Пациенты с тяжелой почечной недостаточностью – это так называемые глубокие инвалиды. Чаще всего люди с таким диагнозом не то, что высоких физических нагрузок не способны выдержать, но и просто пройти несколько десятков метров – потенциальный риск для их здоровья. Однако власти Прокопьевска уже с 2008 года не хотят решить весьма острую проблему: доставку пациентов из дома в гемодиализный центр и обратно. Почему в городе сложилась подобная ситуация, попытался разобраться корреспондент VSE42.Ru.
Житель Прокопьевска, экс-председатель правления Кемеровской региональной организации инвалидов "Искусственная почка" Владимир Соснин, лично столкнувшийся с проблемами пациентов с почечной недостаточностью, пытается достучаться до многочисленных чиновничьих инстанций, доказывая, что организация доставки тяжело больных людей в больницу – это обязанность тех самых чиновников.
– На сегодняшний день Прокопьевск категорически отказывает инвалидам (нуждающимся в гемодиализе. – прим. ред.) в доставке на лечение в гемодиализный центр и обратно, отправляя нас в департамент охраны здоровья населения… Город Кемерово, сельские районы и все другие города возят людей на лечение. Но в области нет единого подхода в выборе автотранспорта и нет одного источника финансирования. Видимо, поэтому в Прокопьевске этот вопрос никак не решается, – сообщил Владимир Соснин.
Дело в том, что согласно разъяснению Верховного суда России (письмо № 4 ПА09 от 16.03.2009 года), "проезд к месту получения специализированной медицинской помощи методом заместительной почечной терапии является неотъемлемой частью оказываемой специализированной медицинской услуги". А значит, эту услугу должны организовывать медики.
Чтобы объяснить, насколько важна организация доставки больных в том же Прокопьевске в отделении нефрологии и гемодиализа, стоит рассказать, как строится повседневная жизнь людей с тяжелой почечной недостаточностью.
Во-первых, сам гемодиализ надо делать обычно один раз в два дня. Процедура занимает от четырех и более часов. В это время пациент подключен к специальном аппарату, который чистит его кровь от различных вредных веществ. У здорового человека такая функция возложена на почки.
Таким образом, при нормальном режиме поддерживающего лечения каждый гемодиализный пациент вынужден посещать больницу порядка 180 раз в год.
Без организованной доставки больных в медучреждение люди сами должны заниматься своим проездом. А, поскольку в обычном, например, автобусе ехать такому пациенту крайне сложно, то он просто вынужден заказывать такси.
Если предположить, что одна поездка даже в таком небольшом городе, как Прокопьевск, стоит около 100 рублей, то нетрудно посчитать, что за год нигде не работающий прокопчанин (напомню, что тяжелая почечная недостаточность предполагает глубокую инвалидизацию) должен выложить порядка 36 тысяч рублей или больше.
Где взять такие деньги человеку, сводящему концы с концами на скудное пособие по инвалидности? – непонятно. Как говорится, чьи проблемы – тот их и решает. Видимо, так рассуждают в администрации города Прокопьевск.
Справедливости ради стоит отметит, что, по информации пресс-службы прокопьевской мэрии, раньше деньги на комфортный проезд почечных пациентов все-таки выделялись. По крайней мере, до 2015 года включительно. Тогда больные прокопчане могли лечиться только в соседнем Новокузнецке. Так, по официальным данным, только в 2015 году расходы на транспортировку пациентов составили 1,305 миллиона рублей.
Когда же нефрологический центр открылся на базе Прокопьевской городской больницы №1, то, судя по всему, чиновники решили сэкономить бюджетные деньги. Мол, недалеко ехать – сами справятся.
Чем чреваты дополнительные транспортные проблемы гемодиализникам? Как уверены специалисты, это может привести к тому, что пациент вовсе не получит жизненно необходимую ему процедуру диализа или процедура диализа будет проходить менее 4-х положенных часов. В результате недополучения процедуры диализа у больных происходит накопление азотистых шлаков в организме, гипергидратация, типичны случаи нарушения фосфорно-кальциевого обмена. Все это приводит к интоксикации организма, нарушениям сердечно-сосудистой системы, патологии опорно-двигательного аппарата, что совокупно не только снижает качество жизни, но и приводит к инвалидизации и ранней смертности.
Впрочем, особой проблемы власти Прокопьевска в настоящее время не видят. А вместо бесплатной доставки предлагают пациентам услуги "социального такси".
– Прокопчане с диагнозом "почечная недостаточность" могут воспользоваться услугами "социального такси" наряду с другими льготными категориями граждан. Поездка на "социальном такси" по самому густонаселённому району Тырган обходится в среднем в сумму 30-50 рублей, – говорится в сообщении пресс-службы.
То есть, по сути, чиновники предлагают людям, живущим исключительно на пособие по инвалидности, потратить на проезд не 36 тысяч рублей, а, например, 18 тысяч рублей. И это при том, что некоторым пациентам в прямом смысле слова бывает нечего есть.
Кстати, что касается оплаты услуг автоперевозки пациентов. Оказывается, по мнению пресс-службы, проблемы возникли после того, как были упразднены городские управления здравоохранения, а все медицинские учреждения попали в прямое подчинение департамента охраны здоровья населения.
Якобы прежде автоуслуги оплачивались за счет средств обязательного медицинского страхования. А с 1 января 2017 года – когда вся медицина вошла в ДОЗН, – использование средств ОМС на проезд стало невозможным. Правда, почему – в официальном ответе не сообщается.
Наличие проблемы признал и заместитель губернатора Кемеровской области Валерий Цой, который рассказал, что проблема с доставкой почечных пациентов – это… белое пятно в российском законодательстве. Мол, больных вроде как обязаны возить в нефрологический центр и назад домой, но кто именно – не проговорено. Отсюда и противоречие между службами. Соцзащита кивает на здравоохранение и наоборот.
Хотя, как видится, переход медицины с муниципального на областной уровень должен был облегчить вопросы взаимодействия и как минимум ввести единые правила работы по всему региону.
Если в Кемерове или Новокузнецке гемодиализных пациентов возят, то почему иная ситуация сложилась в Прокопьевске? Ведь средства, видимо, выделяются централизованно.
Но странно даже не то, что Валерий Цой кивает на белые пятна в законодательстве и никому не интересную подковерную борьбу между соцзащитой или медиками. И даже не то, что, отчасти распоряжаясь региональным бюджетом, он не может найти чуть больше миллиона рублей, чтобы закрыть проблемы с транспортировкой пациентов.
Странно совсем другое. Пока пациенты с активной жизненной позицией отстаивают права своих друзей по несчастью, пока Валерий Цой честно признает проблему с доставкой людей, именно в это же время департамент охраны здоровья населения Кемеровской области утверждает, что, оказывается… никакой проблемы нет.
Вот выдержка из официального ответа ДОЗН, подписанного его начальником, также по совместительству депутатом областного парламента Владимиром Шан-Сином.
– Во всех муниципальных образованиях, где проживают "пациенты-диализники", администрациями городов и районов организована транспортировка пациентов силами учреждений социальной защиты, здравоохранения, а также транспортными предприятиями, – говорится в сообщении.
Невольно возникает вопрос: а кто же в этой ситуации врет? ДОЗН, утверждающий, что проблемы нет, или замгубернатора Валерий Цой (которому как раз подчиняется департамент), или пресс-служба администрации Прокопьевска? И еще. Как именно должны отвечать чиновники за свое вранье?