Кемеровскую кофейню "заколебали" назойливые посетители

Кемеровскую общественность возмутило поведение одной из кофеен города, которая в социальной сети Instagram грубо высказала претензии бестактным посетителям, устраивающим фотосессии в заведении. "Утомили интимной близостью" – именно так в переводе на цензурный русский язык автор поста обратился к своим подписчикам. Что это? Попытка оградиться от назойливых гостей или скандальный пиар-ход? В ситуации разбирался корреспондент сайта VSE42.Ru.

Тренд на красивые фотографии в кафе и ресторанах прочно укоренился в социальных сетях. Люди все чаще отказываются от съемок в приевшихся фотостудиях в пользу "живых" прогулочных снимков и фотографий в тусовочных кафешках с модными интерьерами. Особенно актуальным это становится в теплое время года. И, нужно сказать, кемеровский общепит с радостью откликается на желание горожан. Правда, как выяснилось, не всегда.

Именно поэтому многих кемеровчан удивил гневный пост, появившийся в один из майских дней в Instagram популярной кофейни "Скворечник". Проиллюстрировав пост картинкой с нецензурным словом, его автор упрекнул тех, кто проводит в "Скворечнике" фотосессии, в том, что "…многие пользователи Instagram в погоне за красивой/эксклюзивной/эпатажной картинкой забывают о нормах поведения в общественных местах. Дорогие модели и фотографы, мы, конечно, не можем запретить вам фотографироваться у нас в кофейне, поскольку мы являемся общественным местом. Но если вы хотите оголять свои телеса, делать вызывающие и откровенные фото, не нужно этого делать у нас, пожалуйста! Для этого существуют специализированные фотостудии. Мы не "красивая локация", мы – кофейня. Мы делаем кофе. И хотим, чтоб люди к нам приходили исключительно за кофе. Если вы сидите компанией и хотите щелкнуться на телефон, чтоб запечатлеть момент – проблем нет, мы только рады. Если вы решите использовать нас, как локацию, беспардонно перемещаясь по нашей территории, двигать мебель, валяться на полу и вот это вот все, будьте готовы к жесткому отпору от наших ребят. Ибо накипело. Не.надо.так. Пейте кофе и оставайтесь хорошими людьми! Всем спасибо! Надеемся на понимание". (Орфография и пунктуация автора сохранена).

Назойливые клиенты

Под обращением разгорелись нешуточные баталии. Оскорбленные комментаторы возмущались грубостью и необоснованностью претензий Овчарова. Немало людей встало и на защиту любимой кофейни.

В скором времени в комментариях появилась девушка, которую как раз накануне в "Скворечнике" снимал фотограф, а в ее Instagram не сложно найти те самые фото из заведения. На них, кстати, кемеровчанка позирует на полу "Скворечника" в красивом платье. При этом девушка рассказала в комментарии, что в это время в заведении не было посетителей, и съемку она провела с разрешения персонала кофейни. А еще девушка извинилась за предоставленные неудобства и удивилась, почему ей сразу не сказали о том, что съемки в "Скворечнике" не приветствуются.

Разумеется, журналист сайта VSE42.Ru попыталась взять комментарий у руководителя кофейни Андрея Овчарова. Поскольку логично предположить, что он в курсе того, что происходит на официальной странице его заведения в Instagram. Стоит отметить, что Андрей оказался разговорчивым собеседником. Общаясь с журналистом, он рассказал, что думает о кемеровчанах, политике заведения и много чего еще наговорил. Телефонный разговор длился 33 минуты. И в нем руководитель кофейни "Скворечник" сделал много разных высказываний в контексте скандального поста. К сожалению, в качестве цитат, в этом материале они не появятся. Потому что после того, как расшифровка разговора была отправлена Овчарову на согласование, он категорически отказался от того, чтобы они приводились в статье в качестве прямой речи. На что по закону имеет полное право. Так же как редакция VSE42.Ru имеет право пересказывать содержание разговора. Поскольку журналист сайта в начале беседы с Андреем Овчаровым представился и тот был в курсе, что говорит с представителем СМИ.

Если быть краткими, Овчаров объяснил нецензурный пост в аккаунте "Скворечника" тем, что в кофейне проводится слишком много фотосессий, подчеркнув, что в первую очередь речь идет не о снимках на смартфоны, а о съемках с использованием профессионального фотооборудования. По словам мужчины, профессионалы приходят в заведение с моделями устраивают переодевания в туалете кофейни и могут попросить кого-нибудь из гостей уйти из кадра, передвинуть мебель, сесть на стол.

По наблюдениям Андрея Овчарова, после сравнительно недавнего открытия еще одной кофейни "Скворечник", подобные фотосессии стали проходить в заведении три-пять раза в день и они мешают посетителям, которые приходят в заведение пить кофе, общаться и слушать музыку.

