Смертельная авария с участием бывшего начальника ГИБДД Кузбасса Юрия Мовшина произошла больше четырех лет назад, но новости о ней продолжают будоражить общественность. Новым поводом стало решение суда об условно-досрочном освобождении бывшего высокопоставленного полицейского, чье нарушение ПДД привело к гибели четырех человек. Благодаря этому Мовшин окажется на свободе на два года раньше предусмотренного судом срока. Как заканчивались попытки виновников других громких ДТП с большим количеством погибших выйти по УДО, читайте в этом материале.
Но сначала все-таки стоит немного рассказать о Юрии Мовшине. В апреле 2016 года в Кемеровском районе произошла смертельная авария с участием бывшего начальника ГИБДД Кузбасса Юрия Мовшина. На своем Toyota Land Cruiser, выехав на полосу встречного движения, он протаранил Toyota Premio, поворачивающий налево. Авария унесла жизни четырех женщин, находившихся в легковом автомобиле.
За расследованием этого дела, без преувеличения, следили во всем Кузбассе и даже за его пределами. Причина лежит на поверхности: Мовшин раньше работал в региональном управлении ГИБДД. Более того, он его возглавлял. Поэтому сомневающихся в том, что он будет признан виновным в смертельной аварии и понесет заслуженное наказание, было немало. Подкрепляло эти сомнения еще и то, что словосочетание "смертельное ДТП" и имя Мовшина и ранее фигурировали рядом. Так, в 2011 году высокопоставленный полицейский столкнулся с ВАЗ-2114. Водитель отечественной легковушки погиб, но уголовное дело тогда возбуждать не стали.
До суда уголовное дело по ДТП в 2016 году дошло более чем через полтора года. В январе 2018 года Абаканский городской суд (рассмотрение дела перенесли из Кузбасса в другой регион) признал Мовшина виновным и приговорил его к четырем с половиной годам лишения свободы в колонии общего режима. Свою вину бывший начальник ГИБДД Кузбасса не признал и пытался обжаловать приговор, но ему это не удалось. Также не увенчалось успехом его ходатайство об условно-досрочном освобождении, поданное летом 2019 года. Но почти год спустя суд решил освободить Мовшина по УДО. По закону у потерпевшей стороны есть десять дней, чтобы обжаловать это решение. Как рассказал корреспонденту сайта Денис Лосев, чья жена оказалась одной из погибших в результате этого ДТП, комментировать эту возможность он пока не готов.
В конце октября 2016 года Челябинск потрясло ДТП, которое произошло на пересечении Комсомольского проспекта и улицы 40 лет Победы. Автомобиль Mercedes S500 проскочил на красный свет и врезался в такси. Авария унесла жизни таксиста и его пассажирок – трех девушек в возрасте от 25 до 28 лет.
Как стало известно позднее, управлявший иномаркой 33-летний Евгений Воргуданов находился в состоянии алкогольного опьянения. Суд над сыном местного влиятельного бизнесмена состоялся в начале мая 2017 года. Гособвинение просило приговорить Воргуданова к восьми годам лишения свободы, но решение суда оказалось мягче – пять лет и 11 месяцев в колонии общего режима. Приговор не устроил обе стороны дела и был обжалован. В июле 2017 года суд ужесточил наказание водителю, приговорив его к восьми с половиной годам лишения свободы. Выйти по УДО Воргуданову вряд ли удастся: как сообщает издание "Русская Пресса", он неоднократно нарушал правила поведения в колонии и попадал в карцер.
В августе 2018 года в ДТП на трассе под Волгоградом погибла семья Перчиевых: муж с женой и две их маленькие дочки. В Honda Accord врезался пикап Dodge Ram, выехавший на встречную полосу. После столкновения легковушка загорелась, и пламя уничтожило ее вместе с заблокированными внутри людьми.
За рулем пикапа находился 22-летний Ренат Булатов, сын местного депутата-единоросса. Парень также планировал построить политическую карьеру и состоял в молодежной организации этой партии. Наряду с явкой с повинной, раскаянием и сотрудничеством со следствием подобная активная общественная деятельность стала для суда смягчающим обстоятельством при вынесении приговора. В октябре 2018 года Булатова приговорили к двум годам и 10 месяцам колонии-поселения. Менее чем через год, в сентябре 2019 года, его адвокат подал ходатайство об условно-досрочном освобождении. Но выйти по УДО сыну депутата не удалось: то ли из-за резких высказываний присутствовавших на заседании представителей потерпевшей стороны, то ли из-за возможного общественного резонанса заявление было отозвано.
Летом 2014 года в Чувашии прогремела новость о смертельном ДТП с участием двух иномарок. На трассе "Чебоксары – Сурское" Merсеdes S500 выехал на встречную полосу и врезался в Hyundai Getz. Удар был такой силы, что "кореец" перевернулся. На месте аварии погибли водитель и его жена, сидевшая на переднем пассажирском месте. А двое маленьких детей получили тяжелейшие травмы и попали в больницу. Четырехлетняя девочка пролежала год в коме и скончалась, не приходя в сознание, а ее 10-летний брат остался инвалидом.
В крови водителя Merсеdes Сергея Белова обнаружили алкоголь, но употребление спиртного он отрицал до последнего. В октябре 2014 года суд признал его виновным и приговорил к восьми годам лишения свободы. Местные СМИ назвали этот приговор "самым суровым в истории", а Белов отправился отбывать наказание. Спустя два с половиной года он попросил об УДО, и суд удовлетворил это заявление. Таким образом, пьяный водитель, погубивший троих человек и искалечивший еще одного, мог выйти на свободу на пять (!) лет раньше положенного срока. Разразился скандал, результатом которого стал пересмотр решения об УДО. В августе 2017 года суд вернул Белова в колонию, но от идеи выйти на свободу пораньше он не отказался и каждые полгода ходатайствует об условно-досрочном освобождении. Пока безрезультатно.
В апреле прошлого года 40-летний кузбассовец получил заказ в популярном сервисе поиска попутчиков. Нужно было отвезти путешественников из томского аэропорта в Кемерово и Новокузнецк. На трассе Р-255 "Сибирь" управлявший Honda Stepwgn водитель превысил скорость и выехал на встречную полосу. Там минивэн столкнулся с автопоездом в составе тягача Volvo, вылетел с дороги и врезался в дерево.
Эта авария унесла жизнь троих человек, еще двое получили различные травмы. Как стало известно в ходе расследования, Honda Stepwgn был неисправен, а на передних и задних колесах стояли разные комплекты шин – зимние и летние соответственно. В конце января этого года суд приговорил водителя к четырем с половиной годам лишения свободы в колонии общего режима. О попытках мужчины выйти по УДО пока ничего не известно.
В заключение стоит отметить следующее. Как и у других виновников громких ДТП с большим количеством погибших, Мовшин имел законное право ходатайствовать об условно-досрочном освобождении. Решение по нему вправе принимать только суд. Но, помимо юридической, есть еще человеческая сторона вопроса. Которая сводится к тому, что в результате УДО обесценивается и без того бесценная человеческая жизнь, отнятая в результате аварии. Тем более, когда таких жизней было четыре…