Очередной отопительный сезон в Кузбассе подошел к концу. В Кемерове он прошел, как принято говорить, в спокойном, штатном режиме. Что стоит за этим спокойствием и сколько оно стоит, в интервью сайту VSE42.Ru рассказал Сергей Мифтахов, директор Кемеровской теплосетевой компании (входит в Сибирскую генерирующую компанию, СГК).
– Сергей Александрович, что стало главной особенностью прошедшей зимы и в целом отопительного сезона в городе Кемерово?
– Однозначно погода. Как помните, у нас в регионе с ноября начались сильные морозы. Потом они немного ослабли. В феврале, когда, казалось бы, дело уже идет к весне, природа преподнесла сюрприз – резкое похолодание, практически до минус 40°C. Именно февраль стал самым холодным месяцем отопительного сезона 2018-2019 годов в городе Кемерово. А что такое морозы в конце календарной зимы? Это большая дополнительная нагрузка и на тепловые электростанции, и на тепловые сети. Была опасность появления повреждений на теплотрассах, но все прошло гладко. Конечно, технологические инциденты имели место. Но мы очень быстро устраняли все неприятности – и ни разу не допустили снижения температуры в жилых помещениях у наших потребителей ниже нормативного уровня.
– Если оценивать прохождение отопительного сезона по 10-балльной шкале, то Вы какую отметку поставите?
– 10 баллов. Мы сумели обеспечить качественное, надежное теплоснабжение города даже в лютые морозы. Полностью выполнили свои договорные обязательства. Однако объективно нашу деятельность все-таки оцениваем не мы сами, а наши потребители. И тут результат такой: жалоб минимум. Вот для нас лучшая оценка итогов работы в отопительный сезон. Весь вопрос в том, какой ценой в текущих условиях нам удается этого достигать.
– Энергетики, представители власти, отраслевые эксперты да и сами потребители говорят о том, что теплосетевой комплекс в стране ветшает, надежность теплоснабжения снижается. Что происходит в Кемерове?
– Давайте говорить начистоту. Кемерово, Кузбасс – это часть России, и тенденции, которые определяют сейчас развитие теплоэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства страны, свойственны всем регионам.
Техническое состояние тепловых сетей в нашем городе не улучшается. Напомню, суммарная протяженность теплосетей, которые находятся у нас на обслуживании, составляет более 950 км (в однотрубном исчислении). Средний возраст магистральных и внутриквартальных теплотрасс перевалил за 20 лет, износ трубопроводов превышает 40%. Уже сейчас, по нашим оценкам, чтобы переломить ситуацию и не перейти "точку невозврата", надо ежегодно менять в Кемерове не менее 4% общей протяженности тепловых сетей. Но пока из-за нехватки средств у нас получается перекладывать только 1% в год. Маловато. А риски год от года возрастают.
Например, если прежде проблемой номер один были ветхие внутриквартальные сети, то прошедший отопительный сезон, к сожалению, показал увеличение повреждаемости тепловых магистралей. Причем даже тех, что проложены над землей и отличаются большей надежностью. Здесь сказывается и усталость металла, и усталость швов, и появление язвенной коррозии на трубах. Тревожный звоночек, потому что более-менее серьезная нештатная ситуация на тепломагистрали может спровоцировать отключение от теплоснабжения значительного количества потребителей, даже целого района города. Так что беспокойства все это тоже нам доставило баллов на 10.
– Эта ситуация как-то повлияла на планы ремонтной кампании? Сколько средств в 2019 году СГК направит на замену тепловых сетей в столице Кузбасса?
– Ремонтная программа нашего теплотранспортного предприятия в текущем году составляет 237 миллионов рублей (без учета НДС), в том числе непосредственно на ремонт и перекладку теплосетей будет направлено 195 миллионов рублей. Цифры на протяжении последних лет практически одни и те же, происходит лишь индексация на уровень фактической инфляции. Таковы действующие правила тарифного регулирования. И в тарифе предусмотрено распределение затрат на магистральные и внутриквартальные тепловые сети: примерно поровну. Перераспределить средства ремонтной программы под влиянием тех или иных, даже объективных причин мы не можем. Поэтому, как говорится, сколько денег – столько песен.
– Где предстоящим летом в городе развернутся основные ремонтные работы на тепловых сетях?
– Мы по максимум предусмотрели замену самых аварийно-опасных участков магистральных и внутриквартальных теплосетей. Ключевыми критериями отбора их для включения в ремонтную программу стали длительный период эксплуатации трубопроводов (более 25 лет); рост числа дефектов, выявленных на тепловой сети в течение отопительного сезона и при гидравлических испытаниях; результаты инженерной диагностики и экспертизы технического состояния трубопроводов.
В частности, мы совместно с подрядными организациями в этом году проведем перекладку ветхих участков тепловых магистралей на улицах Волгоградская, 40 лет Октября и Попова, обновим внутриквартальные теплотрассы в различных районах города. Таким образом, общая протяженность трубопроводов магистральных и внутриквартальных тепловых сетей, которые Сибирская генерирующая компания отремонтирует в Кемерове в 2019 году, составит не менее 6,5 км. Но эта цифра плановая, и, как показывает опыт прошлых лет, она будет увеличена по результатам летних гидравлических испытаний.
– Сергей Александрович, пожалуй, притчей во языцех в нашей стране является ремонт городских коммуникаций. Сначала ремонтируем дороги, а потом вскрываем новый асфальт, чтобы заменить на этих участках тепловую или водопроводную сеть. Как выстраиваете взаимодействие с городской администрацией и кемеровскими коммунальными службами?