При этом Андрей подчеркнул, что пост в Instagram не был эмоциональным. Решение о его публикации принималось обдуманно. А последней каплей стала именно та девочка, которая фотографировалась в "Скворечнике", когда в нем, кстати, не было ни одного посетителя.

Общепит, фотографы, модели

Естественно, что нам захотелось выслушать мнения не менее авторитетных и опытных владельцев заведений города, что мы и сделали, обратившись для начала к управляющему сетью кофеен Renoir Coffee Роману Канбарову.

– У нас даже на стене написано "Важнее кофе только вы". Я считаю, что самый важный напиток в жизни людей – это кофе. И если есть что-то более важное, чем кофе, то это наши гости. Это не пустой звук и не желание понравиться. Это моя благодарность людям за то, что они пришли в нашу кофейню и оценили то, что мы делаем, – сказал в беседе с журналистом сайта Роман Канбаров.

К тому же он отметил, что публичность и фотографии стали настолько неотъемлемыми частями нашей жизни, что запретить их вряд ли возможно.

– Я не считаю, что можно запрещать фотосъемки. Если заглянуть в историю, кофейня всегда была общественным местом, где люди собирались. Кофейня – общественное пространство, которое должно объединять. И здорово, когда в кофейне человек может провести время. И сегодня часто это время связано с фотосъемкой. И я не вижу, что такого человек может фотографировать в кофейне, чтобы нам было стыдно. То есть с точки зрения какого-то нашего секьюрити – нет смысла запрещать фотографии. Где та грань, где мы можем сказать человеку не снимать? Только если это действительно мешает гостям. Но нам ни разу не приходилось делать таких замечаний. Ни разу никто из гостей не подходил и не просил персонал: "Там фотограф. Сделайте замечание!" Есть грань. Если люди придут фотографироваться и положат ноги на стол, мы попросим их этого не делать – не класть ноги на стол. Но фотографироваться вряд ли запретим. И среди наших гостей таких случаев не было. В большинстве своем люди знают, как себя вести в общественных местах. Это моя практика, – говорит Роман.

Управляющий кофейни "Ракета" Дмитрий Вежеватов считает, что каждый клиент сам решает, стоит ему устраивать фотосессии в его заведении или нет. Мужчина лишь подчеркивает, что такие мероприятия не должны занимать все время и пространство.

– К нам люди приходят фотографировать. Это никого не раздражает. Девушки приходят с фотоаппаратами, с нарядами. Переодеваются даже. Но я не замечал такого, чтобы кому-то это было неприятно. Кроме улыбки или даже интереса, никаких других эмоций это не вызывает. К тому же фото действительно получаются красивыми. И вообще в этом ничего такого нет. Если люди к тебе идут, чтобы пообщаться, почитать, сделать уроки, в том числе и пофотографироваться, для меня это только плюс. Значит им хорошо у нас. Замечание нужно сделать в том случае, если кто-то начинает нарушать зону комфорта других клиентов. Если никого нет, то можно и пошуметь. У нас девчонки бывает, хохочут так, что ничего не слышно, – отмечает Дмитрий.

Стоит отметить, что у большинства собеседников вопрос журналиста о том, как относятся в заведении к фотосессиям, вызывал недоумение. Кто-то вообще не мог вспомнить конфликтных ситуаций, связанных с подобной активностью клиентов, кто-то отмечал, что они случаются настолько редко, что скорее являются исключением, чем правилом.

– У нас разрешается фотографировать. Мы не против. Если фотосессию планируете, нужно предупредить управляющего заведения и фотографировать. Будем рады, если поделитесь фото с нашими интерьерами. Жалобы от гостей на фотографов – это редкость, – ответил журналисту VSE42.Ru Михаил Багаев, интернет-маркетолог таких заведений общепита, как кафе "Кофебулка", "Крендель", "Венский лес", Булочная-кондитерская №1, "Мечтать", пиццерия "Пиццетта" и более крупных ресторанов "Дружба народов", "Забой".

Аналогичного мнения придерживается и специалист по пиару ресторана "Прованс" Александр Аксенов:

– В "Провансе" разрешена любая фотосъемка – любительская и профессиональная. Нам регулярно пишут желающие провести фотосессию, и мы никому не отказываем. Уже и съемок каких только не было: и ночные, и массовые, и свадебных сколько угодно. Основное условие всегда одно – не мешать отдыху других гостей. Наши администраторы всегда готовы донести эту информацию до желающих провести съемку и предложить устраивающие всех варианты. И если вы при публикации снимков укажете локацию или наши аккаунты в соцсетях, мы будем очень рады, – рассказал Александр.

Реклама – зло?

