Редкий день обходится без новостей о том, что в Кемерове произошло ДТП. Порой кажется, что по ним можно изучать географию города – настолько разнообразен список фигурирующих в сводках проспектов, улиц и переулков. Но все-таки есть в этом перечне места, на которых концентрация дорожных происшествий "зашкаливает". Где в столице Кузбасса чаще всего бьются водители и сбивают пешеходов, и почему по итогам прошлого года таких мест стало больше, выяснял корреспондент VSE42.Ru.
На дорогах Кемерова в 2018 году сотрудники ГИБДД выявили 22 так называемых места концентрации дорожно-транспортных происшествий (МКД). Согласно букве закона (а именно – ФЗ №196 "О безопасности дорожного движения"), так называют "участок дорог или улицы…не превышающий 200 метров в населенном пункте, либо пересечение дорог, улиц, где в течение отчетного года произошло три и более ДТП одного вида или пять и более ДТП независимо от их вида, в результате которых погибли или ранены люди". Таким образом, законодательство сразу отметает в сторону легкие аварии (когда автомобили, например, притираются бортами) и ДТП без пострадавших.
Стоит оговориться, что сначала эта цифра (22 МКД) была предварительной. Окончательный перечень "самых аварийных мест" согласовывали владельцы дорог. В масштабах Кемерова речь идет о городской администрации. И, в отличие от предыдущих лет, когда список МКД обнародовали еще в январе, в 2019 году это произошло только в начале марта. Видимо, подобное промедление было обусловлено скрупулезностью работы ответственных за безопасность на дорогах чиновников.
Кстати, президент России в одном из своих "майских указов" призвал сократить число МКД в два раза, а в столице Кузбасса оно вопреки воле Путина увеличилось – с 17 до 22. С другой стороны, у городских чиновников еще есть время: на наведение порядка на дорогах отпущен срок до 2024 года.
Но действовать мэрии все-таки, судя по всему, надо. Ведь согласно все тому же ФЗ №196 именно владельцы дороги обязаны "осуществлять мероприятия по организации дорожного движения…в целях повышения безопасности…и пропускной способности дорог". Что это будет за мероприятие – установка светофора или его перенастройка, нанесение новой разметки, оборудование пешеходного ограждения и т.д. – решает вовсе не ГИБДД, как кажется на первый взгляд.
– Мы, как Госавтоинспекция, со своей стороны можем предлагать владельцам дорог мероприятия, которые, как нам кажется, способствуют устранению места концентрации ДТП. Но последнее слово в данном вопросе остается за ними, – рассказал начальник отдела дорожного надзора УГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области Андрей Должиков.
На практике мероприятия по ликвидации МКД в столице Кузбасса проходят в основном в рамках программы "Безопасные и качественные дороги". Она стартовала еще в 2017 году и реализуется по всей стране. Поэтому можно только порадоваться за кемеровских чиновников, которые не прошли мимо федеральных денег и успешно их освоили. В качестве одного из таких мероприятий можно назвать установку в октябре прошлого года светофоров на ранее нерегулируемом пешеходном переходе возле дома №43 на проспекте Ленинградский, который неоднократно попадал в аварийные сводки.
Как показывает статистика, на половине МКД после проведений "мероприятий по ликвидации" ситуация действительно изменилась. Например, по итогам прошлого года покинули перечень самых аварийных мест города перекрестки проспекта Химиков и улицы Ворошилова (в 2017 году там произошло 7 ДТП, в которых пострадали 13 человек) и пересечение проспекта Ленина и улицы Волгоградская (9 ДТП, 11 пострадавших). Добиться этого удалось благодаря перенастройке фаз работы светофора и установке камер видеофиксации. Последние, видимо, дисциплинировали водителей.
Особняком стоит проспект Притомский, а именно – пешеходный переход возле остановки "Заречная". На нем в 2017 году сбили троих человек, поэтому это место попало в перечень МКД. И чтобы его ликвидировать, планировалось нанести "зебру" из долговечных материалов и поставить "кнопочный" светофор. Ни того, ни другого на данном участке до сих пор нет. Зато летом 2018 года здесь появились дорожные знаки, ограничивающие скорость автомобилей до 40 км/ч. Возможно, именно поэтому аварийность пошла на спад. Но это не значит, что теперь здесь ничего не надо делать.
