Проблемы с теплоснабжением Новокузнецка, кажется, нерешаемы. Одна из двух крупных городских ТЭЦ, обеспечивающих теплом горожан, уже несколько лет находится в состоянии банкротства. Несмотря на то, что существует, казалось бы, явное решение, власти Новокузнецка не спешат его предпринимать. В ситуации разбирался корреспондент VSE42.Ru.
Центральная ТЭЦ находится в банкротстве уже с 2013 года. За это время здесь менялись конкурсные управляющие, рос долг – в первую очередь перед поставщиком газа. Проблемным предприятием управляли даже бизнесмены из далекого от Кузбасса Волгограда. Но все это ни к чему не привело. Ни о каком финансовом оздоровлении речи не шло. Предприятие как лихорадило, так и лихорадит.
Впрочем говорить о нарастающем долге, учитывая, что уже в 2013 году ТЭЦ задолжала ООО "Газпром Межрегионгаз Кемерово" 1,6 миллиарда рублей, пожалуй, излишне. Он и без того был просто огромным. И, тем не менее, в настоящее время накопленный долг превысил 2,7 миллиарда рублей. Заложниками в этой ситуации, как водится, оказались простые люди: население города и работники теплостанции.
Из недавних новостей, свидетельствующих о положении дел на ТЭЦ, можно назвать следующее. Недавно ее работникам объявили, что они в очередной раз сменят "прописку". Якобы трудовой коллектив будет переведен в какое-то муниципальное предприятие. Причем, какое именно, пока не уточняется.
По сообщениям местных СМИ, власти Новокузнецка якобы планируют забрать Центральную ТЭЦ в муниципалитет. Однако что в таком случае ждет кредиторов, в первую очередь ресурсников, догадаться не сложно. Едва ли небогатый городской бюджет сможет рассчитаться по долгам предприятия-банкрота.
Как следствие, газовики, оставшись с "прощенными долгами", скорее всего, просто откажутся работать с муниципальной ТЭЦ. Все-таки сумма непогашенного долга как-то не располагает к сотрудничеству.
С другой стороны, решить проблему с Центральной ТЭЦ предлагали даже бизнесмены из Китая, подписав с администрацией города договор о намерениях и возможности строительства новой электростанции мощностью аж 700 МВт. Хотя, дальше разговоров дело, по всей видимости, не сдвинулось. Нет конкретных решений и по другим предложениям, озвученным, в частности, в прошлом году представителями "Сибирской генерирующей компании" на круглом столе в Новокузнецке с участием представителей администрации региона и Минэнерго России.
– С 2014 года мы просчитываем варианты замещения Центральной ТЭЦ мощностями Кузнецкой ТЭЦ. Если мы совместим контуры, то уберем неэффективный теплоисточник, повысив эффективность Кузнецкой ТЭЦ. Вариантов замещения несколько. Одно из решений – вести тепломагистраль фактически в обход города, – сообщил гендиректор СГК Михаил Кузнецов.
Стоит отметить, что подобный проект стоит немалых денег. Так, по оценкам г-на Кузнецова, на его реализацию может потребоваться порядка 5 миллиардов рублей. Сумма большая, но, по сравнению с накопленным за время барахтанья в банкротстве Центральной ТЭЦ, всего лишь в два раза выше. Взамен же город получит радикальное решение проблем с теплоснабжением. Как говорится, дело за политической волей.
Кстати, сложности с теплоснабжением характерны не только для одного из крупнейших городов Кемеровской области. Например, в Юрге ситуация тоже была близка к критической. Она даже стала поводом для обсуждения на уровне упоминавшегося выше Минэнерго.
Так, заместитель министра энергетики России, заместитель руководителя правительственной комиссии по обеспечению безопасности электроснабжения Андрей Черезов провел совещание по вопросам прохождения отопительного сезона 2017-2018 годов. На нем одним из вопросов стало обеспечение надежного теплоснабжения Юрги, "ее техническое состояние и топливообеспечение ТЭЦ ООО "Юргинский машзавод", которая поставляет тепло в том числе в жилой сектор".
В результате проведенной работы по подготовке ТЭЦ Юргинского машзавода к отопительному периоду 2017-2018 года предприятие получило паспорт готовности, но "с особым мнением Ростехнадзора". По результатам проверки готовности к отопительному сезону утвержден план устранения выявленных замечаний.
