Ежегодно 2 февраля в Северной Америке отмечают День сурка. Многие жители России узнали об этом празднике, благодаря одноименной комедии 1993 года. Правда, с тех пор само выражение "день сурка" стало синонимом рутины и временной петли, в которую попал персонаж Билла Мюррея. Между тем, и в нашем регионе есть повторяющиеся из года в год темы. Что вместо своей тени видит "кузбасский сурок", выяснял корреспондент VSE42.Ru.
Начало февраля в Кузбассе совпало с сильным похолоданием. Понятно, что в Сибири живем и даже к таким низким температурам должны быть готовы. Те же пожелания быть по-пионерски всегда готовыми можно адресовать и коммунальным службам. Но соответствовать этим пожеланиям у них получается не всегда.
Чего стоят одни только снегопады, которые "неожиданно" случаются в нашем регионе зимой. Выпал ночью в Кемерове снег – и социальные сети, а вслед за ними и новостные ленты с утра пораньше пестрят недовольством горожан, стоящих в пробках на нечищеных улицах города. А иногда жалобы появляются и после уборки снега. Особенно когда вместо того, чтобы вывозить снег на отвалы за город, дорожники сваливают его под окна домов и крушат оградки и деревья во дворе, как это случилось пару недель назад на Радуге.
Примечательно, что какой бы год ни был на календаре, скапливающееся, словно снежный ком, недовольство кемеровчан приводит к публичной критике мэра города со стороны губернатора. Далее получает выговор его заместитель "по дорогам", порой он даже лишается должности. Но заметного улучшения ситуации не происходит, и некоторое время спустя она повторяется. В связи с этим остается надеяться, что однажды работа коммунальных служб города будет налажена таким образом, чтобы от снега чистились не только центральные магистрали, по которым обычно передвигаются высокопоставленные чиновники. И, да, как видится, основной получатель пиар-профита в данной ситуации – это губернатор: он же поручил мэру снег убрать, что еще надо? А то, что нет соответствующей техники и денег в тощем городском бюджете на ее приобретение – об этом говорить особенно не принято.
Помимо нечищеных дорог, постоянной темой обсуждения кузбассовцев является общественный транспорт. Чаще всего жалуются на водителей маршруток, которые то проезжают мимо стоящих на остановках людей или, наоборот, не высаживают пассажиров, то зажимают в дверях детей, то разговаривают по телефону во время движения или вовсе бросают руль из-за желания покурить.
Не остается в стороне и пригородный транспорт. Здесь, правда, большинство жалоб связано не с различными происшествиями, а банальным отсутствием автобусов. Не так давно с такой проблемой столкнулись жители Металлплощадки: вместо 10 автобусов на рейсе № 15т осталось всего пять. Поэтому ходить они стали реже, и люди часами стоят на остановках. Усугубляет ситуацию то, что других маршруток до "большой земли" нет. С похожей проблемой столкнулись и жители Березовского. Из-за нехватки автобусов на рейсе №1 происходит давка, в ходе которой страдают пассажиры.
Тем не менее произошедший в конце прошлого года рост цен на проезд в общественном транспорте (который сам по себе стал обсуждаемой и болезненной темой) дает надежду на то, что автобусов на улицах кузбасских городов станет больше. По крайней мере, именно об этом неоднократно в преддверии повышения стоимости проезда говорили разнообразные представители областной власти.
Продолжая транспортную тему, берем выше. В прямом смысле слова, потому что речь пойдет об авиасообщении Кузбасса с другими субъектами России и странами. Как известно, в нашем регионе две воздушных гавани, которые находятся в Новокузнецке и Кемерове. Последняя почти три года назад сменила собственника, обещавшего серьезно обновить аэропорт и увеличить число рейсов, в том числе запустив новые. В частности, в Киргизию и Германию.
Но пока эта идея "не взлетела". Равно как и запуск вечерних рейсов в Москву, которые продержались около месяца и были приостановлены до лучших времен. А точнее – до увеличения годового пассажиропотока с нынешних 495 000 до 550 000 человек. По крайней мере, так сказал нынешний кузбасский губернатор на своей пресс-конференции. Казалось бы, вполне реально прирасти на 55 тысяч уже за год, если бы не два "но".
Во-первых, аэропорт должен стать комфортным для пассажиров. Сейчас, судя по жалобам пользующихся воздушным транспортом кемеровчан, до этого далеко. Недовольство вызывает хамское отношение персонала воздушной гавани и длинные очереди на регистрацию, в которых мерзнут желающие улететь.
Во-вторых, кемеровский аэропорт считается одним из самых дорогих в Сибири. Билеты из Новосибирска на несколько тысяч рублей дешевле. И это привлекает немало кемеровчан, которые предпочитают совершать перелеты из воздушной гавани столицы соседнего города. А если позволит время, можно погулять по городу-миллионнику и развлечься в том же аквапарке.
В связи с этим остается надеяться, что реконструкция кемеровского аэропорта пройдет как можно быстрее. И после кардинального обновления он станет удобным для пассажиров.
Ну и, наконец, постепенное, но неуклонное сокращение количества живущих в Кузбассе людей едва ли позволяет надеяться на реальный прирост пассажиропотока.
Еще одной избитой темой в Кузбассе является коррупция. Одно из самых громких дел последних лет связано с вымогательством акций шахты "Разрез "Инской", но речь пойдет не о нем. А о главах кузбасских городов и муниципалитетов, лишившихся своих должностей из-за уголовных дел или нарушений законодательства.
Наиболее заметным среди них (хотя бы по продолжительности нахождения у власти) можно считать Валерия Гаранина, занимавшего кресло мэра Прокопьевска на протяжении 17 лет. В октябре 2016 года градоначальник подал в отставку. Но причиной, как позднее выяснилось, оказалось не банальное "я устал, я ухожу", а уголовное дело из-за превышения должностных полномочий. Оно завершилось для Гаранина хэппи-эндом: суд признал его виновным, но амнистировал в честь 70-летия победы в Великой Отечественной войне.
Также из-за превышения должностных полномочий лишился своей должности глава Новокузнецкого района Евгений Манузин, а мэр Тайги Юрий Шелковников ушел в отставку из-за выявленного прокуратурой конфликта интересов. Если заглянуть еще на пару лет назад, список можно продолжать, но остановимся и на этом.
Примечательно вот что: многие низложенные главы городов и районов избрались на свои посты во многом благодаря такому несомненно важному пункту в предвыборной агитации, сформулированному как "в команде Тулеева". Более того, некоторые из ныне занимающих свои должности чиновников также использовали этот сакральный слоган о принадлежности к экс-губернатору в своей агитации. Некоторые из таких глав муниципалитетов совершили подъем по карьерной лестнице уже при "новой власти" и были назначены на высокие должности в администрации Кемеровской области. Остается надеяться, что они избегут коррупционных скандалов, благодаря кристальной честности.