие, как ими пользоваться. Информированность подростков позволит им избежать многих проблем как со здоровьем, так и эмоциональных, – объясняет Ирина.
Стоит напомнить читателям, что в 2016 году группа сенаторов, куда, помимо скандально известных Елены Мизулиной и Елены Афанасьевой, входила та самая Екатерина Лахова, некогда выступавшая за бесплатную раздачу презервативов подросткам и многодетным семьям. Она предложила запретить продажу в розничных аптеках препаратов для медикаментозного прерывания беременности. Насколько нам известно, этот закон так и не был принят. И тем не менее инициатива активно обсуждалась.
Но если вернуться к сексуальному просвещению, то, по мнению врача акушера-гинеколога Ирины Климчук, проблема во многом заключается в том, что такие темы часто избегают затрагивать сами родители. Они либо стесняются говорить об этом с подрастающим поколением, либо не знают, как правильно осветить те или иные вопросы.
– Соответственно, когда ребенок начинает задавать вопросы, появляются истории про аиста, малышей, найденных в капусте. Это неверно. Детям необходимо объяснять все так, как есть на самом деле, естественно, с учетом их возраста. Если мама сказала, что детей аисты приносят, а друзья ему рассказали совсем другое, то у ребенка появляется недоверие к взрослым. Лучше обо всем говорить с ребенком напрямую. А получается, что родители не говорят, школа не говорит, и ребенок черпает знания от товарищей во дворе, из интернета, где может наткнуться на недостоверную информацию о сексе и обо всем, что с этим связано. И поэтому возникают проблемы, – говорит Ирина Климчук.
Тем не менее кузбасские чиновники от образования привели журналисту VSE42.Ru целый перечень школьных предметов и внеклассных занятий, якобы включающих в себя темы сексуального просвещения:
– В общеобразовательных организациях Кузбасса темы, посвященные половому посвящению, изучаются в рамках учебных предметов "Окружающий мир", "Основы безопасности жизнедеятельности", "Обществознание". Также курсы полового просвещения реализуются в рамках курсов внеурочной деятельности "Уроки нравственности", "Развитие культуры общения в подростковой среде", "Как стать настоящим мужчиной", "Красота и здоровье: девочки и девушки", "Школа нравственности", "Дела семейные", "Культура семейной жизни", "Грамматика нравственности", "Взрослеем вместе". Учебные предметы и курсы внеурочной деятельности ведут учителя общеобразовательных организаций Кузбасса, – ответили нам в Минобрнауки Кузбасса.
Сложно оценить, какой эффект имеет проведение всех этих занятий, особенно в контексте сказанного акушером-гинекологом Ириной Климчук, которая каждый день в своей работе сталкивается с конкретными проблемами подростков в интимной сфере и способна на личном опыте оценить масштабы непросвещенности общества в половой сфере, в частности, его несовершеннолетних представителей. Кроме того, если половое воспитание наши дети проходят в рамках курса "обществознания", то можно предположить, что и поправки в конституцию, с точки зрения чиновников, частично относятся к половому воспитанию.
Кузбасский Минздрав в свою очередь косвенно подтверждает опасения Ирины Климчук:
– Специалисты медицинских организаций, имеющие специальный сертификат, могут проводить лекции среди школьников только при условии согласия законных представителей каждого ребенка. Как правило, не все родители хотят, чтобы врачи говорили с их детьми на темы полового воспитания. Поэтому у медработников нет юридической возможности проводить данную работу. Вопросы образования и просвещения находятся в компетенции Министерства образования и науки Кузбасса, – завершает важным уточнением свой ответ региональный Минздрав.
Как утверждает Минздрав, родители не дают согласия на проведение лекций медиками, зато освещение интимных тем учителями, не имеющими специальных знаний в сфере медицины и психологии, видимо, вполне устраивает кузбасское министерство образования и науки.
Однако если вернуться в разговору с медицинским экспертом, то Ирина Климчук уверена, что когда взрослые начнут просвещать детей на всех этапах их взросления, в России снизится статистика по хроническим воспалительным и венерические заболеваниям, нарушениям менструального цикла у девочек, ВИЧ, нежелательным беременностям и т. п.
