Спустя пять лет после введения системы сбора платежей за капремонт, кузбасские власти наконец-то смогли настроить ее работу так, чтобы и льготники были сыты, и "неольгоченные" граждане целы. А в качестве компенсации за свои труды чиновники хотят получить право решать, куда жителям можно тратить собственные накопленные деньги, а куда – нет. Подробности в статье VSE42.Ru.
Казалось бы, благая идея по собиранию с жителей многоквартирных домов (МКД) денег на капитальный ремонт их жилищ, который рано или поздно придется делать, тем не менее многими была воспринята неоднозначно. Коротко позволю себе напомнить, что ее суть в том, что ежемесячно каждый житель МКД вносит одновременно с квартплатой еще и дополнительную "копеечку", из которой должен сложиться некий общий котел. За счет которого, в свою очередь, будут проводиться капитальные ремонты каждого МКД – по мере необходимости, а точнее, согласно утвержденной на уровне региона программы.
Правда, российский законодатель предусмотрел в плане свободы волеизъявления граждан еще одну возможность: деньги собирайте, но сдавать их в "котел" вы не обязаны. То есть вместо того, чтобы направлять свои рубли на счет фонда капремонта, созданного в российских регионах, собственники жилья в каждом конкретном доме вправе открыть собственный спецсчет, на котором они и будут аккумулироваться. И тратить эти деньги люди могут самостоятельно – без советов чиновников и прочих доброжелателей. По крайней мере, пока.
И еще. Платить сборы за капремонт должны все обитатели квартир в МКД. Правда, в Кузбассе данное нововведение, как всегда, не обошлось без "улучшений". Согласно которым, например, власти региона предусмотрели льготные категории граждан, имеющие право на совершенно законных основаниях не платить эти взносы – вовсе или частично.
Благие пожелания поддержать малоимущих пенсионеров на деле обернулись неожиданной стороной. По факту недоплаченные льготниками – в "котел" ли, на спецсчет ли – деньги должны были откуда-то взяться. В том смысле, что строителям неважно, кто сколько платит или не платит, но поставить лифт или перекрыть крышу стоит столько-то и ни копейкой меньше. А значит, кто-то недостающие из-за льготников деньги должен заплатить.
Логично, что этим плательщиком должен стать бюджет: власти льготу объявили – власти деньги (за льготников) заплатили. На деле схема погашения этих долгов выглядела иначе. Льгота предоставлялась, а с финансовым обеспечением возникали вопросы. Правда, в случае с котловым способом сбора денег все как-то решалось. Деньги собирает плоть от плоти региональных властей областной фонд капремонта. У него есть возможность перераспределять деньги собранных вчера с условных ста домов на ремонт одного конкретного дома сегодня и, как минимум, оттягивать проблемы недоплат со стороны бюджета. Что-то вроде классической финансовой пирамиды: работаем, пока деньги поступают и их хватает на текущие расходы. Ну и на зарплату чиновников, само собой.
Впрочем, проблемы с системой льготников в платежах за капремонты областные чиновники, видимо, понимали хорошо. А потому, спустя пять лет после ее ввода, они нашли в себе силы решить этот в целом не самый сложный вопрос. Но началось все, как всегда, с роста этих самых платежей – с 1 сентября 2019 года в один момент они увеличились на 63 процента.
А с 1 января 2020 года изменилась система предоставления льгот в этой сфере. И не в пользу льготников. В частности одинокие неработающие пенсионеры в возрасте от 70 до 80 лет вплоть до 2020 года получали стопроцентное освобождение от уплаты сбора. С 1 января льгота сократилась в два раза. Теперь такие жители Кузбасса обязаны платить 50 процентов от размера тарифа.
Вторым куда более существенным новшеством стало то, что все льготники получают не скидку, как это было прежде, а деньги. Которые, в свою очередь, должны отнести в кассу УК в качестве сбора на капремонт.
Что, судя по всему, и является главным успехом областных чиновников, которым понадобилось всего пять лет, чтобы добиться "прозрачности" системы льгот и претендовать на получение денег из федерального бюджета – на льготников. Чтобы понять роли областного и федерального бюджетов в этом благом деле, стоит упомянуть один лишь факт. Общее финансирование льгот по капремонтам для категорий льготников старше 70 и 80 лет должно составить по итогам 2020 года 68 миллионов рублей. Из них 55 должен дать федеральный центр. Соответственно, 13 миллионов – областной. Или менее 20 процентов от общей суммы.
Логично полагать, что такой расклад, когда льготы переходят от натурального выражения к монетизации, все стороны, связанные с капремонтами, устраивает куда больше, чем постоянная недоплата из бюджета взамен на "льготы старикам". Особенно это касается домов со спецсчетами. Поскольку именно здесь каждая копейка в каждый момент времени на счету. В том смысле, что ее всегда можно потратить на нужды МКД.
