Пункт назначения: "мертвая" остановка

11 ноября 2019 г., 10:02

Появление остановки "Парк Ангелов" вскоре после открытия одноименного пространства не стало каким-то неожиданным событием. Но оно напомнило о том, что в Кемерове еще недавно названия остановок часто меняли. В основном, по желанию коммерсантов и за их деньги. Теперь многих компаний уже нет, а "коммерческий нэйминг" все еще напоминает "мертвыми" остановками о прошлом. Почему сложилась такая ситуация, и как из нее можно выйти, выяснял корреспондент VSE42.Ru.

Рикошет в "Швейку"

Около месяца назад в Кемерове появилась новая остановка под названием "Парк Ангелов". Новый павильон с "умным наполнением" в виде usb-портов для зарядки гаджетов расположился возле входа в одноименный парк. На остальных же павильонах просто поменяли таблички, на которых раньше было написано "Швейная фабрика", а одно время еще и "Развлекательный центр "Зимняя вишня".

Конечно, отказ от двойного названия можно было бы объяснить заботой о пассажирах. Мол, после переименования должна исчезнуть путаница при выборе маршрута. Но если вспомнить о проводимой властями кампании по превращению места трагедии, которая унесла жизни 60 человек, в "место силы", больше верится в нечто другое. А именно – в подспудное желание забыть название злополучного ТЦ. И начали с табличек на остановочных павильонах, которые каждый день мелькали перед глазами тысяч кемеровчан.

Справедливости ради стоит отметить, что "Швейной фабрикой" эту остановку называли все-таки чаще, чем "Зимней вишней". Но в лету канули оба наименования: и историческое, и до недавних пор актуальное. В конце концов, название остановки должно соответствовать реальности. А предприятия по производству швейных изделий в этом месте давно уже нет. Другое дело, что быстрота и чуть ли не секретность переименования "Швейки" контрастируют с немалым количеством павильонов с "мертвыми" названиями в нашем городе. Причем расположены они не на окраинах, где общественный транспорт останавливается только по требованию. Подобные павильоны находятся и на главных магистралях города с большим пассажиропотоком. Но до них, похоже, уже годами никому нет дела.

Перепись усопшего бизнеса

В качестве иллюстрации к ситуации с "мертвыми" остановками прекрасно подходит привычный для многих кемеровчан маршрут, по которому они возвращаются с работы, учебы или увеселительных прогулок из центра города в спальный Ленинский район. По проспекту Октябрьскому практически друг за другом идут павильоны с табличками "СКК Октябрьский", "Магазин НЭТА" и "кинотеатр "Аврора". Создается впечатление, что обходишь кладбищенские ряды: первых двух не существует уже несколько лет, да и последний за предыдущие два десятка лет чаще был закрыт для посетителей. В том числе и в настоящее время.

И это только один из наглядных примеров, когда название остановки со временем утратило свою актуальность. Почему это происходит? Одной из причин является коммерческая составляющая при выборе названия остановки, которая была распространена в нашем городе в начале 2000-х годов. Как рассказал знакомый с ситуацией источник, тогда УЕЗТУ открыто продавало заинтересованным бизнесменам названия остановок. Цена вопроса, насколько известно, составляла порядка 2 000 долларов по тому курсу и росла вместе с укреплением американской валюты. Если все вырученные средства шли в бюджет, подобная торговля остановками не кажется чем-то предосудительным. Как говорится, времена были тяжелые и все выживали, как могли.

Другое дело, что далеко не все организации из числа купивших названия остановок продолжают свою работу. Вот и висят мертвым грузом на павильонах таблички вроде упомянутой выше "Магазин НЭТА", а также "Магазин Чибис", "Гипермаркет АЛПИ" и другие. И хотя никаких обязательств перед обанкротившимися бизнесменами у кемеровских властей, по сути, нет, переименовывать остановки они уже который год не торопятся. В чем причина такого нежелания, остается только гадать. Если нет подходящих вариантов, то почему не обратиться за помощью к местным жителям? А если хочется извлечь из этого выгоду, то почему бы не предложить выкупить утратившие актуальность названия другим коммерческим организациям? Правда, в последнем случае поиск потенциальных покупателей стоит вести только среди находящихся поблизости от павильона фирм. Иначе остановка перестанет выполнять одну из своих главных целей – служить ориентиром.

