Давно уже перестала быть редкостью следующая картина: старый автомобиль, выбитые стекла, спущенные покрышки, ободранный салон. Такие автомобильные "трупы" сегодня можно встретить во многих кемеровских дворах. Почему автовладельцы вовремя не "хоронят" свои машины и не станет ли город автомобильным кладбищем через несколько лет, выяснял корреспондент VSE42.Ru.
О том, насколько актуальна проблема со старыми брошенными и, как кажется, никому не нужными автомобилями, говорит один только пример: в самом что ни на есть центре Кемерова, рядом с драматическим театром, стоит одна из таких "недвижимостей". Можно, конечно, при большом желании счесть ее за местный арт-объект из-за близости учреждения культуры или достопримечательность из-за надписи "Парковка" на борту.
Но по факту это просто автохлам, и попытка сделать из него что-то большее – всего лишь попытка.
Как сообщили VSE42.Ru в областной госавтоинспекции, четкой статистики по количеству брошенного в городских дворах автохлама в ведомстве не ведется. Однако о его количестве косвенно, как ни странно, можно судить по числу выявленных нарушений правил парковки, поскольку среди "неправильно припаркованных" есть часть автомобилей "припаркованных навсегда". Итак, за два года эта статистика показала рост почти в полтора раза: с 1 758 случаев в 2017 году до 2 492 в 2019 году.
Еще раз оговорюсь, что о прямой зависимости в данном случае говорить не стоит, но тенденция понятна.
Правда, как пояснили в областном управлении ГИБДД, достаточно часто "брошенки" не попадают в гаишные сводки, поскольку припаркованы не на дорогах, а во дворах.
В свою очередь, как рассказал специалист Алексей Соколов, специализирующийся на различного рода автомобильном ретро, судьба старых серийных, а потому крайне дешевых, спустя 20 – 30 лет после выпуска с конвейера автомобилей отечественного производства проста и понятна. Либо в утиль, либо быть брошенными в очередном городском дворе.
– Взять те же ВАЗовские "копейки", "четверки" и даже "шестерки". Что с ними сейчас делать? Еще лет 20 назад такая судьба постигла "Запорожцы". Они тогда чаще всего уже были не на ходу, и покупали их молодые пацаны в основном. Кто на разбор, кто "с горы" покататься. Оно и понятно: стоит меньше велосипеда, а почти автомобиль. Для первой, как говорится, сойдет. Само собой, ехать "Запорожец" уже особо не ехал, но побаловаться и поучиться на нем разбирать-собирать матчасть – вполне годился.
Сейчас место "Запарожца" заняли ВАЗовские изделия. Например, "копейку" (ВАЗ-2101) можно купить тысяч за пять – семь – десять рублей. Но даже при такой цене машина вполне может быть на ходу. Кривом, косом, но на ходу. И опять же, среди покупателей чаще всего совсем молодые и безденежные парни, для кого-то это реальный способ стать автовладельцем. Либо "гонщики", любители подрифтовать на больших парковках крупных торговых центров по ночам.
Но в итоге чаще всего весь этот автохлам ждет одна судьба – оказаться брошенным в соседнем дворе, поскольку денег на утилизацию – а это несколько тысяч рублей – у последнего владельца просто нет. Ну, или их жалко, – рассказал Алексей Соколов.
Правда, в случае с автособственностью есть еще один момент. По закону, чтобы использовать автомобиль, его необходимо не просто купить в собственность, но и зарегистрировать в госавтоинспекции. Сразу после этого автовладелец становится еще и налогоплательщиком. В том смысле, что за каждую машину нужно платить транспортный налог, сумма которого начисляется в зависимости от мощности двигателя. Учитывая небольшое количество лошадиных сил в стареньких "Жигулях", налог там тоже не особо велик – тысячи полторы в среднем. Но! Платить его все-таки нужно, а это лишние расходы. Так что же делают чаще всего в таких случаях те, кто предпочитает просто бросить старенький автомобиль в каком-нибудь городском дворе?
– А тут все элементарно: просто снять его с учета в ГИБДД. А затем просто оставляют машину в любом дворе. И, как говорится, с глаз прочь. Правда, при этом право собственности на это транспортное средство все-таки остается за человеком. А значит, чисто юридически он за него несет ответственность, соответственно, на этом история может не закончиться, – подытоживает Алексей Соколов.
Но вернемся к статистике нарушений правил парковки. Если областная ГИБДД дает рост по количеству этих нарушений, то ситуация в Кемерове существенно отличается. По крайней мере, по версии городской администрации.
