Кузбасские энергетики в начале отопительного сезона решили стать "ближе к народу", чтобы рассказать о различных проблемных и не только моментах, связанных с запуском тепла. Для этого представители Сибирской генерирующей компании (СГК) выбрали не самый обычный прием: в прямом эфире популярного новокузнецкого сообщества в социальной сети ВКонтакте выступил директор Межрегиональной теплосетевой компании СГК Константин Дьячков.
Стоит сразу сказать, что такой поступок руководителя теплосетевой организации можно оценить как смелый. Отправляясь на прямой эфир в ВК, Константин Дьячков наверняка понимал, что пользователей вопросы без цензуры. Так и произошло. Тем не менее он постарался ответить на все вопросы, даже порой не вполне удобные.
Первая серия вопросов от жителей Новокузнецка касалась цвета горячей воды, который изменился с прозрачного на "разной степени ржавости" именно с началом отопительного сезона.
– Такая проблема действительно существует, – пояснил директор теплосетевой компании. – И она обусловлена объективными причинами. Дело в том, что в межотопительный период в городе прекращается циркуляция теплоносителя по части трубопроводов. В результате поверхность металла высыхает и напрямую взаимодействует с воздухом. А поскольку это обычная сталь, то при контакте с кислородом она окисляется. Разумеется, мы проводим все необходимые перед запуском циркуляции процедуры. И подаем воду под давлением, и обрабатываем трубопроводы с помощью специальных моющих средств. Но все это не дает полной гарантии очистки поверхности труб. Тем более, что она составляет десятки километров. Кстати, даже по самым строгим ГОСТам наличие взвеси в горячей воде, придающей ей ржавый цвет, допускается до двух недель с момента начала отопительного сезона. Нам же удалось значительно сократить эти сроки, – подчеркнул Константин Дьячков.
Здесь стоит отметить, что, как стало известно на днях, Сибирская генерирующая компания в Новокузнецке решила пойти на серьезный шаг, который позволит значительно повысить качество горячей воды не только при запуске тепла, но и на протяжении всего лета. В 2020 году решено не прекращать циркуляцию теплоносителя в системе магистральных и внутриквартальных теплосетей в контуре Кузнецкой ТЭЦ СГК. Это решит проблему "ржавой" воды, а также, судя по опыту Кемерова, снимет причину еще недавно привычных жалоб на то, что "горячую воду по утрам надо долго сливать, чтобы она наконец-то стала горячей". Подробнее о том, на что влияет режим циркуляции, – на информационном портале СГК sibgenco.online. Для Сибирской генерирующей компании летняя циркуляция – это, разумеется, дополнительные расходы. Но здесь, видимо, энергетики решили сделать жизнь новокузнечан действительно немного комфортнее. Кстати, в Кемерове циркуляция летом сохраняется уже несколько лет, и жители областного центра убедились в ее эффективности.
Второй блок вопросов на прямой линии с Константином Дьячковым во ВКонтакте касался проблем с отоплением в многоквартирных домах. Многие вопросы звучали примерно так: "Почему в одной комнате батареи горячие, а в другой – чуть теплые?", "Почему батареи по всему стояку еле теплые?". И наконец: "Почему так сильно топите, хотя на улице стоит теплая погода? Жара в квартирах!"
– Регулирование режима работы отопительной системы каждого многоквартирного дома – задача и обязанность управляющей компании (УК), которая обслуживает этот дом, – напомнил Константин Дьячков. – Именно специалисты УК должны настраивать работу и готовить к зиме внутридомовые тепловые узлы. Наша обязанность как теплотранспортной организации – доставить теплоноситель от теплоисточника, как говорится, "до колодца". Однако со своей стороны наши специалисты делают многое, чтобы разъяснять работникам УК необходимость проведения мероприятий по подготовке жилого фонда к отопительному сезону. А дальше многое зависит от ответственности самих управляющих компаний, их руководства и непосредственно тех работников, кто занимается содержанием внутридомовых инженерных коммуникаций, – отметил директор теплосетевого подразделения СГК.
Логика энергетика понятна. Владельцы недвижимости в многоквартирном доме заключили договор на обслуживание именно с управляющей компанией, а значит, именно ее сотрудники должны настраивать отопительную систему внутри дома. Например, часто бывает достаточно отрегулировать диаметр сопла в тепловом пункте дома, чтобы решить все проблемы с отоплением в многоэтажке. В случае, если работа конкретной УК по каким-либо причинам не устраивает жильцов, у них есть право отказаться от услуг недобросовестных коммунальщиков и выбрать себе другую управляющую компанию. Возможно, с новой УК им повезет больше.
Что касается оперативного реагирования на смену погоды, понижение или повышение температуры радиаторов отопления в городских квартирах, то это отчасти тоже задачи эксплуатирующей жилищной организации. С помощью все того же индивидуального теплового пункта в многоквартирном доме можно уменьшить количество теплоносителя, поступающего в отопительную систему, и тем самым снизить температуру в батареях. А в качестве дополнительного бонуса обитатели городских многоэтажек по итогам года получат меньшие платежки за тепло. Порой экономия может достигать нескольких тысяч рублей.
Но чтобы обеспечить эту экономию, опять же необходимо требовать с управляющей компании выполнять возложенные на нее обязанности.
Разумеется, во время прямой линии не обошлось без привычных к теплоэнергетикам вопросов о ежегодных летних отключениях горячей воды в связи с проведением испытаний тепловых сетей. Также новокузнечан интересовали "постоянные раскопки" на городских улицах.
– Еще сравнительно недавно период отключения горячей воды из-за летних испытаний теплосетей составлял три недели. Затем мы смогли выйти на двухнедельный режим. Причем часто мы подаем потребителям горячую воду даже раньше, чем планировали. Сейчас, когда люди забыли, что раньше почти месяц были вынуждены жить без горячей воды, это им кажется много. Но, к сожалению, пока нет другого эффективного способа накануне отопительного сезона проверить техническое состояние трубопроводов и выявить слабые места, чтобы своевременно провести ремонт, а значит, исключить нештатные ситуации на теплосетях зимой. Согласитесь, риск остаться без отопления в мороз куда более весом, чем неудобства от временного отсутствия горячей воды летом, – сказал Константин Дьячков.
Что касается вскрытия асфальта и "раскопок", директор теплосетевого подразделения СГК отметил, что это все делается как раз для того, чтобы сети работали надежно:
– Не просто так копаем! Были бы финансовые возможности – можно было бы ветхие теплотрассы менять десятками километрами. А в этом году капитально мы отремонтировали участок от пересечения улицы Дружбы с проспектом Октябрьским до левого берега. Меняли участками и наконец-то поменяли все. Или, к примеру, Октябрьский: заменили проблемный участок от кольца Дома быта и до следующей тепловой камеры. На будущий год в программу ремонтов включен еще один участок на Октябрьском, ближе к пересечению с проспектом Дружбы, – пояснил Дьячков.
В общей сложности Сибирская генерирующая компания заменила в 2019 году в Новокузнецке более шести километров теплотрасс. Причем не только сами трубы меняли, но и ремонтировали строительные конструкции, оснащение тепловых камер. А еще проводили благоустройство территорий: там, где были завершены капитальные ремонты, уже засеяны газоны, уложен новый асфальт, восстановлены пешеходные дорожки. Но работы впереди много, и сам Константин Дьячков оценивает свой "фронт" как весьма масштабный, поскольку в Новокузнецке отопительный контур Кузнецкой ТЭЦ согревает добрую треть города.