– Начинать половое просвещение нужно на самых ранних этапах жизни ребенка, с двух-трех-летнего возраста, когда идет дифференциация пола, когда ребенок начинает понимать, что он девочка или мальчик. С этого времени и должно начинаться сексуальное воспитание детей, в соответствии с их возрастом. Сначала нужно говорить о принадлежности к полу. Затем, когда у детей возникают вопросы: "Мама, откуда я взялся?", не бояться с ребенком разговаривать, тактично и мягко все объяснять, выстраивая доверительные отношения. Если дети будут доверять взрослым, в подростковом возрасте они не будут бояться рассказывать родителям о своих проблемах, сомнениях, что позволит избежать серьезных проблем со здоровьем. Дети же часто поступают в медучреждения, когда уже поздно. Например, они скрывают от родителей, что у них что-то болит, в результате в больницу их привозят с острым болевым синдромом, когда уже встает вопрос сохранения органа. А все потому, что не пожаловались маме или папе вовремя, – говорит Ирина Климчук.
В вопросе о наиболее подходящем возрасте для начала полового просвещения с Ириной Климчук солидарна и немедицинский психотерапевт, консультант-сексолог, детский психолог из Новосибирска Юлия Галимбиевская. Вот что она об этом говорит:
– Не нужно ничего рассказывать ребенку специально. Но очень важно отвечать на все вопросы, которые он задают об интимной сфере в любом возрасте. Отвечать на такие вопросы следует честно, но только на конкретный вопрос, не давая лишней информации и, конечно, подбирать слова в соответствии с возрастом ребенка, чтобы он понял ответ. А вот ближе к подростковому возрасту, к годам к 11-12, если родителям сложно отвечать на какие-то специальные вопросы, можно дать ребенку специальную литературу, где рассказывается, что такое месячные, первый секс, контрацепция и т. д. Есть масса популярной литературы, предназначенной для подростков, написанной простым, понятным им языком. Например: "Курс выживания для подростков" от Ди Снайдера. Кстати, многим родителям такие книги тоже будут полезны, – отмечает Юлия Галимбиевская.
Юлия считает, что если родители никак не будут реагировать на заинтересованность ребенка, отвечать на вопросы или ругать, то он сам найдет на них ответы.
– Детское любопытство – мощный инструмент. Ребенок, если захочет, удовлетворит его, найдет нужную информацию. Вот только насколько она будет корректной, это большой вопрос. Например, недавно коллега прочитала в соцсетях, что один из методов контрацепции – принять душ. То есть в интернете очень много разной информации, и понятно, что такие советы могут привести к плачевным последствиям. Поэтому самое лучшее, чтобы старшие сами рассказывали детям обо всех аспектах сексуальной жизни, опираясь на научные знания, черпая информацию из проверенных источников, – считает консультант-сексолог.
При этом акушер-гинеколог Ирина Климчук отмечает, что и здесь не все так просто. Потому что, оказывается, в половом просвещении в России по-прежнему нуждаются не только дети, но и взрослые.
– Взрослые у нас по многим вопросам, связанным с сексом, физиологией, болезням, гигиеной половых органов, не осведомлены. Поэтому обучить нужно и родителей тоже. У нас же в стране много лет вопросы секса обходили стороной, они считались постыдными и неприличными. Но медицинский опыт показывает, что, наоборот, об этом необходимо говорить, – считает Ирина.
В то же время министерство образования и науки Кузбасса буквально успокоило журналиста VSE42.Ru, и на наш вопрос, ведется ли какая-либо централизованная работа с родителями подростков в области полового просвещения, ответило:
– Вопросы полового просвещения с родителями (законными представителями) обучающихся обсуждаются в рамках родительских собраний, а также в ходе индивидуальных бесед, – ответили нам в региональном Минобрнауки.
Многие ли взрослые обсуждали половое просвещение на школьных родительских собраниях? Ответ на этот вопрос даст любой родитель, чьи дети посещают образовательную школу.
Опять же, Русская православная церковь в лице руководителя информационно-просветительского отдела Кемеровского епархиального управления Вячеслава Ланского считает, что половым просвещением несовершеннолетних должны заниматься родители, а не школа, психологи и врачи:
– В полной мере представить учебный процесс и то, что там будет преподаваться детям в контексте полового просвещения, я не могу. Но я твердо убежден в том, что интимные отношения – это сфера очень личная, и в соответствии с официальной концепцией РПЦ, – это некое внутрисемейное дело. Соответственно, дать несовершеннолетним представления о половой сфере – задача родителей. Я общаюсь с огромным количеством людей. Они представляют разные слои и по уровню достатка, и по образовательному цензу, и по возрасту. И я вам честно скажу, что таких людей, которые что-то не знают о заболеваниях, передающихся половым путем, во всяком случае, та категория, которая старше 21 года, я не встречал. Все люди в целом с этим знакомы, – говорит Вячеслав Ланский.
