Чрезвычайные происшествия бывают разные – и понятно, что время от времени что-нибудь этакое в Кузбассе да происходит. Но одно происшествие случается настолько часто, что его и чрезвычайным-то язык уже не поворачивается назвать. Речь идет о том, что официальным языком называется всегда одинаково – "возгорание автомобиля". Проще говоря – у нас горят машины. Постоянно.
Не то чтобы каждый день это происходит, но примерно через день – это уж точно. И официальная статистика регионального ГУ МЧС служит здесь порукой. Чтобы не "тонуть" в самом настоящем океане подобных происшествий, решили мы затребовать статистику исключительно за полгода – с июля 2013 года по январь года уже нынешнего.
Итак, смотрим – за это время полыхал автотранспорт по городам и селам Кузбасса 287 раз. Из них 237 случаев – это легковушки. Остальные 50 – грузовики (31 случай), а также ремонтно-дорожная техника и мототранспорт. Да, и еще автобусы – в количестве сразу пяти штук.
Кстати, сделаем сразу маленькое отступление – автобусы снова горели в Кузбассе в начале февраля. Причем, было их снова пять и заполыхали они одновременно – в одном из частных гаражных боксов на улице Автотранспортная, что в Заводском районе Новокузнецка. Был там и шестой автобус, но его удалось спасти, а вот пять его "собратьев" восстановлению не подлежат – огонь "поел" их изрядно.
Причина на "казенном" звучит так – "Нарушение правил безопасности бытовых керосиновых и газовых устройств". Получается, что-то там пытались отогреть – например, с помощью газовой горелки. Дело-то лютой зимой было – как раз когда двигатели имеют скверную привычку не заводиться, хоть ты тресни. Вот и получилось то, что получилось. Впрочем, это лишь одна из версий, а может, там все и по-другому было?..
Но вернемся пока к статистике. Что там у нас относительно причин автомобильных пожаров? Однозначно лидирует банальная неисправность систем и механизмов машин – аж 104 случая из 287 (напомним, это данные только за полгода). Попросту короткое замыкание. По словам специалистов из МЧС, его вполне можно было избежать – если бы владельцы почаще свой автомобиль осматривали, вовремя бы обнаружили неисправность. Но теперь приходится за свое небрежение расплачиваться. В лучшем случае – долгим ремонтом. В худшем – искать деньги уже на новый автомобиль…
Далее идут прямо-таки "ноздря в ноздрю", по 73 случая каждая, сразу две причины. С первой из них, неосторожным обращением с огнем, все более-менее ясно – загораются автомобили опять же по вине своих хозяев. А вот причина вторая – поджог – такова, что можно ей посвятить, наверное, десять статей – и то до конца во всем не разберешься. Потому как чудовищно там все и запутано. Но об этом чуть позже, а пока лишь констатируем – причина это распространенная и "популярная".
Поехали дальше. То есть, не поехали, а пешком пошли, до остановки общественного транспорта (ехать-то больше не на чем, раз сгорела машинка). Если же серьезно, то самое время перейти к четвертой причине, и это нарушение правил устройства и эксплуатации транспортного средства. Ну, а остальные причины – так уже, по мелочи, все больше экзотические. "Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации электрооборудования" – три случая за полгода.
Материальный ущерб от пожаров автомобилей в Кузбассе составил за те же полгода сумму в 28 миллионов рублей. Что же касаемо ущерба, так сказать, физического, то здесь пока, к счастью, все более-менее безоблачно. Погибших во время пожаров нет вовсе, и это не может не радовать, а травмы, да и то незначительные, получили всего три человека.
Какой из кузбасских населенных пунктов является лидером по количеству "авто-пожаров" очевидно – чем больше город, тем и пожаров там больше. Новокузнецк, Кемерово, Прокопьевск, Междуреченск – примерно в таком вот естественном порядке. И вот еще что естественно – за "рамками" представленной ГУ МЧС статистики автомобили гореть вовсе не перестали. Наоборот, последние два месяца принесли сразу несколько громких историй, "персонажами" которых стали несколько весьма дорогих машин.
В ночь с 12 на 13 февраля в Центральном районе Новокузнецка "возгорелся" внедорожник Toyota Land Cruiser-100 – и хотя пожарные прибыли на место происшествия в считанные минуты и так же быстро все потушили, моторный отсек и салон автомобиля обгореть успели. Кемерово тоже в стороне от южной столицы Кузбасса не остался –в ночь с 23 на 24 марта, во дворе одного из жилых домов на Арочной улице (два шага от площади Советов, "центровее" просто некуда!) заполыхал тоже весьма недешевый кроссовер BMW X6.
И если новокузнецкий внедорожник, по всей видимости, все же пал жертвой короткого замыкания, то с "кемеровчанином", сдается, все не так просто. Ясно, что сейчас к окончательной версии следствие за недостатком времени еще не пришло, но есть мнение, что мог быть это и поджог. Тем более что "разведка" (в лице опрошенных полицейскими соседей) донесла – владелец кроссовера частенько имел обыкновение парковать своего "стального коня" прямиком на тротуаре. Кто-то решил автовладельца проучить? Что ж, это возможно, раз не исключено, однако окончательно дело выяснится чуть позже.