– Прежде всего, отмечу, что такая работа по согласованию плановых ремонтов городских коммуникаций между всеми, кто задействован в этом сложном процессе, ведется. Не скажу, что мы достигли идеала, но по крайней мере очень серьезные подвижки в этом плане есть.
Здесь надо учесть одну важную вещь. Помимо готовности сторон к переговорам, свою роль играет финансовый вопрос. Поясню на примере. В Кемерове за последние несколько лет по федеральному проекту "Безопасные и качественные дороги" отремонтировано довольно много автомобильных дорог, и такая работа будет продолжена в нынешнем году уже в рамках национального проекта. Прекрасно, что в дорожную сеть вкладывают федеральные деньги. Однако мы со своей стороны просто не успеваем перекладывать под этими дорогами тепловые сети, потому что у нас-то нет никакого дополнительного бюджетного финансирования, никакого нацпроекта. Мы бы с радостью обновляли такие теплотрассы, но жизнь заставляет соотносить свои желания с возможностями, которые у нас сильно ограничены тарифом.
Положительным примером может служить, допустим, программа реконструкции дворовых территорий, которая сейчас реализуется в городе. Нам удалось наладить совместную работу с городскими властями, управляющими компаниями и коллегами из других ресурсоснабжающих организаций. Мы сообща отрабатываем все проекты по ремонту дворов. Нередко такие проекты предусматривают расширение стоянок для автотранспорта, а там под землей могут находиться теплотрассы. Чтобы их обезопасить, мы укрепляем строительные конструкции самой сети и в случае необходимости проводим замену трубопроводов. Тут механизм взаимодействия отлажен.
– Еще один вопрос, который касается всех жителей города, – это ежегодное отключение горячей воды на время летних гидравлических испытаний. Сейчас этот период составляет 14 дней. Когда все же в Кемерове отключения горячей воды начнут исчисляться не неделями, а днями? Или вообще прекратятся?
– Испытания тепловых сетей в межотопительный период – обязательная регламентная процедура. Каждый год мы проводим проверку теплотрасс на прочность и плотность повышенным давлением ("опрессовку"), что позволяет выявить фактическое техническое состояние тепловых сетей.
Проводятся испытания по следующей схеме. В трубопроводах тепловых сетей нагнетается давление (в 1,25 раза выше рабочего давления). Высокое давление выдерживается определенный промежуток времени – и, если давление не падает, то считается, что тепловая сеть испытания прошла, повреждений не получено. Учитывая текущее состояние теплосетей, обычно трубы не выдерживают высокого давления и "рвутся". Тогда наступает следующий этап – устранение повреждений: нашли место повреждения, отремонтировали трубу и вновь испытали. И так происходит до тех пор, пока сеть не выдержит расчетное испытательное давление.
То есть сами по себе испытания, подъем давления в трубопроводах – это процедура непродолжительная. Много времени занимает ремонт. Все зависит от количества полученных повреждений, и от того, насколько повреждения серьезны.
Из этого следует вывод: улучшив состояние теплосетей, мы сможем сократить сроки отключения горячей воды. Просто так, ничего не сделав на сетях, нельзя взять и уменьшить сроки. Это приведет лишь к тому, что мы не будем сроки соблюдать и будем получать нарекания от потребителей.
– Неужели не придумано более "гуманного" способа проверки трубопроводов теплотрасс? Чтобы и трубы не "рвать", и горячую воду не отключать?
– Да, много говорят о том, что испытания тепловых сетей повышенным давлением по сути дела вредят трубопроводам, портят структуру металла, увеличивают износ. И в конечном итоге ресурс сети, проходящей периодически такие испытания, уменьшается. В настоящее время на разных уровнях поднимается вопрос об отказе от испытаний повышенным давлением и переходе на диагностику тепловых сетей неразрушающими методами с помощью специальных приборов. Причем такая диагностика в основном проводится при работающих теплотрассах, то есть прекращение горячего водоснабжения потребителей непосредственно на период испытаний исключается. Сейчас у нас в Кемеровской теплосетевой компании создается специальная диагностическая служба, которая будет проверять трубопроводы неразрушающими методами и сравнивать результаты такой диагностики с результатами испытаний повышенным давлением по традиционной технологии. Когда мы достигнем высокого процента совпадений, то будем готовы полностью перейти к неразрушающим методам контроля и уйти от "опрессовки".
Но тем не менее сегодня нормативно-техническая документация нас обязывает проводить испытания, и пока не будут внесены соответствующие изменения в законодательство, мы от них не откажемся. Нам придется их делать. Другое дело, что мы всегда стараемся учитывать интересы потребителей – как можно более оперативно проводить испытания и ремонты теплосетей, чтобы возобновить подачу горячей воды досрочно.
– А потребитель для вас, энергетиков, – это кто?
– Потребитель – это, во-первых, мы сами. Мы, энергетики, тоже являемся потребителями того ресурса, в производстве и поставке которого участвуем. Мы живем в Кемерове и можем судить о качестве и надежности теплоснабжения с позиции потребителей.
Во-вторых, потребители – это наши коллеги. Мы все вместе: теплоисточники, теплотранспортные организации и потребители – звенья одной цепи, называемой системой централизованного теплоснабжения. Все вместе мы несем ответственность за подготовку к зиме и прохождение отопительного сезона, за развитие отрасли.