К сожалению, эксперт от РПЦ не уточнил ни численность своего просвещенного окружения, ни тематику бесед, ни обстоятельства, в которых люди делятся с ним знаниями в интимной сфере. А значит, делать какие-либо выводы на основании его рассуждений мы не будем.
В свою очередь акушер-гинеколог Ирина Климчук в своей медицинской практике, как она рассказала журналисту VSE42.Ru, сталкивается с тем, что многие взрослые женщины имеют весьма смутное представление даже о гигиене половых органов, не говоря уже о других, более сложных процессах.
– Бывает так, что уже в два-три года привозят ребенка к врачу с воспалительными изменениями половых органов. Потому что его маму никто не научил элементарным правилам гигиены. Она не знает, как устроена мочеполовая система и не понимает, как обращаться с ребенком. А как же мама в подростковом возрасте подготовит девочку к менструациям, расскажет, как правильно за собой ухаживать, если сама об этом не знает? Если этому не уделять внимания, то возникают инфекционные заболевания, нарушение менструального цикла и т. д. Одно цепляется за другое. В человеческом организме все взаимосвязано, – объясняет Ирина Климчук.
Если продолжить разговор об отношении самых разных поколений к сексу, то хочется напомнить, что даже в современном обществе, в частности российском, мы нередко сталкиваемся с утверждениями, что секс – это нечто неприличное, постыдное, грязное. Чтобы разобраться в истоках такого отношения к половой жизни, продолжим разговор с консультантом-сексологом Юлией Галимбиевской.
– С формулировкой "грязный секс" я достаточно часто встречаюсь в работе. Думаю, это связано с тем, что в интимных процессах чувство стыда, смущения одно из основных. И секс, и стыд – явления, которые всегда существуют рядом. У нас в стране не слишком развито сексуальное просвещение. И отсюда все процессы сексуального развития ребенка, которые являются нормальными и вполне естественными с научной точки зрения, например, интерес к своим половым органам, детская мастурбация, на обывательском уровне считаются чем-то ужасным, извращенным. Источник проблемы – незнание. Родители не знают, почему это происходит, и поэтому боятся, стыдятся и своих детей в том числе. Так происходит, скорее всего, потому, что в детстве теперешним взрослым никто ничего компетентно не объяснял. А дома за подобные проявления ругали, – рассказывает Юлия.
И хотя времена меняются, и сейчас, по мнению эксперта, ситуация стала намного лучше, чем 20-30 лет назад, все равно родители до сих пор не знают, как реагировать на проявления детей, связанные с их половым созреванием, сексуальностью, как отвечать на их вопросы, касающиеся интимных тем.
– Выражение "грязный секс" – установочное. То есть нечто внедренное в мозг, практически не поддающееся сомнению. Такая установка, как некая догма, передается из поколения в поколение, и никто уже не задумывается о том, кто решил, что секс – это грязно и действительно ли это так уж грязно? – поясняет Юлия Галимбиевская.
Специалист считает, что такое отношение к сексу может быть вредным. И в первую очередь негативно сказывается на самооценке. Если же в целом рассматривать развитие человека в течение жизни, то такое ханжеское, стыдливое отношение к сексу в разных возрастных периодах будет отражаться на нем по-разному
– Ну, например, если маленькому ребенку закрывали глаза при виде постельных сцен или поцелуев по телевизору, ругали за любопытство в данной сфере, то он растет замкнутым, боится и стыдится всего, что связано с сексом. А когда наступает подростковый период, начинают бурлить гормоны, просыпается интерес к противоположному полу, то стеснительность, низкая самооценка очень мешают, плюс возникает эмоциональное напряжение. С одной стороны, ребенку становятся очень интересно все, что связано с половым вопросом, привлекают сверстники противоположного пола, с другой стороны, он боится, потому что его приучили к тому, что это грязно и плохо. В процессе дальнейшего развития уже у взрослого человека на этой почве могут возникать проблемы в отношениях. Могут быть сложности в общении, в создании семьи, в сексуальной сфере. А все мы знаем, что секс в семейной паре важен и без него никак нельзя. Но если в сексуальной сфере очень много запретов внутренних, то это может негативно влиять на качество семейной жизни. Не исключено, что в будущем это начнет провоцировать измены или полный отказ от секса. У всех по-разному. И назвать такую жизнь счастливой сложно, – говорит Юлия.
