Беловчанин Олег Иванов тяжело заболел. Однако чем именно, беловские врачи не могли долго выяснить. Диагноз удалось поставить только в кемеровской областной больнице: язвенный колит. Вскоре после начала лечения тяжелейшие клинические проявления у Иванова начали отступать. Ему повезло избежать участи каждого четвертого пациента с похожим заболеванием и не стать глубоким инвалидом. Подробности этой истории читайте в статье корреспондента VSE42.Ru.
19 мая отмечается Всемирный день воспалительных заболеваний кишечника. Проблема распространения этих заболеваний настолько высока, что на нее обратили внимание врачи во всем мире. Достаточно сказать, что за последние десять лет количество пациентов с такой патологией выросло в десять раз. Но вернемся к герою нашего материала Олегу Иванову.
Как вспоминает сам Олег, еще незадолго до первых проявлений тяжелого заболевания ничего не предвещало беды. Олег занимался спортом, вел здоровый образ жизни. За плечами – служба в элитных войсках. И все это вместе с надеждами на дальнейшую счастливую и успешную жизнь, казалось, исчезло навсегда.
– Началось все с небольшого анального кровотечения. Сначала думал, что пройдет само. Затем, когда кровотечение никак не останавливалось, решил обратиться к врачу. Первое подозрение – геморрой. Однако этот диагноз не подтвердился. А мое состояние стремительно становилось только хуже. Извините за подробность, но за день я мог ходить в туалет раз 30. Мне было настолько плохо, что даже из дома выйти самостоятельно практически не мог. При росте в 1,80 м я весил всего 60 кг, – вспоминает Иванов.
Несмотря на все ухудшающееся самочувствие, Олега неожиданно заподозрили в… симуляции. Хотя каких-либо причин, например, "косить" от армии нет, ведь Иванов уже побывал на службе.
Пропуская подробности мытарств 27-летнего жителя Белова, отмечу лишь то, что на симптоматическое лечение требовалось столько денег, что Иванов вынужден был продать собственный автомобиль. Само собой, заглушать симптомы – не значит лечить болезнь. И чем бы кончилась эта история и насколько быстро без обращения к кемеровским врачам, можно только гадать. Но Олегу Иванову, можно уверенно сказать, повезло. В том смысле, что он попал именно к тем специалистам, кто специализируется на лечении воспалительных заболеваний кишечника.
Прошло уже семь лет с момента выявления у Иванова язвенного колита, а Олег, благодаря специально подобранному для него лечению, остается "в строю": женился, появился ребенок, ведет достаточно активный образ жизни.
– Воспалительные заболевания кишечника (ВЗК) – язвенный колит и болезнь Крона – крайне тяжелые патологии. Если говорить просто, их суть состоит в том, что, например, в кишечнике возникают кровоточащие язвы. Без соответствующей терапии это приводит к серьезным последствиям. Достаточно сказать, что уровень инвалидизации пациентов с ВЗК составляет почти 25 процентов. При этом страдают важнейшие сферы жизнедеятельности человека, например, репродуктивная функция. Кроме того, больным с ВЗК при неблагоприятном течение заболевания проводится колопроктэктомия (удаление части кишечника и прямой кишки – прим. автора). Разумеется, все это приводит к тотальному снижению качества жизни в целом, – говорит заведующая отделением гастроэнтерологии Кемеровской областной клинической больницы Тамара Шукевич.
Однако, несмотря на тяжесть течения ВЗК, такой диагноз – не приговор. Современная медицина, к сожалению, не может вылечить полностью ни язвенный колит, ни болезнь Крона, однако врачам по силам практически полностью купировать клинические проявления этих заболеваний и сделать жизнь своих пациентов более комфортной.
Тем не менее, в лечении пациентов с ВЗК в ряду прочих проблем есть первая (по счету) – это ранняя диагностика. Чем раньше болезнь будет выявлена, тем лучше могут быть результаты лечения и меньше последствия для организма.
Суть ВЗК в том, что они являются аутоиммунными. Механизм их возникновения до сих пор точно не установлен. По каким-то причинам иммунная система начинает атаковать клетки собственного организма, что и приводит к возникновению в частности кровоточащих язв в кишечнике. В данной ситуации, не имея возможности устранить причину заболевания, врачи вынуждены купировать его симптомы. А именно те самые язвы.
Базовое лечение, которое изначально использовалось в медицине, это в частности гормональная терапия, позволяющая снизить иммунный ответ организма и купировать клинические проявления.