Впрочем, выяснится ли? Стопроцентно уверенным в этом быть нельзя – и вот здесь мы как раз и переходим к главной проблеме автоподжогов. То, что поджечь автомобиль недруга кто-то может решиться – сомнений, в общем, нет. Такие случаи были и не раз по стране – вспомнить хотя бы ту громкую историю в Астрахани, когда был самосудно "наказан" владелец BMW X6 (привет с Арочной улицы), постоянно парковавшийся на детской площадке. То есть, владелец-то лично не пострадал, но вот кроссовер сожгли…
Нет сомнений и в том, что на поджог некоторые (например, те, у кого ветер в голове по молодости или те, кто злоупотребляет горячительными напитками) могут пойти из чистейшего баловства. Но вот как это доказать?
За наказание решивших поджечь автомобиль отвечает в Уголовном кодексе России часть вторая статьи 167-ой. Кара выходит достаточно суровая – до пяти лет лишения свободы либо исправительные работы на тот же самый срок. Правда, это "граница" верхняя, и обычно прибегают к такому наказанию, когда при пожаре еще и человек погиб, или получил тяжелые травмы. Но поскольку случается такое достаточно редко (а в нашем, кузбасском, случае – не случается пока вовсе), то и реальные тюремные сроки за поджог также нечасты.
Но это бы и ладно, люди мы некровожадные, а вся штука несколько в другом – дела о поджогах до суда редко доходят.
– Во второй половине 2013 года по фактам возможных поджогов автотранспорта было возбуждено 192 уголовных дела, – рассказала сотрудник пресс-службы ГУ МВД по Кемеровской области Татьяна Еременко. – В итоге, установлено 24 подозреваемых, 12 уголовных дел в отношении 12 же лиц направлены в суд. Но, как правило, дела прекращаются в связи с отсутствием состава преступления.
Полицейские признаются – дела о поджогах расследовать куда как непросто. Найти "пироманьяков" бывает нелегко, а уж доказать их вину – и того труднее. Как правило, никаких "железобетонных" доказательств нет и быть не может – совершаются поджоги в большинстве случаев "под покровом тьмы ночной", свидетелей нет, на камерах видеонаблюдения (если они есть) мало что рассмотришь.
Опять же факт преступного умысла еще доказать надо, даже если виновник формально и найден. Да и факт хулиганской выходки, как бы смешно это не звучало. "Поджег, но нечаянно" – бывает такое? Оказывается, бывает, говорят в полиции. Вот и получается то самое отсутствие состава преступления.
Между тем, автомобили продолжают гореть. Не зная ни выходных, ни праздников. Даже и в новогоднюю ночь? Да, легко – как раз ночью 1 января 2014 года, аккурат в 00 часов 40 минут, загорелся гаражный бокс в Беловском районе. Результат – погибших и пострадавших нет, обрешетка крыши сгорела на площади в 350 квадратных метров. Ну, и шесть машин, находящихся внутри, сгорели тоже…
Или вот еще – в ночь на 13 декабря на улице Дружбы областного центра загорелся стоявший во дворе Volkswagen Touareg – короткое замыкание. А поскольку ночь была самой что ни на есть глухой, никто "на помощь" полыхающему автомобилю не приходил довольно долго. Во всяком случае, достаточно долго для того, чтобы пламя перекинулось на стоящий рядом… Volkswagen Touareg. Естественно, совсем уже другой, не имеющий никаких неисправностей и ни в чем решительно не повинный. Но досталось и ему, хотя и не так сильно…
Этот случай со сгоревшими "близнецами" немного анекдотичный (хотя владельцам "туарегов" было явно не до смеху поутру). Но вообще ситуация тут вполне обычная, частенько повторяющаяся, – машины стоят рядом, огонь и перекидывается, не будь дурак…
Словом, проблема существует и, судя по всему, существовать будет, – нет от нее "противоядия", тем более универсального. Само собой, дело здесь вовсе не в какой-нибудь кузбасской специфике – машины горят "за милую душу" и в соседних с нами регионах, и в Москве с Санкт-Петербургом.
Так что же делать тогда? Противоядия нет, но вот "профилактика" имеется. Для начала, говорят пожарные, не пользоваться открытым огнем (причем, любым!) при зимнем отогреве автомобилей – к услугам горелок и паяльных ламп прибегать не стоит. Лучше уж прибегнуть к помощи специалистов с их расчудесной тепловой пушкой – хоть и деньги заплатишь, да в итоге все равно дешевле выйдет.
Следить же за исправностью машины и круглый год не повредит – как минимум, периодически делать осмотр системы подачи топлива и держать "на контроле" состояние электрооборудования. Ну, и на всякий случай, не парковаться в таких местах, где можно вызвать нешуточное раздражение сограждан. Народ у нас такой – от слова к делу легко переходит. Хотя это потом еще и не докажешь…