Представители крупнейших энергокомпаний, работающие в Кемеровской области, недавно подвели итоги завершающегося года. Один из них – продолжающееся сокращение потребления электроэнергии. Причины падения энергоспроса и другие аспекты деятельности отрасли выяснил корреспондент VSE42.Ru.
Еще не так давно Кузбасс как промышленный регион только наращивал объемы потребления электроэнергии. Потому, например, представители некогда "Кузбассэнерго", а ныне "Сибирской генерирующей компании" активно наращивали мощности – чтобы обеспечить крупных промышленных потребителей и, разумеется, население региона необходимым объемом своей невидимой, но весьма значимой продукции.
Слом произошел несколько лет назад. Так, если в 2012 году годовой объем электропотребления составлял почти 34 миллиарда киловатт-часов, то в 2017 году этот показатель сократился до 31,438 миллиарда киловатт/часов. Таким образом, общее снижение электропотребления составило порядка 8 процентов.
Такие данные на круглом столе с участием руководителей энергокомпаний привел глава Кемеровского регионального диспетчерского управления системного оператора Единой энергосистемы Павел Якис.
Более того, по данным "главного диспетчера", снижение потребления электроэнергии ожидается и в будущем. Так, согласно озвученным прогнозам уровень потребления в 2020 году составит 31,326 миллиарда киловатт-часов, а в 2022 году – 30,972 миллиарда киловатт/часов. Или почти 10 процентов за десять лет.
Одной из основных причин нисходящего тренда можно назвать снижение активности крупных промышленных производств, в том числе в металлургическом Новокузнецке. Стоит учитывать и энергосберегающие технологии, которые все прочнее обосновываются в Кузбассе.
Впрочем, темпы падения электропотребления со стороны тех же металлургов отчасти компенсируются ростом в угледобыче. В противном случае, реальные показатели энергопотребления оказались куда большими.
С другой стороны, для упоминавшейся уже "Сибирской генерирующей компании" сокращение потребления электроэнергии не является серьезной проблемой в том смысле, что продукция СГК не имеет четкой территориальной привязки, попросту поставляя произведенную энергию в общую сеть страны.
При этом, как подчеркнул директор кузбасского филиала СГК Юрий Шейбак, завершающийся год оказался для энергетиков не хуже, чем 2016. Это связано с маловодностью рек. Приоритетные на российском оптовом рынке энергии и мощности гидроэлектростанции в результате маловодности существенно снизили производство электроэнергии. Соответственно, системный оператор стал "нагружать" тепловые электростанции. А чем больше в том числе кузбасские ТЭЦ и ГРЭС произведут электричества, тем это лучше скажется на экономике региона в целом.
– В этом году рост производства электроэнергии ожидается на уровне прошлого года – в районе 19,3 – 19,5 миллиарда киловатт-часов, – уточнил Юрий Шейбак.
Стоит отметить, что в рамках договоров о предоставлении мощности (ДПМ), которые компания реализовывала в 2014 году, мощности СГК в Кузбассе выросли почти на 410 МВт. При падении спроса внутри Кузбасса дополнительная загрузка мощностей региональных тепловых электростанций пришлась как раз кстати.
В свою очередь, о состоянии электрических сетей на территории Кемеровской области рассказал руководитель кузбасского филиала ПАО "МРСК Сибири" Борис Берлин. По его словам, в этом году появился новый механизм привлечения инвестиций в рамках регуляторного соглашения с субъектом. В результате 500 миллионов рублей, привлеченных за счет полученных кредитов, были направлены на реализацию нескольких важнейших для электросетевой инфраструктуры региона проектов. В частности, реконструкция линии электропередачи от Южно-Кузбасской ГРЭС до подстанции "Темирская", которая позволит повысить системную надежность южного энергоузла.
А вот проблемы с увеличением дебиторской задолженности, в первую очередь связанные с компенсацией из бюджета выпадающих доходов (КВД) на тепловую энергию, получаемую населением Кузбасса, не просто омрачили позитивные настроения от активизации электрогенерации, но и создали значительную головную боль энергетикам.
Более 1 миллиарда рублей долгов в части компенсации выпадающих доходов – такова реальная ситуация, в условиях которой работают сейчас предприятия СГК. Такая же картина и у других теплоснабжающих предприятий региона. Бюджет просто не может найти деньги на своевременное погашение этой задолженности.