– Если запланированные на 2018 год мероприятия не были выполнены, они должны быть реализованы впоследствии. На проспекте Притомский первоочередная мера – разметка, с учетом наших погодных условий ее важно сделать как можно быстрее. А светофор это уже перспектива. Может быть после нанесения разметки ситуация изменится и светофор станет уже неактуальным. Но в любом случае решение примет собственник дороги, то есть администрация города, – пояснил Андрей Должиков.
Несмотря на все старания городских властей и ГИБДД, некоторые места из года в год попадают в перечень самых аварийных. Один из самых ярких примеров – пересечение проспекта Советский и улицы Кирова. В 2018 году на этом перекрестке произошло три ДТП, в которых пострадали девять человек. И это несмотря на новую разметку, дорожные знаки и камеры видеофиксации, которые появились на этом месте в течение прошлого года.
– Значит, нужны новые мероприятия в дополнение к тем, что уже сделаны. Нельзя забывать и про человеческий фактор, он всегда присутствует, что бы мы как Госавтоинспекция и владелец дорог со своей стороны не делали. Водитель зевнул, проспал, нарушил – и все, получаем место концентрации ДТП, – уточнил Андрей Должиков.
Также с прошлого года в списке самых аварийных мест остались пересечение проспекта Ленинградский и проспекта Химиков (три ДТП, в которых пострадали три человека), проспекта Ленина и улицы Тухачевского (три ДТП, восемь пострадавших), проспекта Октябрьский и Ленинградский (три ДТП, пятеро пострадавших) и два пешеходных перехода – возле дома №98 по проспекту Кузнецкий (пять ДТП, пятеро пострадавших) и дома №59а по проспекту Шахтеров (пять ДТП, четверо пострадавших).
Последнее место можно считать показательным. Проспект Шахтеров сам по себе – одна из самых оживленных магистралей правобережной части города. Но почему-то расположенный в непосредственной близости от автобусной остановки "Школа №24" (что само по себе подразумевает большое скопление людей) пешеходный переход светофором не оборудован. Учитывая большое количество транспорта на данном участке, попытки перейти дорогу, причем по "зебре", превращаются в лотерею. В которую только в прошлом году проиграли, к счастью что не смертельно, четыре человека. Видимо, осознав, что камеры видеофиксации не мешают водителям сбивать пешеходов, отвечающие за безопасность на дорогах специалисты пришли к выводу о необходимости поставить здесь светофор. А еще – пешеходные ограждения и предупреждающие о приближении к переходу дорожные знаки. В настоящее время все это, по данным кемеровского Центра организации дорожного движения (ЦОДД), находится "в работе".
Как и в предыдущие годы, в списке самых аварийных мест не обошлось без "аварийных новинок". По итогам прошлого года их оказалось 16. Таким образом, можно сказать, что перечень МКД обновился примерно на три четверти. Создается впечатление, что вся деятельность по устранению аварийности на дорогах – война с мельницами. Только удается ликвидировать одно МКД, как появляется другое.
– Наверное, при желании между этим можно найти какую-то связь. Будто мы одно лечим, а другое калечим. Зачастую бывает так, что отсутствует комплексный подход. Мы планируем мероприятия, владелец дорог их утверждает и делает, как правило, это приносит результат. Устраняем место концентрации ДТП на перекрестке – а они начинают происходить на подходах к нему. Значит, что-то не рассмотрели, – считает Андрей Должиков.
Среди неприятных "новинок" по аварийности можно выделить пересечение проспекта Советский и улицы Мичурина (четыре ДТП, в которых пострадали шесть человек), а также улицы Весенняя и улицы Николая Островского (три ДТП, четверо пострадавших). В этих местах оживленное движение, а чем больше транспорта (особенно в утренний и вечерний часы пик), тем выше вероятность того, что водители не поделят дорогу. Неужели такая математика говорит о том, что сама по себе идея свести число аварий к нулю – это утопия?
– Конечно, нужно стремиться к тому, чтобы мест концентрации ДТП становилось все меньше и меньше. Но я считаю, что основная задача – сократить количество ДТП с погибшими и пострадавшими, снизить тяжесть последствий. И то, что в местах концентрации ДТП не допущено смертей – уже хорошо, – отметил Андрей Должиков.
Остается надеяться, что кемеровские дороги с каждым годом будут становиться все безопаснее для водителей и пешеходов. А все необходимые для этого изменения произойдут по плану, а не после ДТП с человеческими жертвами.