Жилье в Кузбассе будут строить больше, а квартиры подорожают? Федеральный центр даст денег на "поддержание штанов"? На какой из этих вопросов можно ответить утвердительно? В этом разбирался корреспондент VSE42.Ru.
"Приступ внезапной честности" случился у кузбасских чиновников. Вдруг выяснилось, что… на самом деле нам врали. Да-да, именно так! В том числе про объемы вводимого в Кемеровской области в эксплуатацию жилья. По крайней мере, недавно завершившийся 2018 год "просел" к предыдущему почти в два раза. Было почти 1 миллион квадратных метров. Стало 630 тысяч квадратных метров.
По большому счету, если предположить, что 1 миллион – это не ложь, тогда вся строительная отрасль региона стала буквально годом позже работать в два раза меньше. Возможно ли такое? Едва ли. Зато возможно предположить, что пресловутый миллион жилья – это "дутый" показатель. И даже вряд ли для использования внутри региона. Скорее, чтобы отчитаться перед федеральным начальством, "чтоб не заругали".
Как бы то ни было, приступ честности случился. И обновленная в какой-то степени областная власть под руководством нового губернатора как бы сказала: теперь мы играем по-честному. Раз построили 630 квадратных метров нового жилья, значит столько и говорим. Без обмана.
С другой стороны, ситуация, когда с приходом нового начальника многие заведомо задранные показатели занижаются, вполне логичная. Нужно же куда-то расти в будущем. И с низкого старта, разумеется, это делать легче.
– Сейчас пришло время, когда мы говорим. Не будем замазывать друг другу глаза, а говорим только правду… Мы осознанно пошли в 2018 году на падение. И в этом году мы, соответственно, гарантируем прирост и администрации президента, и Минстрою. 2018 год – 630 (тысяч – прим. ред.) "квадратов" (жилья ввести – прим. ред.) обещали, на 2019 год мы ставим себе задачу 760 тысяч "квадратов", – сообщил недавно назначенный на должность заместителя губернатора по строительству Глеб Орлов журналистам.
То есть формально есть падение почти в два раза, но в целом ожидается увеличение, причем сразу более чем на 20%. И это всего за год! Просто взрывной темп роста в отрасли ожидается. Если, конечно, забыть о золотом миллионе.
А там, глядишь, и до миллиона дотянем. Опять. Но позже. Однако Орлов категорически воздержался от того, чтобы назвать какие-либо конкретные сроки, когда объем строительства в Кузбассе вернется к временам тулеевского губернаторства. Хотя, впрочем, и не исключил, что такое возможно. Видимо, на этот раз "надувать" не будут.
Здесь, правда, стоит напомнить, что сам Глеб Владимирович пришел во власть не только что, при новом губернаторе Сергее Цивилеве. Вовсе нет. При Амане Тулееве он успел поработать и в качестве директора управления капитального строительства города Кемерово, и в качестве заместителя главы, а потом и главы Кемеровского района.
Так что можно предположить: когда такой опытный чиновник говорит о "замазывании глаз", то уж он-то точно знает толк в предмете разговора.
Впрочем, не одними объемами вводимых квадратных метров жилья живет Кузбасс и его строительная индустрия. Хотя, конечно, объем покупаемого жилья, а значит, и потребность в его строительстве – это весьма показательный параметр замера состояния дел в регионе. Частный рынок строительства на то и рынок, чтобы обеспечивать реальные (а не нарисованные) потребности. Сколько люди готовы купить квартир – столько их и построят. Кто ж от денег отказываться станет.
Соответственно, несложно догадаться, что спрос на недвижимость (по крайней мере, новую) падает. Хотя достоверно говорить о том, насколько именно, сложно, поскольку Орлов уже сообщил о замазывании глаз. Тем не менее уровень реальных доходов и отток населения из региона намекают, что сколько-нибудь реального и значимого роста строительства в Кузбассе ждать сложно.
– Ввод квадратных метров (жилья – прим. ред.), оторванный от реальности, никому не нужен. Мы строим для кого? Для человека… Все говорят: "А для кого строить? С Кузбасса люди уезжают". Так? Но… Тут ряд моментов есть, – сказал Глеб Орлов.
И вот на этом непростом фоне главный в регионе чиновник по строительству сделал весьма неожиданное заявление. Оказывается, надо повышать стоимость метра жилья. Мол, при сложившихся рыночных ценах застройщики могут и вовсе отказаться возводить дома.
Тут стоит оговориться, что Глеб Орлов имеет в виду цены на квадратные метры в так называемом социальном жилье, которые определяет Минстрой. Если коротко, то такое жилье строится по специальным федеральным программам и деньги на них также поступают из федерального бюджета. То есть федеральный центр и сам цену определяет, и сам же по ней платит. А получателями такой социальной недвижимости являются различные льготники, а также переселенцы из ветхого и аварийного жилья.