Однако у такой терапии есть очень серьезные побочные и крайне тяжелые последствия. В том числе, подавление иммунитета организма в целом, а также формирование гормонозависимости и гормоноустойчивости. То есть эффективность используемого лечения существенно снижается. А, например, в результате подавления иммунитета начинаются дополнительные проблемы со здоровьем в целом.
– К счастью, современная медицина нашла более эффективный способ лечения. Это так называемая антицитокиновая терапия. Если говорить упрощенно, то антицитокины действуют более адресно, оказывая влияние на клетки, способствующие возникновению клинических проявлений ВЗК. Разумеется, и у этих тоже есть побочное действие, но в целом качество жизни наших пациентов значительно повышается, – говорит Тамара Шукевич.
И яркое подтверждение словам кемеровского врача – это нынешняя жизнь Олега Иванова. Ему повезло попасть в программу, в рамках которой он получает антицитокиновую терапию. Такие пациенты навсегда остаются под контролем областных специалистов.
– Когда только поставили диагноз, первое время я "сидел на гормонах", а потом уже меня перевели на новое лечение. Разница, конечно, огромная. Врачи здесь, в областной больнице и лично Тамара Михайловна дали мне шанс на вторую жизнь. Понимаете, это реально так! Благодаря им я сегодня могу не просто существовать, но и нормально жить, – эмоционально говорит Олег Иванов.
Вот как описывает ситуацию с лечением ВЗК в Кузбассе Тамара Шукевич:
– Наше отделение – это лидер в плане лечения ВЗК в регионе. Мы начинали заниматься этой проблемой еще больше двадцати лет назад. И на моей памяти есть пациент, которому было диагностировано ВЗК, например, в конце 90-х годов. И этот человек до сих пор жив и может жить без каких-либо серьезных ограничений. Согласитесь, это очень большое дело, учитывая тяжесть заболеваний, о которых мы сейчас говорим.
С другой стороны, конечно, существуют проблемы и их необходимо решать. Во-первых, очень важный момент – это повышение информированности врачей на местах, в территориальных поликлиниках о ВЗК, их первых признаках и необходимости при малейших подозрениях по язвенному колиту или болезни Крона направлять пациентов к нам в ОКБ. Лечение таких больных требует участия высококвалифициорованных врачей разного профиля: гастроэнтерологов, хирургов-колопроктологов, эндоскопистов, реаниматологов, врачей лучевой диагностики, морфологов, имеющих опыт в лечении данной категории заболеваний. Эти задачи может решать только крупный многопрофильный центр, которым является КОКБ. Поскольку именно мы занимаемся специализированной медицинской помощью таким больным. И чем раньше пациент попадет в наше отделение, чем раньше будет поставлен точный диагноз и человек начнет получать адекватную терапию, тем лучше в итоге для него. И отмечу отдельно, что такие пациенты не стоят в очереди на лечение – мы принимаем их сразу без какого-либо "листа ожидания", потому что отлично понимаем необходимость максимально быстрого начала лечения.
Во-вторых, к огромному сожалению, обеспечить всех наших пациентов антицитокиновыми препаратами мы пока не можем. И то, что часть из них получают такое современное лечение – это уже победа. Еще не так давно для нас было большой проблемой получить такие препараты и стоило немалых усилий, чтобы "занести" их в систему ОМС. Ведь стоимость годового курса такой терапии составляет в среднем один миллион рублей. Для большинства наших пациентов сумма неподъемная. Сегодня, к счастью, эта проблема отчасти решена. Надеюсь, что с каждым годом количество пациентов, получающих антицитокиновую терапию будет увеличиваться.
В любом случае, нам удалось накопить на самом деле большой опыт в лечении ВЗК. Специалисты нашего отделения, например, активно делятся им не только с кузбасскими врачами, но и с коллегами из других регионов. Проводим различные семинары, обсуждаем конкретные случаи, проблемы и способы их решения.
Повторюсь, очень важно в борьбе с такими заболеваниями – это поднять "уровень настороженности" у коллег, чтобы при первых симптомах пациенты могли попасть на прием к специалисту. Тем более, что ВЗК очень коварны и могут маскироваться под различные, на первый взгляд, не связанные с ними заболевания.
Уверена, что стоящие перед нами задачи мы сможем поэтапно решать, а значит добиваться того, чтобы обеспечить наших пациентов необходимым лечением.