Появление остановки "Парк Ангелов" вскоре после открытия одноименного пространства не стало каким-то неожиданным событием. Но оно напомнило о том, что в Кемерове еще недавно названия остановок часто меняли. В основном, по желанию коммерсантов и за их деньги. Теперь многих компаний уже нет, а "коммерческий нэйминг" все еще напоминает "мертвыми" остановками о прошлом. Почему сложилась такая ситуация, и как из нее можно выйти, выяснял корреспондент VSE42.Ru.
Около месяца назад в Кемерове появилась новая остановка под названием "Парк Ангелов". Новый павильон с "умным наполнением" в виде usb-портов для зарядки гаджетов расположился возле входа в одноименный парк. На остальных же павильонах просто поменяли таблички, на которых раньше было написано "Швейная фабрика", а одно время еще и "Развлекательный центр "Зимняя вишня".
Конечно, отказ от двойного названия можно было бы объяснить заботой о пассажирах. Мол, после переименования должна исчезнуть путаница при выборе маршрута. Но если вспомнить о проводимой властями кампании по превращению места трагедии, которая унесла жизни 60 человек, в "место силы", больше верится в нечто другое. А именно – в подспудное желание забыть название злополучного ТЦ. И начали с табличек на остановочных павильонах, которые каждый день мелькали перед глазами тысяч кемеровчан.
Справедливости ради стоит отметить, что "Швейной фабрикой" эту остановку называли все-таки чаще, чем "Зимней вишней". Но в лету канули оба наименования: и историческое, и до недавних пор актуальное. В конце концов, название остановки должно соответствовать реальности. А предприятия по производству швейных изделий в этом месте давно уже нет. Другое дело, что быстрота и чуть ли не секретность переименования "Швейки" контрастируют с немалым количеством павильонов с "мертвыми" названиями в нашем городе. Причем расположены они не на окраинах, где общественный транспорт останавливается только по требованию. Подобные павильоны находятся и на главных магистралях города с большим пассажиропотоком. Но до них, похоже, уже годами никому нет дела.
В качестве иллюстрации к ситуации с "мертвыми" остановками прекрасно подходит привычный для многих кемеровчан маршрут, по которому они возвращаются с работы, учебы или увеселительных прогулок из центра города в спальный Ленинский район. По проспекту Октябрьскому практически друг за другом идут павильоны с табличками "СКК Октябрьский", "Магазин НЭТА" и "кинотеатр "Аврора". Создается впечатление, что обходишь кладбищенские ряды: первых двух не существует уже несколько лет, да и последний за предыдущие два десятка лет чаще был закрыт для посетителей. В том числе и в настоящее время.
И это только один из наглядных примеров, когда название остановки со временем утратило свою актуальность. Почему это происходит? Одной из причин является коммерческая составляющая при выборе названия остановки, которая была распространена в нашем городе в начале 2000-х годов. Как рассказал знакомый с ситуацией источник, тогда УЕЗТУ открыто продавало заинтересованным бизнесменам названия остановок. Цена вопроса, насколько известно, составляла порядка 2 000 долларов по тому курсу и росла вместе с укреплением американской валюты. Если все вырученные средства шли в бюджет, подобная торговля остановками не кажется чем-то предосудительным. Как говорится, времена были тяжелые и все выживали, как могли.
Другое дело, что далеко не все организации из числа купивших названия остановок продолжают свою работу. Вот и висят мертвым грузом на павильонах таблички вроде упомянутой выше "Магазин НЭТА", а также "Магазин Чибис", "Гипермаркет АЛПИ" и другие. И хотя никаких обязательств перед обанкротившимися бизнесменами у кемеровских властей, по сути, нет, переименовывать остановки они уже который год не торопятся. В чем причина такого нежелания, остается только гадать. Если нет подходящих вариантов, то почему не обратиться за помощью к местным жителям? А если хочется извлечь из этого выгоду, то почему бы не предложить выкупить утратившие актуальность названия другим коммерческим организациям? Правда, в последнем случае поиск потенциальных покупателей стоит вести только среди находящихся поблизости от павильона фирм. Иначе остановка перестанет выполнять одну из своих главных целей – служить ориентиром.