В этом смысле инициатива областных чиновников в лице начальника департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса Олега Ивлева и его подчиненных, адресованное в Минстрой России, выглядит, как кажется, неким посягательством на свободу кузбассовцев тратить деньги, собранные на капремонт, по собственному усмотрению без согласования с чиновниками.
Что касается самого предложения, то суть его вполне проста и понятна. Ивлев предложил наделить фонды капремонта в регионах правом согласовывать (и не согласовывать) решение о проведении того или иного вида работ, который хотят провести собственники жилья в МКД со спецсчетами.
То есть "котловые" деньги и так тратит фонд, нанимая подрядчиков для выполнения тех или иных работ, а вот со спецсчетов жителям МКД пока еще можно тратить самостоятельно. Если предложение кузбасских чиновников будет принято, то фонд капремонта сможет отказывать в согласовании (а значит, в проведении) каких-либо видов работ в конкретном МКД.
Разумеется, подобная инициатива самим Олегом Ивлевым объясняется исключительно благими намерениями. Мол, в фонде работают специалисты и им виднее, на что правильно тратить "капремонтные" деньги, а на что – нет. Поэтому в некоторых МКД собранные платежи были направлены и вовсе на виды работ, которые не входят в перечень того, что можно считать капитальным ремонтом. Например, по словам Ивлева, "проведение капитального ремонта подъезда".
– Такого вида работ просто не существует, – утверждает Олег Ивлев.
Соответственно, если принять слова кузбасского чиновника на веру, то в данном случае деньги были потрачены нецелевым образом. Казалось бы, ничего страшного. Люди собрали – люди потратили. Если бы не одно "но".
– При проведении дорогостоящих видов капитального ремонта, например, замене лифтов, средств, собранных на спецсчете, часто не хватает. В таком случае люди могут обращаться в фонд с заявлением о переводе на "котловую" систему сбора средств. Однако прежде чем войти в "котел", они должны собрать на счету необходимое количество денег. А поскольку часть из них уже потратили, то необходимо довносить деньги, – говорит Олег Ивлев, уточняя, что речь может идти о достаточно крупных суммах.
В этом контексте, правда, областной чиновник не упомянул о том, что нехватка средств на спецсчетах может возникать еще и потому, что в доме есть льготники, за которых бюджет не рассчитался своевременно.
Есть еще один аргумент в пользу того, что при налаженной в целом системе ЖКХ ситуацию с нецелевым расходом "капремонтных" денег можно избежать не только с помощью передачи чиновничьей структуре (какой является фонд капстроительства) дополнительных полномочий, ограничивающих право граждан распоряжаться собственными деньгами. Абсолютное большинство МКД в настоящее время обслуживаются управляющими компаниями. Руководитель (и не только) каждой из них, а также сами УК проходят процедуру лицензирования.
Соответственно, можно предположить, что сотрудники этих организаций отлично знают, на что можно потратить "капремонтные" деньги, а на что – нельзя. И могут донести эту информацию до всех жителей. И убедить их не просить УК сделать то, что противоречит действующему законодательству.
Кроме того, не стоит забывать, что всесилие (пусть даже мнимое) регионального фонда капремонта в спасении от ошибок или злоупотреблений все-таки мнимое. Яркий тому пример, как ранее сообщалось, это история с заменой лифтов в одном из МКД в Заводском районе Кемерова. Фонд капремонта (его руководство, сотрудники) выделил более 6 миллионов рублей на эти цели. Однако выяснилось, что при принятии решения об этом фонд нарушил процессуальный порядок, предусмотренный в таких случаях. В том числе решение о замене лифтов было принято без проведения общего собрания собственников жилья. Почему? Это уже другой вопрос. Едва ли жильцы стали протестовать против новых лифтов. Значит, у представителей фонда могли быть какие-то свои мотивы к совершению подобных нарушений, о которых гадать не возьмусь.
Но! В результате по решению суда бюджет региона (именно он отвечает за "ошибки" регионального фонда капремонта) за счет налогоплательщиков должен возместить собственникам конкретного МКД практически всю потраченную сумму – 5,6 миллиона рублей. А лифты, кстати, остались. Насколько известно. Ну не демонтировать же их на самом деле! И, кстати, никакого уголовного, например, дела по факту подобного "освоения" бюджетных средств так и не было возбуждено.
Так что наделение фонда дополнительными полномочиями и правом, по сути, наложения вето на решения не только собственников жилых помещений, но и их решений потратить накопленные на спецсчетах деньги (в Кузбассе порядка 20 процентов МКД аккумулируют средства на спецсчетах) – далеко не панацея. Хотя, конечно, чиновников понять тоже можно: власти много не бывает.