Дорогое тепло и городской бюджет

Уже в ближайшее время жители города Кемерово смогли бы существенно сэкономить на платежах за отопление. В том смысле, что сэкономил бы, справедливости ради, городской бюджет. Но ведь "лишние" деньги в муниципальной казне – это дополнительные километры отремонтированной дороги или построенный раньше запланированного детсад. Однако, как всегда, есть нюансы, которые могут помешать воплощению этих возможностей. Удастся ли их реализовать, выяснил корреспондент VSE42.Ru.

Почти 200 млн экономии

Мало кто еще, например, год назад мог подумать, что схема теплоснабжения города Кемерово может стать такой животрепещущей темой, что она не просто станет обсуждаться крупнейшими региональными средствами массовой информации, но и на самом высоком властном уровне города и области. Так, только в последнее время схема теплоснабжения сначала заняла умы депутатов городского совета областного центра, а затем и вовсе вышла на региональный уровень, став предметом обсуждения членов Общественной палаты Кемеровской области (ОПКО).

Например, недавно общественники ОПКО пригласили к себе представителей энергетической отрасли, работающих в областном центре и попытались выяснить все нюансы поступившего недавно предложения, авторами которого стали депутаты кемеровского горсовета.

Для понимания сути обсуждения, состоявшегося в ОПКО, стоит напомнить, в чем суть утвержденной в прошлом году схемы теплоснабжения и каким именно образом городской бюджет сможет сэкономить только за год почти 200 миллионов рублей.

Итак, для начала стоит отметить, что правительство России приняло несколько федеральных законов и постановлений, которые обязывали администрации городов с населением более 500 тысяч человек разработать и утвердить в Минэнерго "Схему развития теплоснабжения города на долгосрочный период". Что, пусть и не в числе первых, сделали кемеровские власти.

Вторым моментом, который стоит обозначить в этой связи, стало то, что в соответствии с нововведениями в федеральном законодательстве, предполагается значительно оптимизировать теплоснабжение, сделать его более энергоэффективным. Один из инструментов достижения поставленной задачи – это приоритет когенерации, когда в едином технологическом процессе одновременно производятся и тепловая, и электрическая энергия. Таким образом "обычная" теплогенерация, то есть котельные, постепенно должна вымещаться с рынка, где есть крупные ТЭЦ, поскольку производство только тепла оказывается более затратным.

Каким образом переход на когенерацию запланирован конкретно в Кемерове? Тут все очень просто и понятно: кемеровчане должны начать получать "оптимальное" тепло уже с 2019 года.

Платить больше или меньше?

И все бы хорошо, если бы не одно принципиальное "но". А состоит оно в том, что в Кемерове помимо тепловых энергостанций, входящих в состав "Сибирской генерирующий компании" (СГК), являющихся крупнейшим теплогенератором как на уровне города, так и на уровне региона, есть еще котельные предприятия "Теплоэнерго".

Согласно логике утвержденной схемы теплоснабжения потребители двух тепловых котельных "Теплоэнерго" в Рудничном районе должны постепенно перейти к когенерации СГК. И здесь работает не просто логика действующего федерального законодательства, но и банальная математика: тепло от СГК в два (!) раза дешевле, чем от "Теплоэнерго" или порядка 1,3 тысячи рублей против 2,6 тысячи рублей соответственно.

Правда, пока рядовой потребитель – население города Кемерово – не замечает этой разницы. Дело в том, что население платит четко фиксированный тариф за отопление городских квартир. Зато его очень даже замечает муниципальная казна, которая доплачивает ресурсоснабжающим организациям за поставленное тепло. Соответственно, чем выше тариф (утвержденный Региональной энергетической комиссией Кемеровской области, РЭК) у конкретного ресурсника, тем больше приходится муниципалитету платить так называемый КВД, или компенсацию выпадающих доходов – разницу между тарифом для населения и утвержденным тарифом теплоснабжающей компании.

И вот здесь-то и начинается история с предложением от депутатов. Парламентарии предложили сдвинуть срок переключения потребителей в Рудничном районе Кемерова, получающих сейчас тепло от "Теплоэнерго", на отопление от Кемеровской ТЭЦ (входит в состав СГК) на год раньше – с 2019 на 2018 год. В результате, по подсчетам специалистов, городской бюджет сможет сэкономить почти 190 миллионов рублей за счет сокращения размера КВД.

Более того, представители СГК готовы взять все расходы по переключению потребителей – а это чуть больше 186 миллионов рублей – на себя. При этом, как сообщил на общественных слушаниях в Общественной палате директор Кузбасского филиала СГК Юрий Шейбак, понесенные расходы компания не будет включать в расчет тарифа на будущие годы.

ТЭЦ под загрузку

Справедливости ради стоит отметить, что в переключении на год раньше есть прямой экономический интерес СГК. И интерес этот совершенно понятен и, более того, вполне обоснован. Чем больше потребители покупают тепла с той же Кемеровской ТЭЦ, тем рентабельнее само производство. Это с одной стороны.

С другой, как видится, СГК заслужила понимания в этом вопросе. Дело в том, что почти десять лет назад компания за собственные деньги – почти 1,5 миллиарда рублей – построила тепломагистраль от ТЭЦ до Рудничного района. Протяженность ее составила почти 12 километров. Плюс к "трубе" энергетики построили подкачивающую насосную станцию. И сделано это было чуть ли не по личной просьбе кемеровского мэра Владимира Михайлова.