Почему же взрослые люди, родители стесняются говорить о сексе? Юлия Галимбиевская объясняет это тем, что в Советском Союзе "секса не было", тема была табуирована практически все 70 лет существования советской власти. Затем, в 1990-е, буквально в один момент на территории бывшего СССР грянула своеобразная сексуальная революция, и стало можно все. Но что с этим делать людям, никто не объяснил: не дал специальной литературы, просветительских фильмов. Художественного кино, клипов с откровенными сценами на экранах появилось в избытке, а родители по-прежнему запрещали детям смотреть их, носить яркую одежду, проявлять женственность или брутальность, одним словом, быть сексуальными.
– И даже сейчас, когда мир стремительно меняется, появляются возможности больше узнать о половой сфере, быть свободнее, детское состояние стыда побеждает, даже несмотря на то, что ты взрослый, самостоятельный человек. Секс – это удовольствие, которое, по сути своей, очень близко к детским радостным эмоциям. Но если в детстве половую сферу окружали одни запреты, то потом человеку очень тяжело переступить себя и раскрыться в сексе. К сожалению, все это не приводит ни к чему хорошему, а лишь порождает крайности: люди либо пускаются во все тяжкие, либо окончательно замыкаются, – рассуждает Юлия Галимбиевская.
Специалист считает, что пока секс не станет естественной частью жизни общества, пока люди не перестанут относиться к нему со страхом и презрением, сложности в эмоциональной сфере будут усугубляться, а также будут возникать медицинские проблемы, связанные с различными заболеваниями, нежелательными беременностями и т. п.
– Мне, как консультанту-сексологу, хочется, чтобы болезненный стыд и страх ушли из темы секса, и вместо того, чтобы краснеть и хихикать при обсуждении серьезных медицинских и психологических моментов, связанных с интимной сферой, люди начали решать реальные проблемы. Дело в том, что отсутствие сексуального просвещения приводит еще и к соматическим расстройствам сексуальной сферы. Когда у нас нет здорового отношения к сексу, взаимоотношениям, это порождает еще и определенную психосоматику, которая блокирует эту сферу жизни, превращает во что-то неприятное даже с близкими. Такие проблемы, к сожалению, возникают у любящих людей. И у женщин таких сложностей больше. Это связано и с патриархальностью нашего общества, с эмоциональным давлением на женщин, а также с особенностями процесса их взросления, физиологии, – говорит Галимбиевская.
Юлия Галимбиевская считает очень важным обратить внимание, что некоторые люди путают сексуальность с вульгарностью, развратом, похотью. Специалист же говорит, что секс с этими понятиями никак не связан.
– Секс – это ведь не только то, что происходит в постели. Это прежде всего энергия человека, которая позволяет ему проявлять свою женственность или мужественность. Например, такие проявления женщины, как кокетство, желание наряжаться, ухаживать за собой – это все тоже относится к сфере сексуальности. То же самое у мужчин – здоровая агрессивность, стремление добиваться успеха, зарабатывать и т. п. Сексуальность – это ощущение себя в женском или мужском поле. Сексуальная энергия позволяет нам создавать многие вещи, в том числе семью, счастливый очаг, я уже не говорю о достижениях в карьере. К примеру, Фрейд определял сексуальность как энергию творчества. Люди боятся, что если ввести уроки полового или сексуального посвящения, то все начнут налево и направо заниматься сексом. Это заблуждение. На самом деле, если родители и школьная программа начнут рассматривать половое просвещение с точки зрения пользы и ценности, начнут формировать к этому здоровое отношение, то таких перекосов как раз не будет. Я считаю, что просвещение в интимных вопросах должно идти не через страх и запугивание, а через позитивное отношение, через заботу о себе, о своем физическом и эмоциональном здоровье, о партнере. Благодаря адекватному секспросвету, люди научатся расставлять границы, если им чего-то не хочется в сексе. И, наоборот, смогут без страха и стеснения раскрываться с любимым человеком в постели, тем самым становясь ближе не только физически, но и эмоционально, духовно, – говорит Юлия Галимбиевская.
И все-таки руководитель информационно-просветительского отдела Кемеровского епархиального управления Вячеслав Ланский высказывает обеспокоенность по поводу уроков полового воспитания, опасаясь развращения молодого поколения и пропаганды беспорядочных половых связей:
– Если половое воспитание призвано сформировать у каждого человека чувство ответственности за те или иные поступки – это хорошо. Но если под половым просвещением будет прививаться человеку то, что беспорядочные половые связи – это хорошо, то я считаю, что такая наука, такой предмет будет разрушающим и деструктивным для личности молодого человека. Я не могу этого исключать. И поэтому сразу оговариваюсь, если этот предмет будет состоять из некоего синтеза того, что мы изучали на уроках анатомии в школе 15-20 лет назад, и при этом у людей будет формироваться осознанное отношение к вступлению в интимную близость, то это предмет будет иметь какую-то пользу. Но если он в той или иной мере будет связан с развращением души человека, то никакой положительной оценки этот предмет получить не может, – отмечает Ланский.
