Воспитание детей – непростая задача, поэтому многие родители предпочитают не импровизировать, а полагаться на уже созданные и доказавшие свою эффективность методики и правила, составленные специалистами. Сегодня мы познакомим вас с самыми популярными из них.
Первые идеи своей авторской методики воспитания Монтессори сформировала, работая в университетской больнице, где ей приходилось часто контактировать с особыми детьми. Изначально именно под них были ориентированы ее методики обучения в специально оборудованной среде. Позже же все они были адаптированы и под детей, не имеющих отклонений в развитии.
Основными принципами системы воспитания Марии Монтессори являются свобода выбора и индивидуальный подход. Педагог выделяет три основных объекта: ребенок, среда, воспитатель. Такой порядок выбран неслучайно: согласно этой авторской методике, задачей воспитателя является исключительно наблюдение и периодическая помощь ребенку, направленная на взращивание в нем умения ориентироваться в специально созданном для обучения пространстве – Монтессори-классах, имеющих определенное зонирование.
- Первая зона отвечает за практическую жизнь ребенка, в ней размещены различные бытовые предметы, задача которых – развитие мелкой, крупной моторики, а также получение элементарных навыков заботы о себе.
- Следующая секция комнаты отвечает за сенсорное развитие: здесь ребенок контактирует с предметами, помогающими ему изучить существующие вкусы, запахи, цвета, формы.
- Далее идет математическая зона, оборудованная приспособлениями для обучения счету и несложным вычислениям.
- В языковой секции малыши изучают чтение и письмо.
- Зона космоса отвечает за наличие предметов познания окружающей вселенной, а также истории, культуры и прочего.
- Наконец, в шестом отсеке Монтессори-классов располагаются гимнастические уголки, где детям положено физически развиваться.
Степень нагрузки, а также группы базовых навыков, которым предлагает обучать детей Мария Монтессори, зависят от того, в какую возрастную группу входит ребенок. Всего групп выделяется три:
- с рождения до 6 лет малыш обучается базовым человеческим навыкам;
- с 6 до 12 – занимается активным исследованием окружающего мира;
- с 12 до 18 лет наступает период активных размышлений, построения крепких логических взаимосвязей, соединения множества разрозненных фактов в общую картину мира.
Монтессори также предлагает учитывать и индивидуальные особенности каждого ребенка, так как возраст далеко не всегда является показателем успеваемости. Если материал, рассчитанный на полгода, ребенок усвоил за 24 месяца, это также считается положительным результатом.
Методика Монтессори не раз доказывала свою эффективность. Согласно ей воспитывались такие мировые знаменитости, как Билл Гейтс, Джордж Клуни, Билл Клинтон и т.д. Однако есть у системы и недостатки, мешающие применять ее в России. К примеру, свобода воли – определяющее правило подхода Монтессори – предполагает, что ребенок сам будет решать, в какую из зон комнаты он пойдет в первую очередь. Не каждый российский родитель сможет с этим смириться, полагая, к примеру, что, изрисовывая десятый лист бумаги, ребенок теряет время зря. Кроме того, рекомендует автор методики забыть о тотальных запретах, похвале, стимулировании или критике – эти проявления наставлений от родителей будут искусственно подталкивать ребенка к совершению действий. Тут опять-таки возникает проблема: в нашем менталитете заложена установка, что детей обязательно нужно учить, как жить. Некоторых мам возмущает и запрет Монтессори на чтение сказок детям в возрасте до трех лет, данный для того, чтобы ребенок вначале уяснил суть предметов, а затем уже перешел к фантазиям, не путаясь и не теряясь. Но мы в России привыкли верить в чудо, а потому отбирать его у собственного ребенка непросто.
Есть у методики Монтессори и более приземленные недостатки: дороговизна специально оборудованных школ и детских садов. Сэкономить можно лишь в том случае, если вы выбрали надомное обучение и организовали нужную среду в отдельной комнате квартиры. Кроме того, известны случаи, когда дети, перешедшие в обычную школу из Монтессори-садика, испытывали невероятные трудности с адаптацией к новому укладу, ведь им не были знакомы правила дисциплины. Кстати, в таких случаях психологи советуют завести малышам домашнего питомца, чтобы снизить их стресс и подарить уверенность. Какие еще благоприятные эффекты оказывают животные на детскую психику, рассказываем тут.
Антон Семенович Макаренко, как и Мария Монтессори, является одним из четырех педагогов, которые, согласно ЮНЕСКО, определили способ педагогического мышления в ХХ веке. Именно он разработал знаменитую методику, превращавшую беспризорников и мелких хулиганов в достойнейших членов общества. Впрочем, несмотря на то, что система разработана для изначально трудно поддающихся воспитанию детей, использовать ее продолжают и сегодня, делая поправки на реальные обстоятельства.
Методика Макаренко зиждется на семи основных принципах.
- Детей должен объединять коллектив. Сопричастность к чему-то большему и возникающая в ее рамках ответственность, а также достижение новых целей формирует его личность.
- Дети не являются зародышами будущей личности, они уже личности, а школа не должна восприниматься как подготовительный этап к дальнейшей жизни.
- Формирование традиций внутри коллектива помогает вырабатывать общие нормы приемлемого социального поведения.
- Дети самостоятельно принимают решения и отвечают за них. Это касается также жизни и досуга группы. За группу отвечает старший, выбирающийся на полгода и только один раз.
- Труд облагораживает, а потому обязателен, но он должен иметь практическое обоснование.
- Педагог, родитель или воспитатель обязан быть открытым и честным, избегать всяческих манипуляций.
- Дисциплина является не методом воспитания, а его результатом.