А в результате, судя по всему, "трубой" все это время, по сути, пользуется "Теплоэнерго", не вложившее в строительство тепломагистрали ни копейки. Кемеровская ТЭЦ подает по ней тепло в новостройки Радуги по своему тарифу, а Теплоэнерго перепродает уже по своему.

Сегодня ситуация такова: "труба" загружена максимум на 30 процентов. Примерно на столько загружена и Кемеровская ТЭЦ. Если же две котельные "Теплоэнерго" – №27 и №45, – к которым в настоящее время подключены потребители Радуги, отключить, то загрузка и тепломагистрали, и ТЭЦ вырастет до 70-ти процентов.

Получается, что в сфере теплоснабжения сложилась достаточно редкая ситуация, когда интересы бизнеса, власти и горожан полностью совпали. Осталось лишь, чтобы городские чиновники признали этот факт и решили… сэкономить бюджетные деньги, а еще выполнить пункты федерального закона! Напомню, что речь идет о почти 190 миллионах рублей ожидаемой экономии бюджетных средств в год.

Относительно решения городской администрации, кстати, пока не до конца понятно. По крайней мере, участвовавшая в общественных слушаниях на заседании ОПКО заместитель главы Кемерова Татьяна Ананьина, с одной стороны, заявила, что она лично за то, чтобы сэкономить деньги для городского бюджета на выплате КВД. С другой, привела аргументы против досрочного замещения и, как показалось, замещения в принципе.

Остается только догадываться, что это: позиция чиновника или ее личная?! И нет ли в этом вопросе какой-либо неожиданной заинтересованности? Ранее, как известно, г-жа Ананьина работала в должности заместителя генерального директора по экономике и праву ООО "УстэК". В свою очередь, "УстэК" возглавляет Лариса Рожкова, ранее работавшая генеральным директором… "Теплоэнерго". Более того, Лариса Рожкова присутствовала и на общественных слушаниях и даже отстаивала, по сути, позицию все той же "Теплоэнерго".

Вот и получается, что вопрос о том, в качестве кого присутствовала на ОПКО Татьяна Ананьина, по большому счету, остается открытым. Ведь прошлое, как говорится, редко отпускает навсегда, а иногда и возвращается.

Но вновь обратимся к теме общественных слушаний. Казалось бы, все чиновничьи нюансы, связанные с обозначенной экономией – это вообще никому не интересная рутина, касающаяся только конкретных чиновников-исполнителей. И как сделать так, чтобы все решения были приняты – это всего лишь "вопрос техники".

Но, по крайней мере, по словам Татьяна Ананьиной, все не так просто. Хотя что именно – осталось не совсем ясно…

Удар по кошельку?

Еще одним участником общественных слушаний в ОПКО стали представители "Теплоэнерго", в том числе его генеральный директор Константин Недосекин.

Интересы "Теплоэнерго" понять можно. Даже один год работы (тот самый, на котором предлагают сэкономить) – это, видимо, приличные деньги. Ведь тариф-то в два раза выше, чем у СГК. А кто ж не хочет заработать. Кроме того, 2019 год чуть дальше, чем 2018 год. А что за это время случиться может? А вдруг удастся, например, внести какие-нибудь изменения в утвержденную уже схему теплоснабжения? А там, глядишь, и переключать потребителей Радуги не придется.

Но, разумеется, это всего лишь предположения. По крайней мере, в качестве аргументов от Константина Недосекина подобные мысли не озвучивались. Он все больше напирал на то, что "рудничные" котельные №27 и №45 – это самые крупные в "Теплоэнерго", а есть еще много куда более мелких, решающих якобы проблемы локального теплоснабжения небольших групп потребителей в разных, в том числе удаленных районах областного центра. И что сама компания в результате имеет высокий тариф именно из-за последних.

Но, во-первых, эти котельные в большинстве своем муниципальные, а вовсе не "Теплоэнерго". (И было бы, как видится, вполне уместно той же прокуратуре проверить, на вполне ли законных основаниях они передавались на обслуживание этому предприятию). Тем не менее вопрос о том, как именно эксплуатировать свою собственность – это задача городской власти.

С другой стороны, как подчеркнул на заседании ОПКО Юрий Шейбак, в СГК готовы рассмотреть различные варианты взаимодействия с городскими властями по решению вопросов централизованного и локального теплоснабжения и даже выступить в качестве Единой теплоснабжающей организации по Кемерову, а значит обеспечить единство тарифа по всему городу. А он, этот тариф, как можно ожидать, будет однозначно ниже того, что есть сегодня у "Теплоэнерго".

В любом случае, логика, когда генератор оправдывает двойной тариф наличием в активе малоэффективных котельных, как видится, порочна. По крайней мере, с точки зрения экономической составляющей.

Опять же, пока бюджет платит за население тот самый КВД – люди не замечают таких "перегибов". В этом смысле в Кемерове вообще тепличные условия для жителей. Размер КВД составляет 50 процентов. Для сравнения, в Новокузнецке этот показатель составляет 30 процентов, в Березовском – 26 процентов, в Белове – 16 процентов.

Когда волна сокращения КВД дойдет и до Кемерова (а полный отказ от него практически неизбежен – вопрос времени), то эта тема из теоретической для жителей города сразу перейдет в практическую плоскость. Говоря проще, ударит по кошельку каждого кемеровчанина. И вот тут-то и встанет вопрос, чье тепло стоит меньше.

И если власти города не предпримут оперативных действий, обеспечив необходимую реакцию на меняющиеся экономические условия, кому тогда жители областного центра предъявят претензии в первую очередь? Но это, скорее, вопрос риторический…

Фото: google.image
Комментарии для сайта Cackle