Судя по популярным онлайн-сервисам, как минимум один подобный парадокс в Кемерове есть, причем сложился он в центре города. Так, остановки на пересечении проспектов Советского и Кузнецкого обозначены в оперативно обновляющемся справочнике как "Промсвязьбанк", но одноименного банка поблизости в настоящее время нет. А по факту на этих павильонах висят таблички с названием "Кузбассэнерго", что вносит определенную путаницу, особенно для людей неместных или плохо ориентирующихся в городе.
Примечательно, что по отношению к коммерческим названиям остановок ответственные лица не всегда были столь неповоротливы. Яркий тому пример – остановка "Искитимский мост". В годы расцвета сети "Компьютерные системы" павильон получил соответствующее название. Но когда количество магазинов "КС" в городе стало уменьшаться и, по всей видимости, прекратилась оплата таблички на остановке, ей стремительно вернули историческое наименование.
Кстати об истории, которая неминуемо накладывает свой отпечаток на названия населенных пунктов, улиц и остановок в том числе. В Кемерове можно встретить немало табличек на павильонах, рассказывающих о прошлом нашего города. Взять, например, остановку "КЭМЗ" в центральном районе. Этого промышленного предприятия уже не существует, но его появление в годы Великой Отечественной войны послужило импульсом для индустриального развития города. Как бы то ни было, это история, отмахиваться от которой не принято.
В то же время есть остановка "Универмаг" и несколько "Универсамов". В советские годы они, очевидно, были чем-то редким и действительно служили ориентирами на местности, что нашло свое отражение в табличках на павильонах. Но сегодня, когда магазины формата "у дома" находятся практически в каждом микрорайоне города, различные "универмаги" и "универсамы" не кажутся чем-то значимым. По крайней мере настолько, чтобы называть в честь них остановки. Причем бесплатно.
И все-таки кажется правильным, чтобы границы между историческим наследием и пережитками прошлого проводили не простые обыватели, а эксперты. Которые, судя по наличию той же городской комиссии по топонимике, предложившей имя для "Парка Ангелов", у нас все-таки есть. Зато, как сообщил знакомый с ситуацией источник, до сих пор нет постановления, которое четко регулировало бы названия остановок, критерии при их выборе, основания для переименования и другие вопросы по этой части. К сожалению, на запрос о том, кто принимает решение о переименовании остановок, планируется ли оно в ближайшее время, и кто осуществляет мониторинг актуальности названий, пресс-служба городской администрации не ответила.
Еще один интересный момент в данной ситуации заключается в том, что перевозчики реагируют на изменения в городской среде быстрее чиновников. Ведь на табличках в транспорте чаще всего указаны не названия остановок, а основные направления вроде анекдотического "Роддом – Психбольница – Кладбище". В качестве примера возьмем одну из маршруток, двигающихся из центра в Ленинский район. Как следует из таблички, свой путь она начинает с "ТЦ Я", а не "Промсвязьбанка". Оказавшись на проспекте Октябрьском, маршрутка останавливается на "Лапландии", а не "СКК Октябрьский". А одним из конечных пунктов является "Лента", но никак не "Сбербанк". Говоря проще, главная задача такой таблички – дать понять пассажиру, куда он может доехать. И она с этим справляется без какой-либо путаницы
В завершение хочется отметить следующее. Как и в случае с переименованием "Швейной фабрики" в "Парк Ангелов", для приведения в порядок названий других остановок нужна понятная и прозрачная политика городских властей. И, как видится, предпосылок к ее появлению пока нет. Возможно потому, что устаревшие названия остановок общественного транспорта – куда меньшая проблема, чем тотальная нехватка этого самого транспорта по всем городам области. По крайней мере, в том объеме и качестве, чтобы людям стало действительно удобно им пользоваться. Но это, пожалуй, тема для отдельного и более предметного разговора.