Острая ситуация с теплоснабжением Новокузнецка уже несколько лет только усугубляется. Одна из трех крупных городских ТЭЦ находится в банкротстве, ее долги уже достигли порядка 2,5 миллиарда рублей. А недавно стало известно, что и вторая ТЭЦ тоже в убытках. В ситуации разбирался корреспондент VSE42.Ru.
Сначала немного истории. Череда громких скандалов, долгие годы сотрясающих Новокузнецк, так или иначе связана с именем бывшего мэра Сергея Мартина. И, в первую очередь, это касается передачи в частные руки электрических и тепловых сетей. А этими частными руками были, как считается, аффилированные с сыновьями экс-мэра компании.
Скандалы получились настолько громкими, что Мартин в результате покинул свой пост, были возбуждены уголовные дела. Однако самое главное, что произошло далее – это возвращение тех же тепловых сетей обратно в муниципальную собственность. Этим непростым делом занялась муниципальная же "Сибирская сбытовая компания" под руководством Виктора Казеки. Тогда через суды удалось добиться возвращения городской собственности. Хотя Казека и сумел-таки добиться поставленной цели, но проработал на посту руководителя предприятия не очень долго. Несмотря на то, что муниципальный менеджер в решении этого вопроса оказался весьма эффективным, его неожиданно убрали с передовой, а потом и вовсе след потерялся – по крайней мере, во властных коридорах новокузнецкой мэрии.
А вот дальше началось самое интересное и, по меньшей мере, странное. Частные компании, которые до этого владели тепловыми сетями и, как утверждают осведомленные источники, так или иначе связаны все с той же мэрской семьей, вновь начали работу по переделу собственности. Все так же через суды. Более того, как рассказал VSE42.Ru источник в городской администрации, в настоящее время "частникам" удалось отсудить у мэрии порядка 10 процентов всех сетей города. Что будет дальше – можно только гадать.
И все бы ничего – в конце концов, какая разница, кому принадлежат тепловые сети. Как ни крути, но это регулируемый вид деятельности, а тарифы на транспорт теплоносителя, она же горячая вода, устанавливает Региональная энергетическая комиссия (РЭК), что при администрации Кемеровской области.
Собственник трубы, в свою очередь, обязан содержать сети в исправном состоянии, а затраты на это содержание доказывать при защите тарифов в РЭК.
Однако, на деле все обстоит несколько сложнее. Во-первых, муниципальная компания ССК в настоящее время находится в состоянии банкротства, здесь объявлено конкурсное производство. Говоря проще, должна начаться распродажа активов предприятия, чтобы вырученные от продажи деньги направить кредиторам на погашение долгов.
Но суть в том, что имущество ССК – это и есть те самые трубы. При этом состояние тепловых сетей прямо-таки плачевное. По оценкам специалистов, износ составляет порядка 85 процентов. То есть нормальный адекватный собственник должен сразу после покупки сетей вложиться в их замену по полной программе. А это затраты на уровне миллиардов рублей, которые должны окупиться хотя бы в обозримой перспективе. В том случае, разумеется, что все-таки найдется желающий отдать приличные деньги за старые трубы. Что является весьма сомнительным удовольствием и маловероятно.
А вот получить сети по дешевке, или отсудить у города, или взять в аренду, а потом, получив нужный тариф, собирать маржу, пока они просто не рассыпятся от коррозии – это другое дело. Тут желающие есть. Те самые частники, что уже вернули себе порядка 10 процентов сетей. При этом информации о том, что они начали вкладывать свои кровные деньги в их модернизацию – нет. Впрочем, не особо спешит вкладываться в арендованные муниципальные сети и "Сибирская генерирующая компания", которая, помнится, получила на 11 месяцев 320 километров квартальных труб, – продержались зиму, залатали что могли, не заморозили город – уже хорошо. А зачем, если через 11 месяцев сети уплывут в новые руки?
С большой долей вероятности можно предположить, что арендаторы или даже собственники "высосут" из сетей все, что возможно, но вот вкладываться в миллиардный ремонт едва ли станут. Тогда просто не останется денег, чтобы собственникам масло на хлеб намазывать. Особенно, если учесть размер активов и кредитных портфелей тех самых весьма небольших фирмочек.
В таком случае достаточно быстро окажется, что тепловые сети пришли в негодность, а их арендаторы-владельцы просто собрали чемоданы и уехали. А вот Новокузнецк вместе с сотнями тысяч жителей остался просто без тепла.
В этой связи стоит отметить и другой весьма примечательный факт. Повторюсь, что ситуация с теплоснабжением в Новокузнецке, с одной стороны, критическая, с другой – патовая. И вот в чем дело.
Напомним, в городе три основных теплоисточника: переходящая из рук в руки как угасающий факел Центральная ТЭЦ, Кузнецкая ТЭЦ, принадлежащая все той же СГК, и Западно-Сибирская ТЭЦ ЕВРАЗа. У каждого свой тепловой контур и собственник каждого теплоисточника заинтересован не только в нормальной генерации тепла, но и в его доставке в полном объеме и нужной температуры до конечного потребителя, ведь это сбыт, живые деньги. Но это в идеале. А если между теплоисточником и потребителем оказывается посредник с трубой, которому важно только получить тарифную надбавку за транспорт? Сколько там выдала котельная или станция тепла, сколько дошло до жителя, его, по сути, особо не волнует, свою маржу он получит всегда, и чем больше горячей воды прошло по его трубам, тем больше доходная часть. Учитывая, что более половины многоквартирного жилого фонда Новокузнецка не оборудованы общедомовыми приборами учета, все убытки от сверхнормативных потерь, которые возникают из-за утечек и отсутствия элементарной теплоизоляции, все равно лягут на производителя тепла или, после долгих судебных тяжб, разделятся между теплоисточником (в чем он не виноват) и посреднической транспортной компанией.
И это только одна сторона медали. Вторая ничуть не краше и отражает уже положение вещей во всем нашем социально-защищенном регионе, а в Новокузнецке проблема обострена до предела: банкротство Центральной ТЭЦ, банкротство ССК, отказ Западно-Сибирской ТЭЦ от статуса Единой теплоснабжающей организации, убытки Кузнецкой ТЭЦ. Проблемы с теплом у многих новокузнечан минувшей зимой только подтверждают общую картину надвигающегося коллапса в коммунальном секторе города. Глобальная причина этих процессов – несвоевременные и не в полном объеме выполняемые расчеты бюджета перед ресурсоснабжающими организациями за ту разницу тарифа, которая утверждена производителям или поставщикам тепла, и реальной платой населения. В Новокузнецке, насколько помнится, жители платят только 70% за тепло. Оставшиеся 30% должен доплачивать бюджет. По другим городам Кузбасса система примерно аналогичная, пропорции могут быть другими.
Размер проблемы дополняет тот факт, что только по одному Новокузнецку за отопительный сезон долги перед ресурсоснабжающими организациями города накапливаются в объеме свыше 500 миллионов рублей. Надежда у ресурсников лишь на то, что бюджет рано или поздно рассчитается по своим обязательствам. А если нет? Тогда многомиллиардная задолженность упадет на убытки предприятий, что собственно уже и происходит. В результате – банкротства и убытки отвечающих за тепло организаций, дырявые сети и отсутствие политической воли и решимости областных и городских властей навести порядок в тепловом секторе Новокузнецка. Что еще нужно для коммунального Армагеддона?