Еще полмесяца и начнется очередной отопительный сезон. Кто отвечает за тепло в кемеровских квартирах, к кому обращаться, если возникли проблемы и как можно попытаться снизить платежи за тепло, выяснял корреспондент VSE42.Ru.
Пока летними месяцами жители Сибири в целом и Кемеровской области в частности наслаждаются солнечным теплом, для тех, кто отвечает за подготовку систем производства, передачи и потребления тепла в городах, наступает горячая пора – впереди зима. Идут ремонты на электростанциях и котельных, меняются аварийноопасные трубы теплосетей, готовятся к пуску тепла внутридомовые коммуникации многоквартирных домов (МКД), социальных организаций и коммерческих предприятий. И всё для того, чтобы новый отопительный сезон начался вовремя и без особых проблем.
Принято считать, что основными участниками всей этой подготовительной кампании являются энергетики. Но далеко не последнюю роль в качестве снабжения теплом играют и представители управляющих компаний, обслуживающих МКД. Более того, часто именно от того, насколько ответственными оказались коммунальщики, зависит надежность и качество теплоснабжения конечного потребителя, то есть рядового жителя МКД.
Разумеется, чтобы узнать о тонкостях подготовки к отопительному сезону, редакция обратилась к специалисту Сибирской генерирующей компании (СГК). В качестве эксперта выступил начальник Заискитимского теплосетевого района Кемеровской теплосетевой компании (КТСК, входит в состав СГК) Александр Валеев.
– Нормальное проведение всех подготовительных мероприятий перед началом отопительного сезона – это очень важно. По большому счету, от этого зависит во многом, насколько будет тепло в квартирах горожан и как стабильно, без аварий и форс-мажоров, перезимует весь коммунальный комплекс, – сказал Александр Валеев.
По его словам, в течение всего лета его подчинённые активно работают с представителями УК, чтобы мотивировать их провести необходимый перечень работ в самих многоквартирных домах. С одной стороны этой тепловой системы стоят энергетики СГК, которые отвечают за производство тепла и за его транспортировку до стены каждого отдельно взятого жилого дома. С другой стороны – управляющие компании, которые отвечают за тепло в самом доме.
– Мы находимся в постоянном взаимодействии с управляющими компаниями. Убеждаем, если нужно оказываем помощь, объясняем, что лучше нормально подготовиться летом и не иметь проблем зимой. Ведь мы все заинтересованы в том, чтобы горожанам было комфортно. А то начинается: в одной комнате тепло, в другой – холодно, один дом мёрзнет, а в соседнем форточки открыты. Кто в этом виноват? Тепло доходит до домов одинаковых параметров, а как оно расходится дальше, по подъездам и квартирам – этим как раз должны заниматься специалисты управляющих компаний, – подчёркивает Александр Валеев.
Что имеет ввиду энергетик? Во-первых, речь идет о подготовке тепловых узлов, которых, в зависимости от конкретного МКД, может быть на доме от одного до двух десятков.
– Например, очень важно привести фильтры, пропускающие в дом теплоноситель в рабочее состояние. Забиты – очищать. В противном случае, количество теплоносителя, поступающего в дом, может не соответствовать нормативному. А в крайнем случае может даже привести к порче теплосетевого оборудования. Только представьте, какими последствиями это может обернуться в лютые морозы, – говорит Валеев.
В зависимости от вида тепловых узлов в МКД, должны проводиться конкретные виды работ. Например, на теплоузлах элеваторного типа (такие установлены в большом числе кемеровских домов) необходимо проводить регулярную ревизию так называемого сопла, выполняющего роль регулятора объема подаваемого в дом тепла. Дело в том, что этот элемент теплового узла изнашивается достаточно быстро и его нужно менять, регулировать. Если этого не сделать, то квартиры в МКД будут "перетапливаться", что доставит ненужный дискомфорт жителям дома. С другой стороны, как следствие потребления излишнего количества тепла по итогам года собственники недвижимости получат дополнительные счета на оплату. То есть достаточно простая процедура, которую должны проводить сотрудники УК, может помочь реально сэкономить жильцам деньги.
При этом, как поясняет Александр Валеев, управляющие компании хоть и должны провести все регламентные работы в доме на теплофикационном оборудовании, но энергетики обязать их не в праве. И те и другие – равноправные хозяйствующие субъекты. Однако механизм побуждения всё же есть, и он работает. Представители УК в каждый межотопительный период получают от теплоснабжающей организации специальные уведомления, в которых прописаны требования по подготовке тепловых энергоустановок к зиме. Готовность теплофикационного оборудования дома потом проверяет тепловой инспектор. Если есть замечания – УК должна их устранить, если нет – дом получает акт готовности к зиме. При необходимости информация о выявленных и не устранённых нарушениях в работе конкретной УК уходит в Ростехнадзор. Государственный надзорный орган, где, кстати, проходят необходимую подготовку сотрудники УК, отвечающие за отопление МКД, имеет большие полномочия, может наложить штраф как на должностных лиц, так и в целом на юридическое лицо. А размеры этих штрафов – это вполне себе стимул хорошо работать. В конечном итоге вся информация о готовности или неготовности тех или иных домов к отопительному сезону доводится до администрации города.
Помимо тепловых узлов, как утверждает Александр Валеев, необходимо грамотно обслуживать всю тепловую систему МКД, правильно ее настраивать и содержать.
– Например, нередко бывает так, что в одних квартирах нормальная температура, там тепло, а в других идёт недогрев. Это обычно связано именно с неправильной отладкой, промывкой внутридомовой системы. Со своей стороны, мы стараемся помогать представителям управляющих компаний, но разумеется, это находится в их зоне ответственности, и они за это отвечают перед жильцами в первую очередь, – рассказывает Александр Валеев.
Кстати, об ответственности. Абсолютное большинство горожан привыкли, что при какой-либо проблеме или аварии, связанной с отоплением дома, надо обращаться в теплосетевую компанию. В случае с Кемерово – в основном в КТСК. Это отчасти верно, если повреждение произошло на тепловых сетях в городе. Когда же речь идет о внутридомовом хозяйстве – все вопросы необходимо адресовать к обслуживающей его УК.
– Хотя, конечно, в РЭУ часто, может быть, по привычке, людей отправляют к нам. Но потом, при проверке конкретной ситуации почти в 90 процентах случаев выясняется, что проблема именно связана с повреждением или разрегулировкой теплового узла дома, – уточняет Александр Валеев.
В качестве небольшого резюме стоит отметить следующее. Собственникам квартир в МКД или активу дома стоит уделять особое внимание тому, как управляющая компания готовится к началу очередного отопительного сезона и требовать, при необходимости, активизировать эту работу. Только в таком случае в квартирах зимой будет именно тепло, а не жарко или холодно, и по итогам отопительного сезона людям не придется переплачивать за бессмысленно потребленную тепловую энергию.
– заизолирвоать (при необходимости) внутридомовые трубы и трубы теплового пункта;
– проверить исправность манометров и термометров;
– промыть систему отопления дома;
– провести гидравлические испытания систем передачи тепла;
– проверить освещение, чистоту в помещении теплового узла, надёжно ли закрыт подвал – к тепловому узлу доступа посторонним быть не должно;
– проверить предохранительные устройства, которые защищают внутридомовые системы от повышенного давления;
– проверить регуляторы температуры на системе горячего водоснабжения;
– обеспечить герметизацию теплового ввода в дом;