Многие кемеровчане неравнодушны к будущему своего города. Жители хотят, чтобы его инфраструктура развивалась. Причем речь идет не о глобальных проектах, вроде филиалов "Мариинки" и "Гнесинки", а о более приземленных вещах. Но воплотить их в жизнь без вмешательства властей едва ли возможно.
Чего хотят кемеровчане и как в нашем городе налажен диалог между жителями и властью, выяснял корреспондент VSE42.Ru.
Как и другие россияне, жители Кемерова имеют право обратиться к властям по волнующему их вопросу. Эта возможность закреплена в ФЗ № 59 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Согласно букве закона, ответить на вопрос компетентный орган власти должен в течение 30 дней. Порядок этот распространяется на все обращения, независимо от того как они были поданы: письмом в конверте с почтовыми марками или с помощью специальной формы на сайте той или иной властной структуры.
Кстати, об этом. Как показывает практика, работа многих интернет-приемных организована таким образом, что поступивший от гражданина вопрос на сайте видно, а ответ на него – нет. Мол, в соответствии с все тем же ФЗ № 59 обратившийся получит ответ, как бы странно это ни звучало применительно к интернету, лично.
Ни в коем случае не ставя под сомнение букву закона (в конце концов, для внесения поправок в него у нас есть целых 450 депутатов), все же стоит отметить возникающие из-за нее неудобства в коммуникации между гражданами и различными структурами. Взять, например, Управление единого заказчика транспортных услуг (УЕЗТУ) – хотя бы просто потому, что общественный транспорт и все с ним связанное является болезненной темой для многих горожан. Причем вне зависимости от того, жителями мегаполиса или провинциального городка они являются. Ведь наверняка многим людям хотелось бы, чтобы автобус приходил именно когда им надо, да и сами остановки располагались в удобной близости от дома. А еще чтобы появились именно под них разработанные маршруты, благодаря которым можно без пересадок добраться до пункта назначения.
В общем, вопросов и пожеланий к организации пассажирского транспорта у горожан традиционно много. Возможно, их стало бы меньше и все они были бы, говоря чиновничьим языком, по существу, но при определенном условии. А именно – открытости и гласности в общении между УЕЗТУ и пассажирами. Но, к сожалению, в последние годы ее нет. Да, на сайте управления есть специальная форма для отправки обращения. Но увидеть вопросы, заданные ранее другими людьми, нельзя. А это как минимум неудобно – ведь будь эти обращения (и ответы на них) перед глазами, кемеровчане не "спамили" бы УЕЗТУ по одному и тому же поводу. Или не обрывали телефон справочной, в которую и без этого непросто дозвониться.
Но в некоторых учреждениях "гласность" в общении с кемеровчанами сохранилась. Их немного, что делает каждый случай по-своему уникальным. Взять, например, виртуальную приемную мэрии. На сайте публикуются и вопросы горожан, и ответы на них. Правда, в этом году было всего одно обращение. Да и то – благодарность. Стоит ли благодарить чиновников за их работу, где они уже получают зарплату – тема отдельного разговора. Ведь следуя этой логике, пожарных нужно благодарить за каждое потушенное возгорание, водителей маршруток – за каждый совершенный рейс, а доблестных полицейских – за каждого пойманного опасного преступника, сделавшего репост.
В отличие от мэрии, куда большим числом поступивших вопросов (а также ответов на них) может похвастать городской Совет народных депутатов. Многие из них наверняка помогли помогли кемеровчанам решить их насущные проблемы. Но и здесь не обошлось без ложки дегтя, показывающей вывернутость чиновничьей логики. Речь идет об ответе председателя горсовета Николая Сенчурова кемеровчанке Екатерине Левченко. В конце декабря прошлого года женщина обратила внимание депутата на то, что в сквере имени Резникова в жилом комплексе "Кемерово-Сити" пропало освещение. Из-за этого молодым мамам с детьми пришлось отменить вечерние прогулки – в темноте они стали попросту опасными. Спустя несколько дней и депутатских запросов обеспокоенная горожанка получила следующий ответ:
"… для восстановления наружного освещения в сквере им Л. Резникова необходимо выполнить работы по замене кабеля, светильников, магнитного пускателя, контактора, фотореле, таймера и автомката. Подрядной организации МП "Кемеровогорсвет" выдано задание на выполнение ремонтных работ в срок до 30.04.2018".
Получается, что восстановить освещение в сквере подрядчику поручили не максимально оперативно, а за четыре месяца, к концу апреля. Когда продолжительность светового дня и так позволяет гулять на улице до позднего вечера. Что тут скажешь, "неравнодушие" к горожанам и их проблемам во всей красе.
