Сфера ЖКХ – зона постоянной тревоги большинства жителей России в целом и Кузбасса в частности. Каждая новация здесь вызывает порой неоправданную тревогу. Впрочем, и оправданную – тоже случается. Из последних изменений в отрасли можно назвать перевод с 1 июля 2020 года обязательства по установке счетчиков электрической энергии с потребителей на энергетиков. Чем это "грозит" кузбассовцам, выяснял корреспондент VSE42.Ru.
Во-первых, наверное, стоит отметить, что устанавливаемые счетчики будут подключаться к интеллектуальным системам учета электроэнергии с 2022 года. Как рассказал начальник департамента реализации услуг и учета электроэнергии Кузбасского филиала Россети Сибирь Даниил Артемов, умные счетчики будут решать сразу несколько задач.
– Прибор учета сможет автоматически и в режиме онлайн передавать информацию на диспетчерский пульт и в личный кабинет потребителя, например, о расходе электроэнергии, о параметрах качества электроэнергии, об истории потребления, а также многое другие показатели. Что, разумеется, очень удобно и экономит ресурсы. Еще одним моментом является удобство для самого потребителя, например, благодаря наличию функции замера температуры наружного воздуха. Вроде мелочь, но в целом удобно. Ну и, наконец, "умные" счетчики оснащены так называемой электронной пломбой. Как только кто-то решит несанкционированно вмешаться в работу прибора, он сообщит об этом. А значит, новый прибор поможет бороться с энерговоровством, – сказал Даниил Артемов.
С 1 июля 2020 года в России вступили в силу поправки к закону от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике". В соответствии с ними работа по замене вышедших из строя счетчиков на новые и началась. То есть у потребителя нет права отказаться от его установки. Более того, если человек, например, не пустит представителей электросетевой организации для установки счетчика, специалисты могут установить таковой "на столбе" – рядом с домом негостеприимного хозяина. При этом, если возникнут разночтения при сверке показаний старого счетчика в доме и нового на столбе, сетевики будут руководствоваться "умными" данными и начислять плату за потребление электричества в соответствии с новым прибором. Суд, судя по всему, если дело до него дойдет, тоже должен встать на сторону сетевой организации, поскольку новые счетчики более точные и вмешаться в их работу практически невозможно.
– На замену счетчиков понадобится несколько лет. То есть будет производиться замена по мере выхода из строя уже установленных приборов. При этом стоит отметить, что конкретно потребители нашей компании на 1 июля текущего года уже почти на 50 процентов обеспечены новым оборудованием, поскольку эту работу мы начали заранее, – уточнил Даниил Артемов.
Как видится, основным стимулом установки "умных" счетчиков электроэнергии является как раз борьба с ее воровством. И понять сетевиков можно, поскольку энерговоровство бьет в первую очередь именно по их карманам.
Однако, как говорится, не все так однозначно. В том смысле, что от незаконных подключений и неучтенного потребления страдают не только энергетики, но и сами потребители. То есть все мы, жители того же Кузбасса.
Дело в том, что сверхнормативные потери электроэнергии (а энергокражи как раз и составляют львиную их долю) в сетях – это фактор, который неизбежно влияет на постоянный рост тарифа. Пусть и косвенно, но оказывает серьезное давление. По сути, получается, что одни потребители воруют электричество, а другие потребители за это расплачиваются – "за себя и за того парня".
Говоря на "прямой линии", организованной в сообществе VSE42.Ru во "ВКонтакте" о том, насколько эффективны интеллектуальные приборы учета потребления электроэнергии, Даниил Артемов отметил, что уже в настоящее время сетевые потери Кузбасского филиала Россетей практически достигли нормативных показателей. И это при том, что "умными" счетчиками оснащены пока еще около половины потребителей компании.
Правда, стоит отметить, что в рамках модернизации сетевого хозяйства в Кемеровской области Россети проводят не только обновление приборов учета, но и, например, замену традиционного провода на ЛЭП так называемым СИП (самонесущий изолированный провод). А это еще одна проблема для любителей получить электричество даром, поскольку на СИП крайне сложно сделать известный энерговорам "наброс", когда человек незаконно (мимо прибора учета) подключается к ЛЭП, просто набросив на нее два провода. В этом смысле в настоящее время проблема набросов в большинстве территорий, где работает Кузбасский филиал Россети Сибирь, практически решен. Хотя еще несколько лет назад именно набросы были чуть ли не главным бичом сетевиков.
То есть можно предположить, что по мере увеличения количества нового оборудования, внедрения СИП и так далее потери в сетях продолжат снижаться, а темпы роста сетевого тарифа максимально приблизятся к показателям инфляции без учета дополнительных составляющих.
И последний момент, как видится, куда важнее для рядового потребителя, чем возможность узнавать температуру на улице не выходя из дома. Хотя, конечно, и это тоже приятно.
Теперь еще об одном важном моменте: а кто же заплатит за установку новых приборов учета? Согласно законодательству, установка счетчиков будет проводиться за счет энергетиков: гарантирующих поставщиков (если речь идет о многоквартирных домах) и электросетевых организаций (во всех остальных случаях).
Вторым этапом "умной" реформы должно стать включение расходов на установку счетчиков в формирование тарифов на передачу электроэнергии в последующие годы. То есть отчасти нагрузка на тариф увеличится за счет новой составляющей, но, как уверены эксперты, в результате потребитель (за счет снижения потерь в сетях) все-таки должен остаться в плюсе за счет снижения темпов роста тарифа.
Но не тарифом единым жив потребитель. Еще один важный момент, который отметил во время прямого эфира в сообществе во "ВКонтакте" сайта VSE42.Ru Даниил Артемов – это повышение уровня взаимодействия между конечным потребителем и сетевой организацией. А это, пожалуй, является в определенном смысле камнем преткновения, учитывая далекое от идеального состояния качество современных линий электропередачи.
– Мы, как сетевая организация, стараемся максимально оперативно устранять какие-либо нарушения в сети. И установка "умных" счетчиков в этом плане – вещь однозначно полезная. Диспетчеры смогут не только получать немедленно информацию о том, что и где произошло с точностью до домохозяйства, но и почему, что с этим делать и так далее. То есть, по сути, "умный" прибор учета – это своего рода информатор о том, что происходит на конкретном участке сети. А потому времени на какие-либо уточнения ситуации, согласования и так далее уже не понадобится. А значит, можно предположить, что после внедрения "умных" счетчиков время на устранение различного рода сетевых нарушений сократится. Энергетики смогут оперативнее реагировать на любые нештатные ситуации, от чего потребители только выиграют, – сказал Даниил Артемьев.