Одной из причин возникшей ситуации, по мнению Минэнерго, стали накопившиеся долги перед поставщиками за уголь и газ.
– Данная ситуация в течение всего ОЗП (осенне-зимнего периода – прим. автора) приводит к отсутствию регулярных поставок на станцию угля (основное топливо) и отсутствию технической возможности формирования его нормативного эксплуатационного запаса. Отсутствие нормативных запасов топлива не позволяет обеспечить надежное теплоснабжение потребителей в соответствии с требуемыми параметрами, сообщается на сайте rosteplo.ru.
По сути, ситуации с теплоснабжением в двух городах Кузбасса наглядно показывают проблемы в самой отрасли региона, основной из которых является неплатежеспособность теплогенераторов. В этом и заключается парадокс – население и другие потребители вносят платежи вовремя, а долги у теплогенераторов продолжают копиться как снежный ком. И ладно, если проблемы были у одной станции, можно было бы порассуждать об эффективности менеджмента и т. п., но нет, это характерно для многих ресурсоснабжающих организаций.
В чем же корень этих проблем? Как представляется, они скрываются в существующей системе тарифообразования на тепло и в механизме компенсации выпадающих доходов (КВД). Попробуем в этом разобраться более детально.
В настоящее время ситуация с тарифами строится по принципу "затраты плюс". Его суть в том, что региональная энергетическая комиссия (структура, подконтрольная администрации Кемеровской области) учитывает только текущие расходы на генерацию и транспортировку тепловой энергии.
В чем порочность этой системы? Да в том, что условный собственник теплогенерации не заинтересован в инвестициях в собственное производство. Более того, ему даже выгоднее, когда котельная, ТЭЦ или ГРЭС "дышат на ладан" – в таком случае затраты на генерацию выше, а значит выше и тариф. Если же собственник все-таки решит вложиться в новое оборудование, которое позволит сократить себестоимость производства тепловой энергии, сократить вредные выбросы в атмосферу и так далее, и тому подобное, то на выходе он получит тариф ниже, чем был до этого. И логика здесь вполне понятна: себестоимость производства одной гигакалории стала ниже. А то, что для этого собственник потратил сотни миллионов рублей – это никого особо не интересует.
Как следствие, оборудование не обновляется в должном объеме, а это постоянно растущие риски аварий как на самих ТЭЦ и котельных, так и на тепломагистралях, которые нужно содержать и модернизировать.
Плюс к этому стоит упомянуть о самой системе оплаты тепла населением наших городов – ни в одном регионе России такого больше нет. В Кузбассе до сих пор действует так называемый механизм компенсации выпадающих доходов. То есть население платит только часть от теплового тарифа, оставшуюся должен доплачивать ресурсникам бюджет. Но в нем, как известно, денег не всегда хватает, а последние годы – особенно. Отсюда, собственно и долги теплогенераторов перед угольщиками, газовиками, подрядчиками и собственным персоналом. Возможно, именно по этой причине возможные инвесторы и стараются обходить этот рискованный сектор тепловой экономики стороной.
Ну а главным "бенефициаром" перманентных проблем с теплоснабжением остается простой человек, горожанин, в квартире которого в любой момент могут остыть трубы из-за очередной аварии.
С другой стороны, выход из теплового тупика вроде бы найден – на федеральном уровне. Он зиждется на совершенно новом принципе рассчетов цены тепла по так называемому методу альтернативной котельной. Закон о его применении уже вступил силу, но переходить на него или нет муниципалитеты определяют самостоятельно. Принцип АК состоит в том, что ресурсоснабжающие организации и муниципалитет на входе определяют экономически обоснованную стоимость тепла, согласовывают в правительстве и фиксируют ее неизменность на несколько лет, поэтому необходимость в ежегодном пересмотре тарифов (повышений) со стороны РЭК отпадает. В настоящее же время РЭК пересматривает его ежегодно по методу "затраты плюс".
Таким образом, ресурсники получают возможность планировать экономику своих предприятий на достаточно продолжительный период и заинтересованы в снижении затрат при производстве тепла. А значит, появляется смысл инвестировать в модернизацию и развитие собственного производства.
Все это, по большому счету, направлено на конечный результат: обеспечение потребителей, в том числе жителей надежным теплоснабжением.