В свою очередь, недополученные деньги – это, например, недофинансированные ремонтные или инвестиционные кампании. Если говорить о тепловых сетях в Кемеровской области, то ситуация здесь и без того достаточно сложная.
– Если в 2013 году при летней опрессовке (проверка тепломагистралей под повышенным давлением для выявления скрытых дефектов – прим. автора) в Кемерове мы выявили 228 порывов, то в 2017 году их количество выросло до 368 случаев, – сообщил Юрий Шейбак.
По словам специалиста, этот факт говорит о том, что состояние тепловых сетей значительно ухудшается. А значит, срочно нужны инвестиции на их модернизацию – замену старых труб на новые.
По мнению Юрия Шейбака, принятые в текущем году поправки в закон "О теплоснабжении" помогут переломить ситуацию, реформировать теплоснабжающую отрасль и привлечь в нее крупных инвесторов. Новая модель рынка тепла позволяет обеспечить возврат вложенных средств за счет предсказуемой ценовой политики и гарантировать стабильность развития отрасли.
"У СГК уже есть опыт инвестирования в теплоснабжение города Рубцовска Алтайского края, где ситуация достигла критической точки. После достижения договоренности с властями о долгосрочной тарифной политике и полного понимания сроков и механизмов возврата инвестиций компания вкладывает в теплоисточники и сети Рубцовска 2 млрд рублей. Мы готовы решать накопившиеся проблемы и в городах Кузбасса, прежде всего, в Новокузнецке. Это проекты по замещению проблемной Центральной ТЭЦ, а также нескольких котельных мощностями Кузнецкой ТЭЦ. Стоимость мероприятий, по предварительным оценкам, 5 млрд рублей".
Юрий Шейбак отметил, что инвестиционные программы в Кузбассе могут обрести реальные очертания при поступательном движении региона в сторону изменения существующей системы социальных дотаций в части оплаты коммунальных услуг и усиления адресной поддержки тех, кто в ней действительно нуждается. "Это государственная политика и она должна работать и в Кузбассе", – подчеркнул Юрий Шейбак.
Кстати, о необходимости перехода от массовой на адресные субсидии в оплате услуг ЖКХ говорил в ноябре 2017 года и губернатор Кемеровской области Аман Тулеев в бюджетном послании, заявив буквально следующее: "Нужно, Сергеев Алексей Станиславович (заместитель губернатора по социальным вопросам), еще раз проверить, кому все же эти деньги идут? Кому они попадают на руки? Это же надо, чтобы они были адресные, точечные, персональные. Иначе же обидно, раздашь деньги – ничего не получишь!". Речь как раз, видимо, и шла о том, что сегодня все население Кузбасса получает дотации из бюджета в оплате коммунальных услуг без разбора, в плюсе оказываются даже вполне состоятельные жители, которые могут платить за себя сами. И это не вполне справедливо. Пользоваться же льготами должны, как представляется логичным, социально-незащищенные категории с низким доходом.
Представители "Сибирской генерирующей компании" в рамках работы круглого стола коснулись еще одной важной для всего Кузбасса проблемы – экологической. Ее решение приобретает особую важность на фоне роста протестных настроений против строительства новых угледобывающих разрезов. При том, что деятельности уже работающих угольных предприятий вполне достаточно для, порой, чрезмерно высокой нагрузки на экологию всего региона. Так что природоохранную деятельность СГК стоит упомянуть отдельно.
Во-первых, это совершенствование очистных систем и снижение вредных выбросов, чему в СГК уделяют самое серьезное влияние, вкладывая средства в модернизацию оборудования. Во-вторых, пополнение популяции рыб в водоемах Кемеровской области. Только за минувший год энергетики выпустили 420 тысяч мальков муксуна и хариуса. А также 12 тысяч и 33 тысячи молоди белого амура и карпа соответственно.
В-третьих, охрана водных объектов. При том, что энергостанции СГК не наносят прямого ущерба рекам и озерам Кемеровской области, в настоящее время организована работа по повторному использованию условно чистых вод в технологическом цикле.
Ну и, наконец, рекультивация земель. Причем нарушенных не СГК, а другими компаниями. Например, в настоящее время энергетики проводят в Новокузнецке рекультивацию земельного участка площадью 23,7 га. А в Беловском районе рядом с поселком Инской сейчас рекультивируется земельный участок площадью 127 га – на месте закрытого золошлакового отвала №1. Зеленый остров на месте отвала теперь будет хорошо виден даже с автомобильной дороги Кемерово – Белово.