Среди муниципальных учреждений нашелся и "балующий" жителей регулярными и развернутыми ответами на поступающие вопросы. Речь идет о Центре организации дорожного движения (ЦОДД), что лишний раз подтверждает неравнодушие кемеровчан к транспортным проблемам нашего города, которые растут по мере того, как развивается само Кемерово.
Яркий тому пример – многочисленные вопросы, жалобы и предложения жителей новостроек в микрорайоне № 68. Водителей не устраивает, что из-за двойной сплошной линии разметки после поворота с проспекта Химиков на проспект Комсомольский они не могут сразу свернуть налево, во дворы домов ЖК "Томь". Вместо этого им приходится ехать дальше и разворачиваться возле остановки – и тут уже начинаются жалобы со стороны пешеходов. Дело в том, что, несмотря на все усилия и мастерство автолюбителей, во время маневра они заезжают в так называемый остановочный карман. И тем самым создают аварийные ситуации с участием общественного транспорта.
Ответы пресс-службы ЦОДД по данному вопросу сводятся к тому, что дорожная разметка нанесена по схеме, утвержденной всеми компетентными городскими службами. А водителям, двигающимся с проспекта Химиков, безопаснее всего заезжать в микрорайон №68 после разворота на светофоре возле дома № 51 по Комсомольскому проспекту. То есть выписав крюк порядка 500 метров.
Впрочем, проблемы в организации дорожного движения есть не только в новых микрорайонах нашего города. Взять, например, остановку возле кинотеатра "Юбилейный" по четной стороне проспекта Ленина. Кемеровчане обращают внимание ЦОДД на то, что она установлена слишком близко к пересечению с Центральным проездом. Это приводит к тому, что общественный транспорт скапливается и загораживает "зебру" перед светофором, тем самым мешая идущим по переходу пешеходам.
– Длину остановочной площадки принимают в зависимости от числа одновременно останавливающихся автобусов и их габаритов по длине, но не менее 13 метров. Фактическая длина площадки составляет 26 метров, что является недостаточным. В связи с дефицитом бюджетных средств, проведение мероприятий по реконструкции остановочного пункта "Юбилейный" будет рассмотрено при формировании программы благоустройства на последующие годы, – прокомментировали сложившуюся ситуацию в пресс-службе ЦОДД.
Но далеко не каждому кемеровчанину хватает терпения найти на сайте компетентной структуры раздел для обращений и грамотно его составить. Многие выплескивают накопившийся негатив вместе с конструктивной критикой привычным образом – в социальных сетях. Кто-то делает это непосредственно на своих личных страничках, а некоторые пошли дальше и создали тематические сообщества. Одним из самых заметных и популярных среди них является #мэруназаметку_кемерово в Facebook.
Кстати, о кемеровском мэре. У Ильи Середюка есть страница во "ВКонтакте", и теоретически все пользователи соцсети могут отправить градоначальнику личное сообщение. Чего не скажешь о комментариях к записям мэра Кемерова, которые оказались наглухо закрыты. В отличие от первого лица региона – губернатора Сергея Цивилева. На созданной им официальной публичной странице комментарии открыты, и этим охотно пользуются желающие сообщить о своих проблемах властям кузбассовцы. Но официально подобные крики души обращениями не являются, поэтому упомянутый выше ФЗ № 59 на них не распространяется. В том числе это касается и гарантированного законом права получить ответ. Именно поэтому Сергей Цивилев и просил жителей Кузбасса дублировать обращения в сети в виртуальную приемную на сайте областной администрации.
Также многие наши читатели отмечают, что порой для оперативного решения проблемы эффективнее обратиться в СМИ, в том числе на сайт VSE42.Ru. Жители столицы Кузбасса не раз сообщали, что это действительно работает. Так, после публикаций на нашем сайте в Кемерове выплатили зарплату не получавшим в ее течение четырех месяцев дорожникам, дали шанс на спасение замурованным в подвале кошкам, демонтировали опасный забор и качели в детском саду, восстановили транспортное сообщение в Кедровку и даже спилили опасные деревья в одном из кемеровских дворов. Конечно же, этим список оперативно решенных после огласки в СМИ проблем не ограничивается. И главную роль в их разрешении сыграли именно неравнодушные кемеровчане, обратившиеся в редакцию сайта. Как, впрочем, и отзывчивые кемеровские чиновники.
Однако это вовсе не значит, что городские власти не работают в принципе. Просто эффективность официальных обращений к ним, как видится, оказывается ниже, чем в СМИ. Возможно, из-за бюрократических процедур, которыми сопровождается каждое подобное обращение. Или из-за того, что ответственные специалисты начинают действовать только после того, как публикация в СМИ попалась на глаза их непосредственному руководству.
Диалог власти и населения – важное условие для формирования гражданского общества. И в Кемерове, судя по всему, оно есть.