Основная критика в сторону методики Макаренко сегодня поступает от специалистов, не поддерживающих трудовую "повинность" в качестве одного из элементов воспитания. Однако нужно помнить, что под руководством известного советского педагога труд облагораживал именно сложных детей. В условиях современного мира этот пункт можно заменить на традиционные домашние обязанности, внесение вклада в общее дело семьи – мытье посуды, влажную уборку и т.д.
Самым большим плюсом методики считается ее демократичность: за счет того, что в детском коллективе царит самоуправление, каждый ребенок несет ответственность за принятое сообща решение. При этом родитель, воспитатель или педагог не имеет права оспаривать или отменять вынесенный детьми вердикт. Разумеется, организовать подобный подход в детском саду или школе практически нереально, ведь современные образовательные учреждения в меньшей степени отвечают за воспитательную функцию. Тем не менее в домашних условиях действовать согласно основным принципам Макаренко реально, и это может принести вполне ощутимый результат.
Рудольф Штайнер – доктор философии и педагог, автор методики воспитания детей, направленной на гармоничное развитие личности и ее творческих способностей. В первую очередь Штайнер настаивает, чтобы родители не требовали от детей многого, ведь их основная задача – вырастить здоровую личность, а не нервозного "достигатора". Объем задач и знаний для освоения для каждого ребенка определяется индивидуально, на основании его возраста и особенностей развития. Настаивает педагог и на том, чтобы учителя и родители были для ребенка примером для подражания и авторитетом. В процесс воспитания он рекомендует включать не только теоретическое, но и практическое познание сути вещей: ежедневно в той или иной сфере ребенок должен учиться применять новые знания. Самостоятельность, по мнению Штайнера, – залог успешной будущей жизни подрастающего поколения.
Главный принцип методики воспитания по Штайнеру можно назвать принципом "неопережения" развития: ребенок должен познавать мир в своем темпе, однако, имея при этом все возможности для умственного и духовного роста. Обучение начинается с 7 лет, продолжается до 18-19 лет. Первые 2-3 года обучения не преподаются академические предметы. День каждого обучающегося по этой системе должен делиться на три основных блока:
- первый включает в себя активное мышление;
- второй – духовное развитие (музыка, танцы);
- третий – креативно-практический (развитие моторики и общих навыков посредством творчества в виде лепки, вырезания из дерева, шитья).
Кстати, особая рекомендация вальдорфской школы, к которой принадлежит Штайнер, заключается в том, что все танцы должны быть эвритмическими – сочетающими пение или чтение стихов с активным движением. Такая активная зарядка позволяет не только укреплять нейронные связи, но и насыщать организм ребенка кислородом, в чем и сам педагог, и его соратники видели особое оздоравливающее воздействие.
Что касается способов подачи материала, тут также имеется нюанс: он изучается эпохами. В течение одного месяца, к примеру, дети погружаются в эпоху родной литературы (ей уделяется большее количество уроков). Определенные темы дети учат согласно этапу их собственного развития. Так, к примеру, в шестом классе, когда дети усваивают представления о государстве и справедливости, им предлагают к изучению историю Римской империи. Позднее, на этапе полового созревания, изучают средневековье, так как именно на то время пришелся расцвет мужественности (рыцарство) и женственности (прекрасные и благородные дамы).
Методика Штайнера не предполагает наличия оценок или оставления на второй год. В конце каждого цикла обучения учителя составляют для каждого родителя подробный отчет о развитии их ребенка. Впрочем, есть у нее и существенные недостатки. Во-первых, изначально эта система предполагает, что детям должны преподаваться также спорные религиозно-оккультные дисциплины, оторванные от реальности. Во-вторых, заслужила критику методика и за создание "тепличных" условий для детей, из-за которых им впоследствии бывает сложно социализироваться.
Гленн Доман – американский врач-нейрофизиолог, разработавший методики по восстановлению для детей с поражениями нервной системы, а также систему раннего физического и интеллектуального развития для здоровых детей. Мозг человека вступает в фазу активного развития сразу после рождения. Продолжается она вплоть до достижения ребенком шести лет. Опираясь на эти сведения, Гленн Доман предлагает начинать обучение детей уже с шести месяцев. Стартует программа с физических упражнений, проводимых с помощью родителей, так как формирование здорового тела, по мнению педагога, неразрывно связано с развитием интеллекта. Как только ребенок осваивает один навык, сразу же нужно переходить к следующему.
Методика Домана подразумевает наиболее полную подачу информации за краткий промежуток времени. Так, если ребенок, например, заинтересовался проходящей мимо собакой или задал вопрос, что это, необходимо ответить ему примерно следующее: "это собака породы пудель". За счет такого полного ответа малыш усвоит, что собаки бывают разные, но у них есть общие признаки, а также, что существует не одна, а много пород.
В процессе обучения используются специальные карточки Домана – картонки со словами, знаками и картинками. Деление этих вспомогательных обучающих инструментов на категории производится согласно определенной тематике. Рекомендуется показывать малышу карточки ежедневно по несколько раз.
Несмотря на то, что методика Гленна Домана позволяет детям получать и усваивать наиболее полные и подробные сведения о любом объекте во вселенной, она фактически лишает его творчества, оставляя лишь сухое заучивание фактов. Это серьезно стопорит развитие в малыше любознательности, так как его задачей в рамках описываемой системы обучения остается лишь восприятие информации, но не ее последующее применение.
Несмотря на совершенно различный подход к воспитанию, всех вышеперечисленных педагогов объединяет то, что они считают физическое воздействие на детей неприемлемым. Почему нельзя бить ребенка и как подобрать разумное наказание за неподобающее поведение, читайте тут...