Судя по популярным онлайн-сервисам, как минимум один подобный парадокс в Кемерове есть, причем сложился он в центре города. Так, остановки на пересечении проспектов Советского и Кузнецкого обозначены в оперативно обновляющемся справочнике как "Промсвязьбанк", но одноименного банка поблизости в настоящее время нет. А по факту на этих павильонах висят таблички с названием "Кузбассэнерго", что вносит определенную путаницу, особенно для людей неместных или плохо ориентирующихся в городе.

Примечательно, что по отношению к коммерческим названиям остановок ответственные лица не всегда были столь неповоротливы. Яркий тому пример – остановка "Искитимский мост". В годы расцвета сети "Компьютерные системы" павильон получил соответствующее название. Но когда количество магазинов "КС" в городе стало уменьшаться и, по всей видимости, прекратилась оплата таблички на остановке, ей стремительно вернули историческое наименование.

История или нафталин?

Кстати об истории, которая неминуемо накладывает свой отпечаток на названия населенных пунктов, улиц и остановок в том числе. В Кемерове можно встретить немало табличек на павильонах, рассказывающих о прошлом нашего города. Взять, например, остановку "КЭМЗ" в центральном районе. Этого промышленного предприятия уже не существует, но его появление в годы Великой Отечественной войны послужило импульсом для индустриального развития города. Как бы то ни было, это история, отмахиваться от которой не принято.

В то же время есть остановка "Универмаг" и несколько "Универсамов". В советские годы они, очевидно, были чем-то редким и действительно служили ориентирами на местности, что нашло свое отражение в табличках на павильонах. Но сегодня, когда магазины формата "у дома" находятся практически в каждом микрорайоне города, различные "универмаги" и "универсамы" не кажутся чем-то значимым. По крайней мере настолько, чтобы называть в честь них остановки. Причем бесплатно.

И все-таки кажется правильным, чтобы границы между историческим наследием и пережитками прошлого проводили не простые обыватели, а эксперты. Которые, судя по наличию той же городской комиссии по топонимике, предложившей имя для "Парка Ангелов", у нас все-таки есть. Зато, как сообщил знакомый с ситуацией источник, до сих пор нет постановления, которое четко регулировало бы названия остановок, критерии при их выборе, основания для переименования и другие вопросы по этой части. К сожалению, на запрос о том, кто принимает решение о переименовании остановок, планируется ли оно в ближайшее время, и кто осуществляет мониторинг актуальности названий, пресс-служба городской администрации не ответила.

Еще один интересный момент в данной ситуации заключается в том, что перевозчики реагируют на изменения в городской среде быстрее чиновников. Ведь на табличках в транспорте чаще всего указаны не названия остановок, а основные направления вроде анекдотического "Роддом – Психбольница – Кладбище". В качестве примера возьмем одну из маршруток, двигающихся из центра в Ленинский район. Как следует из таблички, свой путь она начинает с "ТЦ Я", а не "Промсвязьбанка". Оказавшись на проспекте Октябрьском, маршрутка останавливается на "Лапландии", а не "СКК Октябрьский". А одним из конечных пунктов является "Лента", но никак не "Сбербанк". Говоря проще, главная задача такой таблички – дать понять пассажиру, куда он может доехать. И она с этим справляется без какой-либо путаницы

В завершение хочется отметить следующее. Как и в случае с переименованием "Швейной фабрики" в "Парк Ангелов", для приведения в порядок названий других остановок нужна понятная и прозрачная политика городских властей. И, как видится, предпосылок к ее появлению пока нет. Возможно потому, что устаревшие названия остановок общественного транспорта – куда меньшая проблема, чем тотальная нехватка этого самого транспорта по всем городам области. По крайней мере, в том объеме и качестве, чтобы людям стало действительно удобно им пользоваться. Но это, пожалуй, тема для отдельного и более предметного разговора.

Фото: VSE42.Ru, Анна Марко
Автор: Андрей Ермолюк