– Сотрудниками ГИБДД проводилась работа по пресечению нарушений правил парковки на улично-дорожной сети г. Кемерово. Результаты приведены в таблице по годам: 2016 год – 1 288 нарушений, 2017 год – 1 190 нарушений, 2018 год – 284 нарушения, 2019 год – 82 нарушения, 2020 год (за пять месяцев) – шесть нарушений. Из таблицы видно, что сотрудники ГИБДД в настоящее время выявлением нарушений правил парковки на городских улицах не занимаются, – говорится в ответе администрации областного центра на запрос редакции сайта.
Но даже при том, что официальные цифры по нарушениям правил парковки стремительно упали практически до нуля, есть еще куда более наглядная в этой ситуации статистика – работа так называемой муниципальной штрафстоянки, куда пригоняются (эвакуируются) автомобили за различные нарушения. Среди которых и неправильная парковка, и вождение в состоянии алкогольного опьянения, и, например, управление транспортным средством без госномеров. Последняя, кстати, интересует нас больше всего.
Здесь стоит отметить, что далеко не все автомобили, попавшие на штрафстоянку, владельцы спешат выкупать на свободу. А то, что речь в данном случае идет о выкупе – сомнений нет, ведь даже сутки, проведенные автомобилем здесь, обойдутся его владельцу в кругленькую сумму: 39 рублей в час. Итого, 24 часа будут стоить 936 рублей, двое суток – 1 872, десять дней – 9 360 рублей. И так далее.
Отсюда возникает следующий вопрос: по какой причине автовладелец может не выкупать свою машину? Да по практически единственной. Когда ее реальная стоимость гораздо ниже, чем плата за принудительную парковку. Если вспомнить, что все те же ВАЗовские "ретро" сегодня стоят на рынке до 10 тысяч рублей, то можно предположить, что как раз такого рода автомобили и остаются навсегда на кемеровской штрафстоянке.
И вот как раз количество машин, нашедших свой, скорее всего, последний приют на муниципальной штрафстоянке, с годами только увеличивается. Согласно данным, предоставленным пресс-службой кемеровской мэрии, этот показатель вырос кратно. Если в 2016 году ненужным своему владельцу оказался только один автомобиль, то в 2020-м (на настоящее время) таковых уже восемь. Правда, например, в прошлом году их и вовсе было 17, но это по данным за 12 месяцев.
Плюс к этому стоит добавить, что муниципальные власти занимаются тем, что просуживают – подают иски в суды о признании невостребованных автомобилей бесхозяйными – застоявшиеся на штрафстоянке транспортные средства. После прохождения судебных процедур движимое, а иногда и не вполне движимое имущество переходит в "реестр муниципальной собственности".
Едва ли на ставших муниципальными автомобилях ездят в дальнейшем городские чиновники, учитывая в большинстве случаев состояние машин. Можно предположить, что как раз в этом случае автохлам идет в утиль.
А что же все-таки делать с проблемой брошенных во дворах автомобилей? Чтобы одна из таких машин смогла попасть, например, на штрафстоянку, потом – в суд, а потом – в утиль, надо, чтобы ее владелец сел за руль, поехал по своим делам. На дороге его остановит тот же госавтоинспектор и, если на транспортном средстве нет госномера, эвакуирует машину на штрафстоянку.
А если владелец машин никуда не ездит, автомобиль припаркован во дворе и никому особо не мешает и правил парковки не нарушает, то и сделать с ним что-либо нельзя. Даже несмотря на то, что за время "парковки" у него оказались проколотыми все колеса, разбиты стекла, а салоне разве что не общественный туалет. Даже в таком случае особых законных причин принудительно эвакуировать брошенный автомобиль и утилизировать его без воли хозяина нельзя.
При том, что такого рода транспортные средства могут всерьез представлять опасность для людей и детей в частности. Само собой, что детворе интересно забраться в машину с давно уже кем-то открытыми дверями, поиграть в таксиста или еще во что-то. А заодно порезаться об осколки стекол, травмироваться еще каким-то образом.
Как прокомментировали в городской администрации, в подобных ситуациях, когда жители Кемерова становятся свидетелями того, что в их дворах появляется "кладбище" брошенных машин, должны обращаться в свои управляющие компании. А те, в свою очередь, могут доводить эту информацию до городских властей. Что будет дальше? Здесь четкого регламента нет. Повторюсь, что если у автомобиля есть владелец, то и распоряжаться им имеет право только он.
Правда, тут есть ряд вполне законных хитростей. Например, брошенный во дворе автомобиль можно эвакуировать (переместить на муниципальную штрафстоянку) под тем предлогом, что зимой он мешает расчистке придомового пространства от снега. Ну а дальше, сами понимаете, включается отлаженный механизм обретения вечного покоя отслуживших свой срок автомобилей.
Кстати, аналогичный механизм может действовать и в отношении сгоревших автомобилей, владельцы которых долгое время не вывозят их из городских дворов. Едва ли такие автоскелеты могут являться источником эстетического наслаждения горожан или объектом повышенной безопасности для окружающих.