В век интернета, социальные сети стали мощным инструментом пиара. В частности хорошей и нередко самой правдивой рекламой становятся отзывы и снимки посетителей из заведений общепита. Это, безусловно, относится и к кофейням. Однако здесь мнения владельцев кемеровских кафе снова разошлись. В "Провансе" рады увидеть фото ресторана в социальных сетях гостей, а Роман Канбаров благодарен людям, которые фотографируются в Renoir Coffee и считает это комплиментом работе команды кофейни. А еще мужчина не скрывает того, что размещение фото из Renoir Coffee в социальной сети Instagram – это позитивный пиар.

– Давайте побудем материалистами. Люди, увидев фото кофейни в Сети, узнают о нашем заведении и придут. Это помогает новым гостям находить нас, – поясняет Роман Канбаров.

В то же время Андрей Овчаров сказал в разговоре с журналистом VSE42.Ru, что реклама "Скворечнику" не нужна и в качестве продвижения достаточно предоставлять гостям заведения хороший продукт, то есть кофе.

А еще Андрею не нравится, когда в своих постах в Instagram фотографы называют "Скворечник" "локацией", благодаря таким образом за фотосъемку. И вообще считает это позором для кофейни.

Конечно, у разных людей могут быть разные взгляды на уместность использования терминов в той или иной ситуации. Возможно фотограф, как профессионал, любое место рассматривает, как локацию для фотосъемки. А хозяин кофейни считает свое детище только местом для употребления ароматного напитка и никак иначе. И каждый из них по-своему прав.

Некоторые завсегдатаи городских кофеен все же считают, что если "Скворечник" и не покупает рекламу за деньги, и не стремится попасть в Instagram своих земляков, то на этот раз все же решил пропиариться при помощи скандального поста в социальной сети.

– Мне кажется, что этим постом ребята решили привлечь к себе внимание. Иначе, зачем все это было? Мне так же не понятно, для чего создавать красивый интерьер, если люди будут бояться в него заходить и опасаться передвигать стулья, а тем более лишний раз щелкнуть фотоаппаратом, – высказал мнение кемеровский дизайнер Сергей Коржов.

Но Андрей Овчаров отрицает любые предположения по поводу намеренного скандального пиара.

"Административка" против принципов

Однако вернемся к тому, что помимо самой темы скандального поста, возмущение читателей вызвала картинка, под которой он был написан. На ней красуется слово, относящееся к обсценной лексике, а попросту непечатной брани, использование которой, в ряде случаев, является административным правонарушением. Но, несмотря на это, Андрей Овчаров заявил, что его позиция, отраженная в посте, останется неизменной. При этом мужчина обратил внимание на то, что все-таки пост вызвал не только негативную реакцию читателей. Действительно, в комментариях многие поддержали "Скворечник". Тем более, Андрей считает, что адекватные люди не злоупотребляют лайками и комментариями, а предпочитают наблюдать за "шумом" в сети со стороны. Но раз уж пользователи поддержали пост, значит, он действительно был для них важен. К тому же по мнению Андрея, вся эта ситуация отвадит от "Скворечника", так называемых "токсичных" клиентов, любящих покапризничать и поскандалить.

Наверное, степень адекватности тех или иных людей, все-таки уместнее оценивать более узким специалистам, в частности психиатрам, а не кемеровским рестораторам. А вот употреблением в Сети нецензурной брани вполне могут заняться сотрудники правоохранительных органов. И все потому, что, как ответили нам в областной прокуратуре: "…использование ненормативной лексики, а также высказывание выражений в неприличной форме могут образовывать состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.1 (мелкое хулиганство), либо статьей 5.61 (оскорбление) Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ)".

То есть суровая правда жизни заключается в том, что нецензурная брань в социальных сетях согласно российскому законодательству – реальное правонарушение, в отличии от безобидной фотосессии.

Вот как ситуацию прокомментировал кемеровский юрист Сергей Коротков:

– В силу Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ (ред. от05.05.2014) "О государственном языке Российской Федерации" запрещено применение ненормативной лексики. Статьями 5.61 и 20.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за "Оскорбление" и "Мелкое хулиганство" в виде административного штрафа, но при этом не стоит забывать, что штрафом дело может и не закончиться, когда пострадавшим является простой гражданин, к нарушителю пострадавший может так же предъявить соответствующий иск о защите чести, достоинства и компенсации морального вреда (в некоторых ситуациях сообщения в сети интернет или в соцсетях могут считаться публичным выступлением), – отметил Сергей Коротков.

И если в нецензурной брани в адрес своих клиентов Андрей Овчаров не видит ничего страшного, то один из его коллег по кофейному цеху недвусмысленно дал понять, что заработок кофейни не так велик, а конкуренция среди кемеровских кофеен не так уж мала, чтобы посылать имеющихся или потенциальных клиентов матом.

Фото: VSE42.Ru
Автор: Анастасия Ландо
Комментарии для сайта Cackle