Как считает замгубернатора, заниженная цена на социальные "квадраты", которая сегодня не достигает 30 тысяч рублей, не позволяет частным застройщикам, продающим жилье простым жителям Кузбасса, "выходить в плюс", поскольку именно цена на "социалку" является некоей точкой отсчета на рынке недвижимости.
В результате, если помыслам замгубернатора суждено реализоваться, то невеселая история может получиться. С одной стороны, есть, конечно, базовая цена на "социалку", а есть цена жилья на свободном рынке недвижимости. Насколько они связаны между собой, Орлову виднее. Тем не менее чиновник считает, что стоимость квадратного метра в Кемерове должна начинаться от 45 тысяч рублей.
– Глобально я вижу своей целью увеличение стоимости жилья в Кемерове и в Кузбассе в целом. Я считаю, что жилье должно стоить от 44-45 тысяч рублей за "квадрат", – сказал Глеб Орлов.
Если же этого не произойдет, то местные застройщики, по словам замгубернатора, строить вовсе не захотят.
– Многие застройщики в этом году говорят: "Глеб Владимирович, ты чего хочешь делай, мы строить не будем". Сейчас дешевле ничего не делать, чем что-либо делать, – сказал Глеб Орлов.
В то же время, например, в одном из районов-новостроек Кемерова застройщик продает еще несданные квартиры по 42 тысячи рублей за квадрат. Причем, что называется, под самоотделку. Ремонт от застройщика, качество которого даже на не самый взыскательный вкус оставляет желать много лучшего, добавляет к цене квадратного метра еще по одной тысяче рублей. Итого 43 000 рублей. И это, скажем так, вполне бюджетное жилье на городской окраине.
Если предположить, что действительно есть прямая зависимость между ценами на социальное жилье и коммерческое, то льготникам в этой ситуации все равно, если они, конечно, получают квартиры бесплатно или в обмен на старое жилье. А вот простым жителям региона или Кемерова, в частности, мало не покажется.
Хотя, как видится, связь между льготным жильем и коммерческим едва ли столь жесткая. Все-таки свободный рынок просто обязан регулировать стоимость метра в зависимости от спроса. И, видимо, именно этот показатель будет в дальнейшем определять ситуацию на рынке недвижимости.
В плане прогнозов ситуации в строительной отрасли региона стоит вспомнить, что только за год население Кузбасса уменьшилось на 14 тысяч человек. И это при достаточно высокой миграции в наш регион, в том числе из среднеазиатских стран, бывших республик СНГ. То есть приток мигрантов не в состоянии покрыть реальный отток людей из Кемеровской области.
Относительно недавно, еще лет 10-15 назад, Кемерово и Новокузнецк – два крупнейших, в том числе промышленных города региона, – выступали в качестве демографических насосов, выкачивающих из окрестных сельских территорий, деревень местное население. В этих двух "столицах" и работы было куда больше, и уровень жизни выше, и ее условия лучше.
Сегодня же специалисты отмечают, что пришла очередь Кемерова и Новокузнецка, в свою очередь, почувствовать себя демографическим донором, оказавшись на месте тех самых деревень, откуда когда-то ехали "кадры" за городской жизнью. Вот что сказал барнаульский социолог Алексей Иванов, комментируя эту ситуацию.
– В настоящее время Сибирь в целом, даже относительно крупные сибирские города испытывают серьезное давление со стороны таких регионов, как Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Сочи и, пожалуй, Екатеринбург. Молодежь, выпускники школ или вузов стремятся уехать именно туда. И тут все просто. "Миллионники" – это работа, доход, какая-то стабильность на хотя бы несколько лет вперед. Что касается конкретно Кузбасса, то активизацию эмиграционных процессов здесь можно объяснить еще и наличием дополнительных негативных факторов. Например, крайне сложная экологическая ситуация, в том числе связанная с добычей полезных ископаемых. А также общее состояние экономики региона и, разумеется, ее моноориентированность, зависимость от состояния в угольной отрасли, – считает Алексей Иванов.
Отчасти аналогичную мысль озвучил кемеровским журналистам и Глеб Орлов, говоря о спросе на недвижимость на коммерческом рынке.
– Мы для себя видим потребности только в том, что касается социальных категорий граждан. А потребности граждан в покупке жилья – мы ее не отслеживаем, потому что это такой… флюгер. Упадет цена на уголь – не будет развития Кузбасса. Отток населения может увеличиться, – сказал Глеб Орлов.
Сравнение таких достойных городов как Кемерово или Новокузнецк с деревнями, видимо, не вполне корректно. Все-таки это "полумиллионники" – достаточно крупные муниципальные образования даже в пределах страны. Однако сам подход к тому, что федеральное финансирование строительства социального жилья может существенно влиять на ценовую ситуацию на рынке недвижимости в регионе в целом, достаточно тревожен. Например, в этой связи можно сравнить, как на селе когда-то закрывались колхозы и прочие сельхозпредприятия, а для местных жителей было счастьем устроиться на работу в школу или больницу, потому что это учреждения, которые существовали за счет бюджетных денег.