При этом представитель РПЦ допускает, что если когда-нибудь все-таки встанет вопрос о внедрении программы секспросвета в российских школах, то при определенных условиях, к ее разработке можно будет привлекать священников:
– Нужно понимать, какие цели и задачи будет ставить перед собой учебная программа. Если она будет призвана воспитывать в людях нравственность и чувство ответственности, в таком случае, я думаю, священнослужителю есть что сказать, используя многовековой опыт церкви и то, кукую, например, христианство сыграло роль в формировании современных представлений о нравственности. Я думаю, это, конечно, было бы полезно, – пояснил Вячеслав Ланский.
Раз уж мы обратились к мнению самой влиятельной и крупной в России религиозной организации, РПЦ, то справедливости ради приведем мнения и представителей других конфессий в вопросе сексуального просвещения несовершеннолетних, чьих последователей в нашей стране тоже много.
Например, в кемеровской Еврейской общине нам пояснили, что "одной из особенностей еврейского образа жизни и еврейского воспитания является довольно раннее посвящение детей в тайны взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Сказки о том, что детей находят в капусте или покупают в магазине, не могли произвести впечатления даже на пятилетнего еврейского мальчика. Едва приступив к изучению Торы, он уже знал, что у Адама и Евы появились дети после того, как "Адам познал Еву, жену свою". Еще меньше в подобные сказки могли поверить еврейские девочки, которым в прошлом лет с шести приходилось оказывать акушерке помощь во время родов матери. Сексуальное просвещение еврейского подростка достигало своего пика в 12–13 лет – в возрасте, когда интерес к вопросам секса особенно велик. Именно к этому времени в религиозных еврейских школах начинали по обыкновению изучать главы из Талмуда, описывающие весь возможный спектр сексуальных переживаний и отношений. Заодно и указывалось, какие из них полагаются разрешенными, какие нежелательными, а какие запретными.
Такой подход к сексуальному воспитанию, по мнению представителей еврейской общины, всегда позволял евреям открыто обсуждать интимные проблемы, о которых у многих народов принято молчать или говорить только с врачом. Но такая откровенность в еврейской культуре сочетается с привитием скромности, стыдливости и целомудрия с самого детства. Отсюда и уважительное отношение к женщинам в еврейских семьях, особом отношении к "еврейской матери", которая, несмотря на свой удел угождать мужу, зачастую имеет решающий голос в важных семейных вопросах.
– В том, чтобы поднимать вопросы полового воспитания в общеобразовательных школах, ничего страшного нет, если в школах будут преподавать половое воспитание с четвертого-пятого класса. Я думаю, это только будет плюс, – отметил председатель кемеровской еврейской общины Олег Асташенко.
Об отношении к половому просвещению мусульманской церкви журналисту VSE42.Ru рассказал имам-хатыб кемеровской соборной мечети Рубин Муниров.
– Мы, кончено же, считаем, что это очень важный вопрос. Но нужно научиться к нему правильно подходить. Мы считаем, что на постоянной основе проводить мероприятия, связанные с сексуальным просвещением в школах, будет не совсем корректно. Когда у человека наступает религиозная зрелость (у девочек это 12-14 лет, у мальчиков – чуть постарше), мы рекомендуем прихожанам, чтобы они уже своих детей посвящали в те или иные вопросы. А если это касается школ, то я категорически против. Я за то, чтобы в школах проходили встречи с родителями, чтобы их правильно подготовить. При этом считаю, что об этом надо говорить, дети должны знать определенные вещи, тем более учитывая, что некоторые взрослые могут использовать детей в своих ужасных целях. Поэтому они должны четко понимать и представлять, что есть какие-то интимные моменты, чтобы они не думали, что детей по осени аист приносит, – отметил Рубин Муниров.
Имам-хатыб отметил и важность воспитания в детях уважения к будущему партнеру.
Безусловно, каждая из этих позиций ценна по-своему и заслуживает уважения. Однако, несмотря на то, что тема полового просвещения несовершеннолетних до сих пор вызывает горячие споры и стороны в них зачастую занимают диаметрально противоположные позиции, хочется надеяться, что в конечном итоге общество предпочтет ханжеству и обскурантизму научные подходы и гуманизм.