Пока областные власти обещают увеличить государственную поддержку сельхозпроизводителям, те интенсивно "падают". Причем практически по всем фронтам. Что происходит с продовольственной безопасностью Кузбасса, недавно еще стоявшей во многих чиновничьих отчетах в первых строках, разбирался корреспондент VSE42.Ru.
На фоне якобы общей благостной ситуации с экономикой Кемеровской области в местном сельском хозяйстве эта ситуация выглядит весьма удручающе.
С одной стороны, если верить, например, отчетам налоговиков, Кузбасс в 2018 году резко пошел в гору. Так, собираемость налогов – одного из основных показателей бизнес-активности в регионе – только за год резко выросла. За год – в 2018-м по сравнению с 2017-м – этот показатель увеличился на 12,5%. Если верить данным Кемеровостата.
Правда, здесь стоит отметить, что основным драйвером роста налоговых отчислений является, как это и было всегда в угледобывающем регионе, угольная отрасль. Оно и понятно: сейчас цены на уголь высоки, его добыча увеличивается. Экспорт – тоже. Соответственно, государственная казна активно пополняется.
Однако, цены на уголь – штука весьма подвижная. Сегодня они на взлете – налоги в казну льются рекой. Завтра (или послезавтра) цены на мировом рынке упадут, и власти региона вновь начнут бегать с выпученными глазами в поисках денег: на социалку, на льготы, на экологию и так далее.
Неслучайно уже много лет с самых высоких областных трибун заявляется о необходимости обеспечения в регионе собственной, в первую очередь, продуктовой безопасности. Мол, произведем побольше мяса, молока и зерна – будем, по крайней мере, сыты. Ну и опять же о рабочих местах забывать не стоит.
Вот тут и получается "с другой стороны". Учитывая площадь региона, развитие местного сельского хозяйства выглядит вполне уместным. Однако, с ним как раз все далеко не так гладко, как этого можно было бы ожидать. А с учетом нововведений в систему государственной поддержки сельхозпроизводителей и вовсе возникают сомнения, что производство на селе сохранится даже на прежнем уровне.
Цифры официальной статистики, мягко говоря, не радуют. Практически по всем направлениям деятельности сельхозпроизводителей отмечается существенное снижение объемов.
Например, всего лишь за год – с 2017-го по 2018-й, – производство собственных овощей в Кемеровской области сократилось почти в два раза: с 215,8 тысячи тонн до 123,9 тысячи тонн.
На фоне такого тотального обрушения овощного производства падение урожая картофеля выглядит даже не таким пугающим. Так, в 2017 году "второго хлеба" было собрано 696 тысяч тонн, а годом позднее – 474,8 тысячи тонн.
Справедливости ради стоит отметить, что снижение объемов собранного урожая отмечалось и годом ранее. Правда, носило оно характер, скорее, математической погрешности. Так, в 2017-м к предыдущему году снижение по овощам составило порядка 10%, по картофелю – примерно столько же.
Таким образом, то, что можно было списать в 2017 году на неурожайность, рискованное земледелие и прочие невзгоды климатического характера, в 2018 году обернулось полным обвалом.
В результате общий индекс сельхозпроизводства в сопоставимых ценах в Кемеровской области одномоментно сократился почти на 2%. И это при том, что годом ранее он увеличился на 1,5%.
Ну и, как говорится, на сладкое. Если оценить сельскохозяйственную продукцию в денежном выражении, то в 2018 году сокращение производства на селе составило 2,184 миллиарда рублей, упав с 48,028 до 45,844 миллиарда рублей.
Формальной причиной резкого снижения объемов продукции растениеводства является резкое сокращение в 2018 году посевных площадей. Так, только за год они уменьшились с 924 980 гектар до 869 904 гектар. Или почти на 6%.
О подлинных причинах массового отказа от возделывания сельхозугодий остается только догадываться. Причем надежды, что в этом году местные сельхозпроизводители вдруг массово кинутся осваивать заброшенные земли, мягко говоря, нет. Поводов утверждать, что их продукция вдруг станет более востребованной, чем прежде, не наблюдается.
Более того, в наступившем году, например, изменились условия погектарной господдержки. Формально это сделано для того, чтобы поддержать отечественных производителей семян, за использование которых и можно будет получить деньги от государства. Но суть как раз в том, что многие сельхозпроизводители активно используют не достижения российских мичуринцев, а их "буржуазных" конкурентов. Видимо, из-за большей эффективности. И тут, как минимум, придется делать выбор в пользу отечественного производителя. Либо вовсе отказываться от и без того рискованного в Сибири земледелия.
И еще один момент в связи с погектарной поддержкой. Кузбасские сельхозпроизводители прежде могли рассчитывать на эти деньги еще до начала посевной кампании. Что логично. Ведь горюче-смазочные материалы нужно приобретать именно к началу посевной. Техника не человек: пока дизтопливо не зальешь – не поедет.
Теперь же надежды получить деньги ранней весной не осталось. Так что придется рассчитывать на собственные оборотные средства. А, как отметил на недавней пресс-конференции заместитель губернатора Кемеровской области по агропромышленному комплексу Алексей Харитонов, не все сельхозпредприятия готовы пойти на это. Видимо, исключительно из-за того, что денег на счету попросту нет.
Впрочем, проблемами только в растениеводстве у кузбасских селян дело не ограничивается. В смысле его сокращения. Животноводство тоже переживает далеко не лучшие времена.
В этой сфере деятельности также наблюдается активное снижение показателей. Так, например, поголовье крупного рогатого скота в Кемеровской области за год – по данным на 1 февраля 2019 года – сократилось на 4,9%. Конкретно коров – на 5,5%. Количество поголовья свиней также сократилось – на 4%. С птицей ситуация аналогичная. Падение составило 5,6%.
Однако куда более существенно упало поголовье овец и коз. Тут годовой результат претендует на антирекорд: минус 10,2%.
Зато производство куриных яиц выглядит на этом фоне почти успехом: его снижение в начале 2019 года к январю 2018 года составило всего лишь 0,1%.
В этой связи победные реляции Алексея Харитонова могут показаться неожиданными. Так, согласно словам областного чиновника, региональные власти планируют в 2019 году резко увеличить господдержку местных сельхозпроизводителей – более чем в два раза.
Приведут ли эти меры хотя бы к какому-то позитивному результату и смогут ли реальные сельскохозяйственные предприятия получить обещанную поддержку из бюджета, покажет время.
Правда, два крупных потенциальных инвестора из-за пределов Кузбасса, ранее каждый по отдельности сообщавший о намерениях построить в регионе крупные мясокомплексы с миллиардными инвестициями, судя по всему, вовсе отказались рассматривать Кемеровскую область, как место вложения своих денег. По крайней мере, "главному по селу" Алексею Харитонову, по его словам, ничего об этом неизвестно.
Если сторонние инвесторы отказываются от своих планов по развитию сельхозбизнеса в Кузбассе, остается только гадать, что может заставить местных производителей наращивать объемы.