Густой то ли смог, то ли туман, то ли какое-то невиданное природное явления в начале декабря опутало Кемерово густым "киселем". Настолько, что автомобилисты были вынуждены останавливаться вечером, 2 декабря, чтобы не попасть в ДТП или просто не съехать с дороги. Что это было, выяснял корреспондент VSE42.Ru.
Первая реакция властей, как всегда, была предсказуемой. Это туман. Впрочем, причин традиционно относиться к заявлениям с высоких трибун с недоверием, казалось бы, немного. Ведь действительно, начало декабря ознаменовалось аномально теплой погодой. При высокой влажности в принципе свойственной нашему региону и внезапной оттепели выпадение тумана – не такое уж невозможное явление.
Но даже при формальных объяснениях большинству кемеровчан как-то не верилось, что это именно туман, а не, например, смог. Который, увы, случается в таком промышленно развитом городе, как Кемерово.
Не секрет, что практически каждую зиму, как только устанавливается безветренная погода, "в городе нечем дышать". Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что в начале декабря стоял полный штиль. И, возможно, именно поэтому видимость на городских дорогах была практически нулевая.
В то же время, как сообщили редакции сайта в кемеровском гидрометцентре, все-таки когда на "город опустился туман", проблемы с загрязнением воздуха были зафиксированы.
Согласно данным метеорологов, 2 декабря сразу по нескольким параметрам отмечались превышения предельно допустимых концентраций. Так, по оксиду углерода почти в два раза было превышено ПДК на правом берегу Томи (Кировский район) – в 1,9 раза. На проспекте Советском уровень ПДК был превышен в 1,8 раза, а на улице Терешковой – в 1,6 раза.
Еще один существенный параметр – это пыль. По ней ПДК был превышен 2 декабря в 19.00 в 1,6 раза, а в Кировском районе, на улице 40 лет Октября, – в 2,4 раза.
То есть, как ни крути, количество вредных веществ было выше нормы и отчасти могло стать причиной кемеровского смога.
Правда, как утверждают все те же кемеровские метеорологи, по другим вредным веществам в атмосфере областного центра превышения ПДК зафиксированы не были.
Что касается "субъективных" жалоб на качество кемеровского воздуха, то их последние годы, увы, хватает. Особенно чувствительны к различного рода загрязнениям атмосферы, например, астматики. Даже кемеровские врачи в частных беседах отмечают, что жалоб от пациентов становится только больше. Правда, официальной статистики по этому вопросу получить не удалось.
Отчасти это можно списать на то, что крупные промышленные предприятия, находящиеся в черте города Кемерово, в последние годы стали работать, судя по всему, больше. В том числе и те, что можно отнести к химической отрасли, где, как известно, из труб вылетает далеко не фиалковый ароматизатор воздуха. Например, жители Заводского района жалуются на "кислый вкус" воздуха и запах "жженой резины".
Однако наиболее частым объектом для нападок экоактивистов становятся те предприятия, работа которых, как говорится, на виду. Одно из них – Кемеровская ГРЭС, две трубы которой высятся на уровне 200 метров над городом. Насколько обоснованы претензии к энергетикам, мы и решили выяснить.
Для этого корреспондент сайта пообщался с экологом Сибирской генерирующей компании, заместителем начальника управления по охране окружающей среды Кузбасского филиала СГК Жанной Куприяновой.
– Трубы Кемеровской ГРЭС видят практически все, поэтому, если речь заходит о загрязнении атмосферы, первый вопрос к нам. Однако стоит объяснить, что выбросы электростанции в подавляющем количестве – это простой водяной пар. Поэтому, собственно, его так хорошо видно. Особенно в морозные безветренные дни. А, сами понимаете, пар никак нельзя считать каким-то особым загрязняющим фактором. Это примерно то же самое, что вынести кипящий чайник на мороз. Пара будет очень много, и он станет хорошо виден, густой, как молоко, а на рассвете или закате может выглядеть даже серым. Пар получается оттого, что уголь имеет влажность, плюс огромная разница температур от сгорания и окружающего воздуха на высоте. Соответственно, вода испаряется и образуется "облако", – рассказала Жанна Куприянова.
По ее словам, других загрязняющих атмосферу веществ в выбросах Кемеровской ГРЭС содержится очень мало. Так, например, очистные сооружения ГРЭС улавливают 98 – 99% золы и сажи. А что касается окислов азота, то снижение их выбросов только с 2016 года сократилось существенно. Например, двуокиси азота (NO2) – на 3%, а окиси азота (NO) – 16%.
– У нас жесткий контроль не только внутри компании, но и со стороны многочисленных контрольных и надзорных ведомств. Так что ни о каких сверхнормативных выбросах говорить не приходится. Это с одной стороны, с другой, если вести речь в привязке к смогу, то тут стоит отметить, что Кемеровская ГРЭС четко соблюдает режимы ограничений, вводимые в случае наступления неблагоприятных метеорологических условий. Так, 2 декабря выбросы в атмосферу на ГРЭС были принудительно снижены на 5%. Этого удалось достичь за счет приостановки внутренних технологических процессов, – сказала Жанна Куприянова.
При этом, как подчеркнула эколог, электростанция СГК и без того работала в режиме неполной загрузки. Так, по теплофикационному циклу (производство тепловой энергии) станция была загружена всего лишь на треть – при установленной мощности в 1 540 Гкал/час фактическая загрузка составляла 577,25 Гкал/час. По электрификационному циклу ГРЭС выдавала 254,6 МВт при установленной мощности 485 МВт. И даже при такой загрузке энергетики дополнительно сократили выбросы с учетом неблагоприятных метеоусловий.
– Сокращение выбросов в атмосферу – это многолетняя целенаправленная работа. Так, начиная с 2015 года, валовый выброс у нас сократился на 12%. Это стало возможным не только благодаря использованию современных очистных сооружений, но и, например, переводу котлов Кемеровской ГРЭС на другой вид топлива, что также способствовало улучшению экологичности производства тепла и электроэнергии, – резюмировала Жанна Куприянова.
Что касается других промышленных предприятий Кемерова, то получить оперативные комментарии от них, к сожалению, не удалось. Но в этой связи интересна позиция департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области. Как сообщил ее сотрудник на условиях анонимности, никаких значимых проблем с атмосферой Кемерова его специалисты не отмечали. В отличие от, например, гидрометеорологов, а информацию о том, что спутниковый сервис Windy, который зафиксировал 2 декабря высокий уровень загрязнения атмосферы (правда, не в Кемерове, а ближе к Новокузнецку) окислами азота даже по мировым показателям, и вовсе отказался комментировать. Сославшись на то, что со спутника нельзя замерить состав атмосферы. Поставив таким образом в неудобное положение астрономов, уже давно научившихся выяснять состав далеких звезд с помощью спектрального анализа.